Урок литературы в 10-м классе по теме "Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова "Студент""
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Капкаева Эльвира Вильевна

Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chekhovu.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.
2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.
3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.
Оформление: портрет писателя, эпиграф на доске (слова Чехова: «...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент” и Николая Бердяева: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”), фразы из произведений Толстого и Чехова.

                                              Ход урока.

I. Организационный момент.  Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем изучать творчество А.П.Чехова, не его ранние юмористические или сатирические рассказы, а произведения зрелого мастера, серьёзные по тематике и настроению. На прошлом уроке мы разбирали его рассказ «Ионыч». Хотелось бы услышать рецензию на этот рассказ.

II. Актуализация полученных знаний.

- Рецензия на рассказ Чехова «Ионыч».

III. Формирование новых ЗУН.

1. Слово учителя.

- Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это (“Выбранные места… Н.Гоголя, “Дневник писателя” Достоевского), но и в самом художественном творчестве.

Это чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”. Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы с вами обращаемся к философской прозе А.П. Чехова, постараемся осмыслить философскую концепцию рассказа А.П. Чехова “Студент” и его христианские мотивы. По свидетельству близких – это любимый рассказ Чехова.

Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его трудно связать с какими-либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о будущем.

- 1 –

2. Сообщение ученика об истории создания рассказа.


IV. Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием.

- Что находится в центре внимания автора? (Мироощущение героя)

- Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)

- Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа. Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.

- Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?

Учитель

- Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. Действие в рассказе происходит в страстную пятницу, накануне великого церковного праздника – пасхи. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”.

Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий домой? Зачитайте ключевые слова, рисующие картину жизни в восприятии героя, и слова, передающие его физическое состояние

(Лютая бедность, голод, невежество, пустыня, мрак, чувство гнета;

Закоченели руки, и разгорелось лицо, мучительно хотелось есть, не хотелось домой.) 

Опишите мироощущение Ивана Великопольского. (Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни).
- Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя.

- Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на вспаханную землю?
- Кого студент видит у костра? Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.
- Сопоставьте внешний облик женщин, что подчеркивает автор сходство или различие? (За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.)

- О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)
- Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза?
- Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?

- 2 -


Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
“– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
“Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...”
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом потёмки. Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки, то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
“– Небось, была на двенадцати евангелиях?”
- Что такое двенадцать евангелий? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)
-  Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)
- Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе. Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)
* Но почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.

- 3 -


...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя”.
- Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям.)
-  Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь”.)
-  Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?
-  Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и чувствует вину перед ним.)
- Иван рассказывает легенду о предательстве апостола Петра.

Почему он рассказывает об отступничестве Петра? Почему не о подвиге Христа?

- Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в тексте. (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)
- Как вы думаете, о чём задумался Иван?
- Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются?
- Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.
- Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.)

Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел, чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когда-то кем-то совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и есть главная цель искусства.
Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.
- Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но никого не увидел. Как вы думаете, почему?

- 4 -


Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово «по-видимому» в первой редакции рассказа отсутствовало.

-  Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с этим человеком в будущем. Может, когда-нибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным высокому идеалу, может, и он от чего-нибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет вопрос открытым.)

- Каково мироощущение Ивана в конце рассказа? Какую истину он открывает? Почему он испытывает радость?

(Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предел Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли – разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр? И вера вдруг проникла в его душу и переполнила его радостью)

Какую роль играет образ огня, проходящий через все произведение Чехова? (Соединяет, кольцевая композиция раскрывает мироощущение Ивана)

(Сначала манил его к себе; потом согревал его жаром; потом дрожал, как будто ему больно было вспоминать историю пасхальной ночи; “одиноко мигал”.)


- Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.)

Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн Богослов, который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.

- Почему Чехов изменил название рассказа?


V. Подведение итогов.

1. Накануне какого праздника читаем и обсуждаем этот рассказ? (Пасха).

- Сообщение об этом празднике. (Самый главный праздник — это Светлое Христово Воскресение, Пасха. Пасхе предшествует самый длительный пост в году — Великий, который очищает человека физически и духовно, подготавливает его к великому празднику Воскресения Христова. Это время молитвы и покаяния за свои грехи и за страдания и смерть Христа. В храмах в эти дни читаются особые, великопостные молитвы, в которых говорится о раскаянии и смирении. Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей Великого Поста.

Великий Четверг — последний день перед распятием Иисуса Христа. Это один из самых насыщенных событиями дней Страстной Недели. В этот день вспоминают Тайную Вечерю, молитву Иисуса в Гефсиманском саду

- 5 -

и предательство Иуды).

- Когда Чехов в Ялте писал этот рассказ, в письмах он признавался о том влиянии, какое имело на него философское учение Льва Толстого. Мысль о Толстом, обращение к нему не так неожиданны, как может показаться с первого взгляда: “Студент” достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком из эпопеи “Война и мир”. Каким? (Встреча Андрея Болконского с дубом)

 (Через природу наши герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что “ правда и красота”, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. В душе толстовского героя переворот был совершен “красотой и любовью”, которые изменили всю его жизнь”, в душе чеховского – “правдой и красотой”. Прикосновение к главному – правде, красоте, любви – подарило и князю Андрею, и чеховскому студенту, людям с таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья).

- Сравним ключевые фразы романа “Война и мир” Л.Толстого и рассказа “Студент” Чехова, что общего в восприятии жизни главными героями произведений?

На доске – фразы из романа Толстого и рассказа Чехова:

“ВОЙНА И МИР”:

“…так много в себе чувствую силы и молодости…надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него”

“СТУДЕНТ”

“…и чувство молодости, здоровья, силы…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…”.

- Пьер Безухов на вопрос “Зачем жить”, находит ответ: “Затем, что есть бог, тот Бог, без воли которого не упадет волос с головы человеческой”.

- А что бы ответил Иван Великопольский?

- Послушайте рецензию на рассказ Чехова «Студент».

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитаем слова Бердяева и подумаем, как они соотносятся с рассказом Чехова. В произведениях каких писателей 19 века можно найти христианские мотивы?

VI. Домашнее задание: прочитать рассказы Чехова «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви» и составить по два вопроса для понимания этой трилогии.

VII. Выставление оценок.

С. Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”

-А как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?

- 6 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок литературы в 8-м классе по теме: "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ".

Аннотация:    Урок литературы в 8 классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» нацелен на воспитание духовных ценностей учащихся через нравст...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Урок литератур ы в 11 классе "Основные темы и мотивы лирики Бориса Пастернака"

Данный урок литературы позволит учителю раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха; показать его взгляды на призвание и судьбу поэта; пробудит...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....