Главные вкладки

    Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"
    статья по литературе по теме

    Ермоленко Наталья Викторовна

     

    Смысловое чтение – вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

    Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят понимание  читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т.е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Учитель-словесник должен научить детей воспринимать смысл текста, который должен возникать в результате взаимосвязи различных толкований.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов

    Смысловое чтение – вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

    Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят понимание  читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т.е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Учитель-словесник должен научить детей воспринимать смысл текста, который должен возникать в результате взаимосвязи различных толкований.

    Можно выделить следующие условия, обеспечивающие формирование осмысленного чтения и работы с текстом:

    • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом определяет как конкретные цели, так и организацию образовательного процесса;
    • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин и внеурочной деятельности;
    • формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом может быть осуществлено только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности.

    На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение  технологии критического мышления через чтение и письмо.

    Эта технология, как мне думается, многим уже знакома и оценена по достоинству, т.к. она универсальная, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. В России она появилась более 15 лет назад, апробирована педагогами Москвы, С-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других  городов.

    Одна из основных целей технологии развития критического мышления через чтение и письмо — научить ученика самостоятельно  осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию. Технология, на мой взгляд, замечательна еще и тем, что наполнена богатым содержанием и многие ее приемы позволяют формировать личностные, познавательные, виды учебной деятельности обучающихся, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. [1, с.54].

    Технология развития критического мышления предлагает различные приемы работы с текстом: бортовые журналы, дневники, концептуальные таблицы, кластеры, эйдос-конспекты, чтение с остановками и др. Ребятам 57 классов больше нравятся такие виды работы с текстом, как «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения», чтение с остановками. Текст в этом случае не просто прочитывается, а перерабатывается, осмысливается. Старшеклассники (1011 классы) с удовольствием составляют инсерт, кластеры и эйдос-конспекты по изучаемому материалу. На этих приемах хочется остановиться подробнее.

    Метод Инсерт (insert):

    I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал;

    N – noting: системная разметка «+» – новое;

    S – system: для эффективного «–» – думал иначе;

    E – effective: чтение и размышление «?» – думал иначе.

    R – reading

    T – thinking

    Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

    При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

    Пометки должны быть следующие:

    v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

    – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

    + если то, что вы читаете, является для вас новым;

    ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

    После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
    Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. [6].

    Кластеры.

    Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. [3].

    Правила очень простые.

    В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

    Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

    Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

    Последовательность действий при составлении кластера.

    Последовательность действий проста и логична:

    1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    Метод эйдос-конспект.

    Метод эйдос-конспект, может использоваться для более эффективного анализа художественного произведения и как прием для привлечения читательского интереса, развития творческих способностей детей, образного мышления и т.д. И, как следствие, повышает мотивацию на уроках литературы. Также он актуален еще и тем, что, по сути своей, отвечает всем требованиям стандарта нового поколения, при правильном использовании может помочь при формировании универсальных учебных действий по литературе, не говоря уже о том, что формирует метапредметные компетенции. Но самая главная его заслуга – при систематическом его применении на уроках дети начинают читать. Ведь чтобы создать эйдос-конспект на основе произведения, нужно сначала его, это произведение, прочесть и пофантазировать, окунуться в атмосферу авторских чувств, эмоций, переживаний. [5].

    Эйдос-конспект ( эйдос – с греч. образ, конспект-теория) представляет собой сложное целое: образный рисунок , состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования.

    Логическая схема уроков в рамках данной технологии:

    • чтение произведения;
    • выявление первого эмоционального впечатления;
    • постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения;
    • выявление ключевых эпизодов, фраз, слов;
    • создание ассоциаций, связанных с ними;
    • работа с разными типами словарей;
    • постепенное создание эйдос-конспекта и его описания;
    • итоговое создание эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель-читатель, показывающий, что читатель понял писателя и эмоционально почувствовал его;
    • оформление «находок», сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи ученика.

    Таким образом, эйдос-конспект — это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

    В заключении отмечу, что нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

    Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями. И мне кажется, приемы этой технологии как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.

    Список литературы

    1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,         Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

    3. Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. – URL: http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-nachalnoj-shkole/metody-i-priyomy-smyslovogo-chteniya

    4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

    5. Мухина А.В. Методические рекомендации по использованию Эйдос-конспекта для анализа лирических произведений. – URL: http://chtenie-u.ucoz.ru/

    6. Мамедалиева И.Т. Использование элементов технологии развития критического мышления. – URL: http://nsportal.ru/

    7. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"

    Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы....

    Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

    На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

    Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

    Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

    Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.

    В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...

    Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

    Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

    «Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

    laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

    Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

    Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...