Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Барнагян Эмма Агоповна

Урок литературы в 7-ом классе

Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.

Цель урока:

  • закрепление понятий юмор, сатира, сюжет;
  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_dialoga_na_uroke_literatury_v_7.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-ом классе

Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.

Цель урока:

  1. закрепление понятий юмор, сатира, сюжет;
  2. формирование навыков анализа сатирического рассказа;
  3. развитие творческих способностей учащихся.

Методические приемы:

  1. постановка проблемного вопроса;
  2. беседа по вопросам.

Оборудование:

  1. портрет А.Чехова
  2. иллюстрации к рассказу “Хамелеон”

Словарная работа:

  1. юмор;
  2. сатира;
  3. рассказ;
  4. шарж;
  5. художественная деталь;
  6. сюжет, его элементы.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений – рассуждений “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? (Домашнее задание)

2. Теоретическая разминка.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об одном из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.

(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)

Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.

Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.

Вопрос: Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде , а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)

Вопрос: Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)

Учитель: Сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.

3. Работа над анализом рассказа. Постановка проблемного вопроса(“Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики).

I группа найдите юмористические эпизоды в рассказе “Хамелеон”.

II группа найдите сатирическое изображение в рассказе “Хамелеон”.

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Учитель: Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

4. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ “Толстый и тонкий”.
  2. Ответить на вопросы, стр. 232-233.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики

В презентации собраны проблемные ситуации на уроках математики в рамках технологии проблемного диалога...

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Технология проблемного диалога на уроках литературы

Данная технология применяется учителем на уроках литературы...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...