Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
    Урок-путешествие по роману Е. Замятина "К свету - по этапу, к счастью - под плетями"

    Печёнкина Елена Артёмовна

    Урок-путешествие предполагает групповую форму работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zamyatin.docx28.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общая школа №16

    Урок-путешествие

     «К свету – по этапу, к счастью – под плетями»

    (Развитие жанра антиутопии в литературе XX века как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (по роману Е. Замятина «Мы»))

                                                                               

          Составила: учитель    

            русского языка и литературы                      

          Печёнкина Е.А.                                                                      

    г. Армавир, 2013

    Тема: «К свету – по этапу, к счастью – под плетями…»

    (Развитие жанра антиутопии в 20-е годы XX века как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (на материале романа Е. Замятина «Мы»)).

    Цель:

    1. вспомнить причины возникновения, историю развития, особенности жанров утопии и антиутопии;
    2. определить причины развития жанра антиутопии в условиях XX века;
    3. рассмотреть роман Е. Замятина «Мы» как первый советский роман-антиутопию по следующим направлениям:

    а)    черты антиутопического мира;

    б)    пути реализации утопии;

    в)    тип тоталитарного сознания;

    г)     герой антиутопии;

    д)    центральный конфликт романа;

    е)    прогностическая сила произведения;

    4)    показать гуманистическую направленность романа Е. Замятина;

    5)    развивать навыки литературного анализа художественного произведения;

    6)    формировать умение сотрудничать, вести диалог внутри группы, адекватно оценивать себя и других;

    7)     воспитывать активную жизненную позицию, чувство ответственности за принятое решение.

     

    Оборудование: тексты романа Е. Замятина «Мы», карточки с заданиями для каждой группы, заготовки таблицы, распечатки с отрывками из произведений Н. Г. Чернышевского «Что делать?», Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», карточки для рефлексии, тетради, клей, карандаши.

    Основной метод изучения: работа в микрогруппах.

     

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.
    2. Индукция (подготовка к восприятию и анализу произведения).
    1. Демонстрация символа китайской философской системы даосизма инь-янь.

    Какие чувства, ассоциации, мысли возникли?

    Запишите на индивидуальных листах и обсудите в группе.

    (Этот знак китайской философской системы даосизма отображает сложность, изменчивость, противоречивость жизни через столкновение и взаимодействие противоположностей: свет-тьма, добро-зло, мужское-женское начала и т. д.).

    1. Запишите как можно больше антонимичных понятий, которые, по вашему мнению, определяют жизнь человека и общества.

    Анализ результатов работы микрогрупп, сопоставление с вариантами, предложенными учителем:

    Добро-зло

    Милосердие-жестокость

    Счастье-страдание

    Любовь-ненависть

    Истина-заблуждение

    Свобода-рабство

    Вера-безверие

    Активность-пассивность

    Воля-безволие

    Патриотизм-космополитизм

    Эти понятия во многом определяют тот круг проблем, который мы будем обсуждать на уроке.

    Ключевыми словами урока также станут противоположные понятия: утопия и антиутопия.

    Нам предстоит совершить путешествие во времени: перенестись в вымышленные писателями разных эпох Н. Г. Чернышевским и

    Е. Замятиным идеальные государства будущего, а чтобы ярче представить, как могли они создаваться, вернуться в прошлое, в Средневековье, изображённое на страницах романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

    В путешествии нас будет сопровождать Светлая красавица, героиня романа Н. Г. Чернышевским «Что делать?», и кардинал великий инквизитор из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

    Итак, о чём мечтает утопия и от чего предостерегает антиутопия? Почему антиутопия стала одним из популярных жанров в литературе XX века?

    Слово учителя

    С древнейших времён, не довольствуясь существующим миропорядком, люди мечтали об устройстве идеального государства. Эта заветная мечта нашла отражение в литературе и предопределила рождение нового жанра, получившего название «утопия» (от греч. «U» - нет и «topos» - место). Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Классические образцы утопий – «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. В русской литературе социалистическая утопия нашла отражение в снах Веры Павловны в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

    Задание №1. (Общее для микрогрупп).

    1. Вам предстоит совершить первое путешествие во времени. Светлая красавица, героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», покажет жизнь идеального общества далёкого будущего. Во время путешествия необходимо вести путевые заметки – отражать свои наблюдения и замечания в соответствующей графе таблицы «О чём мечтает утопия и от чего предостерегает антиутопия».

    (Монолог подготовленного ученика – монтаж по тексту главы «Четвёртый сон Веры Павловны».)

    Обсуждение результатов работы групп по составлению таблицы.

    1. Отражение чувств, мыслей, возникших на этом этапе урока (рефлексия).

    Хотели бы вы стать жителем этой идеальной страны будущего? Ответ обоснуйте.

    Задание №2. (Общее для микрогрупп).

    Прежде, чем отправиться в Единое Государство, ещё одну идеальную страну будущего, созданную воображением Е. Замятина, познакомимся с самим писателем. Прочитайте высказывания автора романа «Мы» и его современников о нём, определите главные черты его личности и творческое кредо.

    1.«Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…». (Статья  Е. Замятина «Я боюсь»)

    2. «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой ». (Е. Замятин)

    3. «Люблю борьбу не физическую, люблю бороться словом». (Е. Замятин. «Автобиография».)

    4. «… я прошу разрешить мне выехать за границу – с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». (Из письма Е. Замятина к Сталину.)

    5. «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой». (Н. Берберова. «Курсив мой».)

    6. «Замятин волнует читателя, заражает искренностью своих чувств, правдивостью переживаний.  В голосе молодого художника прежде всего и громче всего слышится боль за Россию. Это основной мотив его творчества и со всех страниц немногочисленных произведений Замятина ярко и выпукло проступает недугующий лик нашей родины, - больная запутанность русской «непутёвой души»… » (Р. Григорьев. «Ежемесячный журнал».)

    Задание №3. (Индивидуальное для каждой микрогруппы.)

    Карточки с заданиями для микрогрупп.

    Карточка №1 .

    Антиутопический мир

    1. Какова история зарождения Единого Государства?

    Каково его внутреннее и внешнее устройство?

    Какими образами-символами оно выражено в романе?

    1. Какова «формула счастья», выведенная в Едином Государстве?

    Когда герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым?

    Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чём абсурдность этих сцен?

    Карточка №2.

    Пути реализации утопии

    1. Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать людей счастливыми?
    2. Как тип тоталитарного сознания отражается в языке героев?

    Карточка №3.

    Герой антиутопии

    1. Докажите, что в начале романа Д-503 – фанатик Единого Государства.
    2. Что изначально отличало его от других нумеров?
    3. Как изменила героя любовь к I-330?

    (По мере выступления микрогрупп заполняются соответствующие графы таблицы)

    Оправдательная речь Великого инквизитора

    Наш гость из средневековой Испании «сам кардинал великий инквизитор» просит слово. Он перед вами. «Девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшимся лицом, со впалыми глазами, но из которых ещё светится, как огненная искорка, блеск. О, он не в великолепных кардинальских одеждах своих, в каких красовался вчера перед народом, когда сжигали врагов римской веры, - нет, в эту минуту он лишь в старой, грубой, монашеской своей рясе». Но он убеждён в своей правоте. Великий инквизитор оправдывает бесчисленные жертвы инквизиции благородным стремлением сделать людей счастливыми. Он предлагает задуматься над сложными философскими вопросами: что такое счастье? как достигнуть его на земле?

    (Монолог подготовленного ученика – монтаж по тексту главы «великий инквизитор» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».)

    После прослушивания – рефлексия.

    Согласны ли вы с Великим инквизитором?

    Задание №4. (Общее для микрогрупп).

    Почему Единое Государство обречено на провал?

    Назовите признаки кризиса антиутопического мира.

    (Анализ эпизодов «Разговор об энтропии», «Великая операция»)

    Задание №5. (Общее для микрогрупп).

    1. В чём заключается прогностическая сила романа Е. Замятина «Мы»?
    2. В чём смысл финала произведения: выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой?

    Заключительное слово учителя

    «Дети – единственно смелые философы.  И смелые философы – непременно дети», - говорит в романе Е. Замятина «Мы» I-330. Действительно, в эпоху «детства» человечества мудрыми философами даосизма дано предупреждение о сложности, изменчивости, противоречивости мира. В жизни иногда добро и зло неотделимы друг от друга, а благие намерения становятся дорогой в ад. Мир не может жить без утопий, мечты о счастливом обществе, идеальном государстве, но в любой утопии скрывается масса противоречий. Прекрасны идеи утопистов: социальное равенство, разумное государственное устройство, полное материальное благополучие, гармония личного и общественного. Но истинного равенства нет ни в одной из описанных утопий. Да и возможно ли абсолютное равенство? Захотят ли люди по доброй воле одинаково думать, жить? Не только разум, на который уповают утописты, определяет поведение человека. Согласится ли «живая душа»? «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!» - предупреждает Ф. М. Достоевский. И в итоге всеобщее уравнивание оборачивается насилием над человеческой природой, а всеобщее «счастье» грозит катастрофой остановившемуся в своём развитии обществу.

    IX. Подведение итогов.

    Считаете ли вы проблемы, поднятые в романе Е. Замятина, актуальными  в начале XXI века?

    V. Домашнее задание. (По выбору учащихся.)

    1. Работа над обложкой к роману Е. Замятина «Мы».

    2.Сочинение-миниатюра «Интересен ли роман Е. Замятина «Мы» современному читателю?»

    Приложение

    Таблица «О чём мечтает утопия и от чего предостерегает антиутопия»

    Предмет изображения

    Пути достижения

    Герой

    Место и роль труда

    Отношение к техническому прогрессу и природе

    Значение науки и искусства

    Любовь и семья


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"

    Автором представлены разработки серии уроков  по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....

    "Духовный и материальный прогресс и его влияние на развитие общества" (по роману Е.Замятина "Мы")

    Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с по...

    Урок по роману Е. Замятина "Мы"

    Урок по роману Е. Замятина "Мы". Маршрутный лист для рабочих групп....

    Урок – исследование. Проблема выбора: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)

    План - конспект открытого урока по литературе в 11 класс: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...

    Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)

    Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...

    Урок литературы по роману Е. И. Замятина "Мы".

    Урок - исследование по роману писателя начала 20 века, Е. И. Замятина "Мы" - "Над страницами романа Е. Замятина "Мы"....