Теоретико-методологические аспекты изучения прозы в контексте литературно-художественного журнала (на примере волгоградского издания «Отчий край»)
статья по литературе по теме

Капустина Валентина Александровна

В статье рассматриваются аспекты изучения произведения, опубликованного в литературно-художественном, "толстом" журнале. Ведь появление любого художественного текста на страницах подобного рода изданий неслучано. И изучать его надо по-особенному. Нельзя рассматривать произведение, опубликованное в журнале, как самодостаточное, без учета журнального контекста. На примере волгоградского иллюстрированного литературно-художественного журнала "Отчий край" мы предлагаем рассмотреть парадигду изечения текста внутри журнального контекста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._kapustinoy_va.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Капустина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №103 Советского района г. Волгограда

Теоретико-методологические аспекты изучения прозы в контексте литературно-художественного журнала

(на примере волгоградского издания «Отчий край»)

В общей типологии изданий литературно-художественным журналом называется журнал, в котором «преобладают литературно-художественные произведения всех жанров, что, однако, не исключает материалов общественно-политического характера, призванных оказывать на читателя эстетическое и идеологическое воздействие. Однако, произведения художественной литературы, как правило, занимают основную часть объема журнала»[1]. Эта «основная часть объема журнала»– проза или поэзия – нередко становится объектом изучения теоретиков и историков литературы. Как отмечает А. Ранчин, «Показатель неблагополучия в мире «толстых» журналов – в отсутствии, «несущего» стержня номера. Основа журнала как жанра – большая проза».[2] Первую задачу, которую ставит перед собой исследователь, изучающий прозу в журнале, можно обозначить так:

1. Установление идейно-эстетической связи между опубликованными в журнале художественными произведениями.

Изучение тематики, проблематики, жанрового и композиционного своеобразия  – проблемно-тематический «срез» прозы и поэзии – дают возможность исследователю сделать выводы о направлении издания, его «лице» – общественной, философской, нравственной позиции журнала. Однако, изучая литературный материал «толстого» журнала, необходимо помнить, что рассмотрение лишь художественных особенностей литературного текста, опубликованного в журнале, неизбежно приведет к односторонности исследования. Как отмечает В. Б. Смирнов: «Даже самое тщательное описание литературного произведения, опубликованного в журнале, в плане его идейно-художественных особенностей не может дать представления о его месте и роли в журнале в целом, поскольку главное в историко-литературном подходе – выявление отношений, взаимодействия между журнальными текстами, не внутритекстовая, эстетическая структура, а межтекстовые идейные и эстетические взаимоотношения».[3] Оно находится в неразрывной связи с контекстом издания. Журнальный контекст можно представить в виде двух «информационных блоков» – материал литературный и материал «внелитературный». Неслучайно, именно триадность структуры «толстого» журнала (художественный материал, публицистика, литературно-критический материал) – отличительная черта подобного рода изданий. Эти блоки неразрывно связаны друг с другом, предполагают постоянное взаимодействие, взаимовлияние. Такая связь объясняется в первую очередь ту «универсальность», которую исследователи относят к  основным признакам литературно-художественного журнала как типа издания. Например, Л. Калашникова отмечает: «Универсальность делает журнал целостным и органичным. Проза находит подтверждение в проблематики публицистики, а критические статьи обосновывают ту систему идейных и эстетических принципов, которые прорисовываются в художественных отделах»[4]. М. Теплинский назвал контекстом «единство идейных, художественных, структурных характеристик периодического издания»[5].

Каждое произведение, а так же отбор и компоновка материала, несут на себе «смысловую» нагрузку, определяя тем самым «лицо» издания, то, что В. Г. Белинский называл «физиономией» журнала. Как справедливо считает В. Б. Смирнов: «Публикация того или иного произведения в журнале объясняется в первую очередь соответствием идейно-художественного состава произведения тому кругу социальных, политических, философских и эстетических проблем, которые разрабатываются журналом».[6] Таким образом, вторую задачу исследования прозы в журнале можно сформулировать так: 2. Выявление контекстуальной связи литературного и публицистического материала «толстого» журнала. Из этой задачи неизбежно вытекает третья: 3. Определение особенностей самого контекста издания.  В. Коновалов полагает: «Журнальный контекст - явление неоднозначное. В журналах, даже наиболее последовательных и цельных, могли сотрудничать люди разных политических и эстетических ориентаций, могли появляться случайные для журнала произведения, на политику могли влиять тактические и конъюнктурные соображения редакции, вынужденной считаться с официальными органами или стремившейся в интересах журнала к привлечению в состав сотрудников известных авторов, даже если их взгляды расходились с позицией журнала».[7] В то же время М. Теплинский отмечает, что отсутствие последовательности в контексте журнала может говорить об отсутствии самого контекста: «Единство характерно не для любого периодического издания. Само по себе наличие такого единства свидетельствует о внутренней выдержанности, строгой последовательности политики издания».[8] 

Поэтому изучение контекста издания поможет определить четкость, направление журнала. Чтобы избежать ошибки, делая вывод, например, о «случайности» произведения для «толстого» журнала, необходимо строго разграничивать понятия макро- и микроконтекста. Микроконтекст, по М. Теплинскому, это «анализ материала в сопоставлениями с другими материалами, которые опубликованы в том же номере или соседних номерах. Понятие макроконтекста целесообразно использовать, когда речь идет о соответствии произведения или творчества автора общему направлению журнала».[9] Поэтому при изучении контекста издания следует выявлять и все случаи «внутренних» конфликтов и противоречий, непоследовательности в общем направлении журнала. Четвертую задачу изучения прозы журнала можно сформулировать так: 4. выявление направления издания, его позиции. При изучении литературно-художественного материала исследователь может определить, какие проблемы затрагиваются авторами журнала, какие решения этих проблем предлагаются. Общеизвестно, что любое периодическое издание так или иначе откликается на события современности, что позволяет сделать вывод, например, о политической «принадлежности» СМИ, его видении важных общественных проблем, изучить предлагаемую СМИ программу выхода из сложившейся ситуации. То же самое можно отнести и к «толстому» журналу. Следовательно, контекст издание зависит от «контекста современности». В истории журналистики, пожалуй, не найдется ни одного примера, чтобы литературно-художественное издание не откликалось на значительные события своего времени. Чаще всего между печатными органами велась полемика, споры по поводу каких-либо социально-политических, литературно-эстетических вопросов. Исследование этого материала поможет правильно определить общественную и литературную позицию издания. 5.Четкое уяснение литературной позиции «толстого» журнала – это есть пятая задача исследования прозы в контексте издания. Изучение литературно-критической позиции поможет сделать правильный вывод о появлении на страницах журнала того или иного произведения. В критических работах обосновываются взгляды журнала на современное состояние литературы, объясняется предпочтение тех или иных тем, проблем, жанров прозы и поэзии журнала. В идеале, теория должна подтверждаться практикой: то есть, все основополагающие взгляды критиков должны «иллюстрироваться» художественным материалом, опубликованным в журнале.

Следует отметить, что все эти пять задач должны рассматриваться комплексно, иначе исследование прозы в контексте «толстого» журнала может стать «однобоким» анализом художественных особенностей литературных текстов.

Волгоградский журнал «Отчий край» можно назвать классическим образцом литературно-художественного журнала. Он имеет характерную для такого типа изданий триадную структуру: 1. рубрики «Проза» и «Поэзия»; 2. Публицистика – рубрики «обычаи и традиции», «Невыдуманное», «Как свидетельствуют архивы», «Архитектура» и другие; 3. раздел критики – «Книжная полка», «Критика и библиография». Так как «Отчий край» – издание региональное, то большая часть материалов посвящены Волгограду и области. В первом номере разработана программа издания: «Главная цель – возрождение духовности и культуры отчего края во всех его разновидностях, включая как народное, так и профессиональное творчество».[10] При проблемно-тематическом анализе прозы нетрудно заметить, что главная тема, которую затрагивают «отчекраевские» авторы, – это тема родины. Она представлена в двух аспектах – тема «малой» и «большой» родины. Малая родина – Волгоград и область. Прозаики (С. Земцов, Ю Щербаков, Б. Екимов, В. Кононов) затрагивают здесь такие проблемы как взаимоотношения человека и природы, тема разлуки с родиной, ряд философских проблем, характерных для «деревенской» прозы – противопоставление городского и деревенского человека перерастает в размышления о смысле человеческого существования, цене непосильного крестьянского труда, мысли о возникшем отчуждении между людьми двух поколений  и т.д. Тема малой родины, несомненно соответствует макроконтексту журнала, в постоянных рубриках которого материалы об истории, культуре, традиции нашего края. Прозаический материал дополняется многочисленными поэтическими подборками на ту же тему. Тема большой родины – России теснейшим образом связана с общественной позицией «Отчего края». Журнал постоянно подчеркивает кризисность, перевал общественного строя России (от разрушившегося коммунизма до неустоявшейся демократии). В своем художественном и внелитературном материале авторы журнала отмечают все перегибы прошлого и настоящего (коммунизм привел к обнищанию и гибели множества семей (раскулачивание); ошибки недавнего настоящего – Афганская и Чеченская военные кампании). Особенно яркий пример – рубрика «Свидетельствуют архивы», где исследуется фактический материал, ранее неизученный или запрещенный. По мнению некоторых критиков, позиция журнала «Отчий край» – в его жесткой оппозиции: он не служит никому – ни коммунистам, ни демократам. Авторы журнала анализируют и положительный опыт прошлого. Примером этому может служить появление на страницах журнала деревенской прозы. Например, Б. Екимов, В. Кононов считают «положительным моментом» коммунизма сплоченность людей, их единение. Среди причин разрухи современной деревни называют в том числе и исчезновение колхозов, т.к. люди начинают жить по принципу каждый сам за себя. Нравственная тематика прозы журнала также связана с раздумьями о судьбе России. Писателей волнуют такие вопросы как нравственная деградация современного человека, отчуждение между людьми. Пути выхода авторы видят в «прозрении» каждого отдельного человека (повести А. Данильченко, П. Селезнева, Т. Брыксиной, Т. Мельниковой). Своеобразной «проекцией Российской действительности» являются фантастические и детективные повести Е. Лукина, В. Першанина, С. Синякина. Литературный материал журнала соответствует и микроконтексту отдельного номера. «Отчий край» часто использует принцип тематических номеров. Например, о г. Волжском, о г. Камышине. Тогда все материалы имеет «привязку» к направленности номера. Художественный материал «Отчего края» связан с литературно-критическим. В рубриках «Критика и библиография», «Книжная полка» подробно анализируются все плюсы и минусы вышедших книг волгоградских пистолей или творчество отдельного автора. Критики ратуют прежде всего за психологическое обоснование характеров героев произведений, четкую мотивировку тем и проблем, одобряют психологическую и автобиографическую прозу, отмечают лиризм и исповедальный характер произведений на тему родины. Кроме того, очень часто в критических материалах рассматриваются «региональные» тенденции развития того или иного жанра. Поэтому в журнале важны примеры из творчества местных авторов.


[1] Типология изданий М., 1990. С. 192-193.

[2] Есть ли у «Знамени» будущее // Знамя. 1997. №1. С. 198.

[3] Смирнов В. Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80 гг. ХIX века. Волгоград, 1998. С. 12.

[4]Калашникова Л. Региональные литературно- художественные журналы // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1993. №4.

[5] Теплинский М. О некоторых задачах изучения журнального контекста // Методы исследования журналистики. Из-во РГУ. 1974. С. 34.

[6] Смирнов В. Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80 гг. ХIX века. Волгоград, 1998. С. 7.

[7] Коновалов В. критика в контексте журнала // Русская литературная критика 70-80 гг. XIX века - Казань -

1975. С. 124.

[8] М. Теплинский О некоторых задачах изучения журнального контекста // Методы исследования журналистики. Изд-во РГУ. 1974. С. 34-35

[9] Теплинский М. О некоторых задачах изучения журнального контекста // Филологические этюды. Журналистика. Ростов-на-Дону. Вып. 3. 1975. С. 30.

[10] Отчий край. 1994. С. 2.