Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 7 классе. Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы.
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Фаркова Галина Вениаминовна

    Разработка урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorove_4.odt25.49 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                              Урок литературы в 7 классе

    Тема:Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,отправившихся в ссылку за своими мужьями.

    Цели:1)учить школьников самостоятельно находить и систематизировать материалы для подготовки презентаций или докладов по биографии писателей;2)вспомнить исторические события,послужившие мотивом для создания произведения;3)развивать понятие о поэме как о жанре литературы;4)показать особенности русского характера,обозначенные в произведении;5)развивать интерес к истории России;6)развивать творческие способности школьников.

    Оборудование:словарь русского языка С.И. Ожегова,атлас"История России",учебник литературы 7 класс 2 часть под редакцией В.Я. Коровиной,рабочая тетрадь.

                                                                 Ход урока:

    I. Организационный момент:(1-2 мин.)

    II. Основная часть:(35-40 мин.)

    1)Проверка домашнего задания:(5-7 мин.)

    -В 6 классе мы с вами уже знакомились с творчеством Н.А. Некрасова.Дома вы подготовили презентацию по биографии поэта. Давайте послушаем выступление одного из учащихся.

    2)Объяснение нового материала:

    а)Рассказ учителя:(5-7 мин.)

    -Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасова.Запишите тему урока:"Н.А. Некрасов.Поэма "Русские женщины".В течение урока мы попытаемся понять,какие исторические события легли в основу произведения,определить его жанр,тему и идею.

    -Прочитав поэму дома,смогли ли вы понять,какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?

    -Что вы знаете о восстании декабристов?

    -Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?

    -После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат,служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество,членов которого стали  впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге.14 декабря,в день,когда на престол должен был вступить новый император Николай I,3 тыс. солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно генерал Милорадович убеждал их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек,и восстание было подавлено.

    По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов,были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.

    В примечании к "Русским женщинам" Некрасов указал,что не касается политической стороны события,но всё-таки именно он впервые изобразил восстание на Сенатской площади.

    Вскоре за многими декабристами последовали их жёны: Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав,бросали богатства,общественное положение и ехали в неволю,в страшный климат Сибири,под ещё более страшный гнёт местной полиции.

    Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей:"Княгиня Трубецкая" и "Княгиня М.Н.Волконская".У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.

    б)Анализ жанра и композиции произведения:(5-7 мин.)

    -Как поэт определил жанр своего произведения?(Поэма)

    -Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?

    -Давайте обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова. Найдите,как он определяет значение слова "поэма".Прочитайте.

    -Запишите в тетрадь это определение.(Поэма-повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему).

    -Докажите,что "Русские женщины"-поэма.

    -Попробуем определить особенности композиции произведения. Для этого составим краткий план-перечень событий,изложенных в поэме. Будем читать и по ходу чтения составлять план.

                                                                Приблизительный план.

    Часть первая.

    I. Описание возка,на котором княгиня Трубецкая едет в Сибирь.

    II. Отец готовит для дочери возок.

    III. Прощание дочери с отцом.

    Часть вторая.

    I. Спустя два месяца. Описание пути возка.

    II. Первый разговор княгини с губернатором.

    III. Назавтра. Второй разговор.

    IV. Спустя пять дней. Третий разговор.

    -Подумайте,почему именно в таком порядке располагаются картины первой части поэмы?

    -Для чего автор нарушил временную последовательность эпизодов?

    -Каковы другие особенности композиции поэмы?Какое значение они имеют?

    в)Беседа по тексту:(5-7 мин.)

    -Итак,мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?

    -Почему княгиня отказывается от всего,что имеет?Что считает своим долгом?

    -Какие чувства испытывает князь,собирая в дорогу дочь?Какие средства художественной выразительности использует автор,чтобы передать состояние отца?

    -Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?

    -Как его описывает Некрасов?

    -Кто встретил в Иркутске княгиню?

    -Как автор называет почтенного генерала?Что он хочет этим сказать?

    -Почему герой тянет время?

    -Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге?Как эти слова характеризуют героиню?

    -Как автор относится к героине?Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять?

    -Как вы думаете,какова тема и идея произведения?В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин,описанных в поэме?

    г)Инсценированное чтение по ролям(10-12 мин.)

    -С.229-231.Роли:автор,княгиня,губернатор.

    -Постарайтесь передать слушателям чувства героев.

    3)Итог урока:(3 мин.)

    -Понравилась ли вам поэма?Удалось ли чтецам передать нам чувства героев?Как вы думаете,актуальна ли тема "Русских женщин" в наше время?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

    Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

    Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

    Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

    Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

    Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

    Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

    Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...