Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Скирда Марина Викторовна

 

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.

В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниатюра. Уроки нравственности», основной целью которого считаю нравственное воспитание подростков.

Каждая группа ребят выступает в роли редакторов. Наша задача – составить сборник « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности, или Будь Человеком».

Учащимся было предложено домашнее задание (по группам): прочитать лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева («Стихотворения в прозе»),  Александра Ивановича Куприна, Виктора Петровича Астафьева    (из сборника «Затеси»), Александра Исаевича Солженицына («Крохотки») (по выбору учителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

Урок проводится как урок внеклассного чтения после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Цели:

- образовательные:

  • углубить знания о жанровых особенностях лирической миниатюры;
  • совершенствовать  умение анализировать литературное произведение,
  • совершенствовать  умение выявлять       позицию писателя;
  • возбудить интерес к творчеству писателя, его личности.

- развивающие:

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • создавать собственные тексты , используя художественные приёмы;
  • формулировать выводы;  
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение выступать перед публикой, отстаивать собственное мнение;
  • развивать навыки редакторской работы. 

- воспитатательные:

  • нравственное воспитание на материале лирических миниатюр писателей XIX – ХХ веков;
  • формировать интерес к литературе как учебному предмету.    

“В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой…” А.И.Солженицын

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Каждая группа ребят выступает в роли редакторов. Наша задача – составить сборник « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности, или Будь Человеком».

 Вам было предложено домашнее задание (по группам): прочитать лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева («Стихотворения в прозе»),  Александра Ивановича Куприна, Виктора Петровича Астафьева    (из сборника «Затеси»), Александра Исаевича Солженицына («Крохотки»). Вы должны были обсудить прочитанное в группах и выбрать те произведения (не более пяти!), которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают тему нашего сборника – «Уроки нравственности». Сегодня на нашем заседании редколлегии вы должны убедить своих товарищей в правильности вашего выбора.

     Объявляю регламент заседания редколлегии.

  1. Два представителя от группы готовили небольшую презентацию об авторе и его творчестве. Показ и комментирование презентаций.
  2. Выразительное чтение текста выбранной миниатюры. ( Подготовленный представитель от группы).
  3. Анализ представленной миниатюры. Аргументы в пользу включения данного текста в наш сборник. Т.е. вы должны убедить нас в том, что данная миниатюра действительно преподаёт читателю урок нравственности. Какую именно проблему поднимает автор? На что хочет обратить внимание читателя? Какую струну задеть в его сердце?
  4. Подведение итогов. Объявление оглавления сборника.

Прежде чем мы приступим к работе, я напомню вам материал предыдущего урока. Давая вам домашнее задание, я ознакомила вас  с понятием «лирическая миниатюра», рассказала об истории этого жанра. Итак, что же такое «лирическая миниатюра»?

- Лирическая миниатюра

Литературный термин «миниатюра»  был заимствован из живописи и означал выполненную красками маленькую картинку. По аналогии  с живописными произведениями этот термин стал применяться  и к литературным произведениям небольшого размера. Так появилась лирическая миниатюра. Споры о том,  что такое миниатюра в литературе, не утихают на протяжении многих  десятилетий. Одни считают, что это сверхмалая жанровая форма, другие называют маленьким рассказом, а кто-то – стихотворением в прозе.

     Особенности лирической миниатюры

Специфическими свойствами  лирической миниатюры является малый объем и информационная насыщенность. «Признак размера - основной в классификации повествовательных произведений - далеко не маловажен, как это может показаться на первый взгляд. От объема произведения зависит, как автор распорядится фабульным материалом, как он построит свой сюжет, как введет в него свою тематику », - отмечает Б.В. Томашевский (Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1999.с. 243). Компактность формы позволяет автору добиться концентрации мысли. Глубокая смысловая нагрузка, философский подтекст являются отличительными чертами лирической миниатюры. Своеобразие жанра состоит, прежде всего, в сочетании изобразительных средств прозы и «лирически запечатленного переживания» (Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия, - М.,1999 г.С.133). В отличие от обычного рассказа, который представляется в повествовательной форме, лирическая миниатюра несет в себе особое состояние души, собственного я, являющегося главным ее героем. Мысли, чувства, ощущения – те источники, которые питают  лирическую миниатюру.

      Лирическая миниатюра имеет особую композиционную структуру:

  • глубокое по смыслу заглавие,
  •  емкое содержание
  • и заключительная мысль-итог. И именно заключение содержит в себе глубокий философский подтекст, призывающий к дальнейшему размышлению.  

     Русская лирическая миниатюра

      В России лирическая миниатюра оформилась как литературный жанр на рубеже XIX – XX веков. Ее появление стало отражением процессов, происходящих в то время в литературе: разрушение старых традиционных рамок жанров, слияние жанровых форм и появление на их основе новых, одной из которых стала миниатюра.

 Первооткрывателем этого жанра в русской литературе  многие исследователи считают И.С.Тургенева с его «Стихотворениями в прозе». Обращение же к «Коротким рассказам» И.А. Бунина, «Маленьким рассказам» А.И. Куприна, миниатюрам М.М. Пришвина, «Ни дня без строчки» Ю.К. Олеши, «Мгновениям» Ю.В. Бондарева, «Камушкам на ладони» В.А. Солоухина, «Затесям» В.П. Астафьева, «Крохоткам» А.И.Солженицына и другим произведениям позволяет говорить о сложившейся традиции миниатюрной прозы в русской литературе.

 Сжатие времени и пространства стали попыткой призыва к размышлениям, к погружению в свое я. Русские писатели, творившие в жанре лирической миниатюры, стремились к познанию вечных вопросов бытия, пытались открыть читателю нравственные ценности, показать во всем величии духовную красоту человека.

 В настоящее время жанр миниатюры возрождается. Ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение, мелькающие на экранах  короткие  рекламные блоки – все это призывает к созданию малообъемных форм произведения.

Итак, начнём заседание нашей редколлегии.

I. Слово исследователям «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

Презентация, посвящённая «Стихотворениям  в прозе» И.С.Тургенева.

( слайды с портретами И.С.Тургенева, обложкой первого издания «Стихотворений  в прозе» и журнала « Вестник Европы», эпиграф – слова В.Г. Короленко, тексты стихотворений, которые во время обсуждения - на экране. Учащиеся на уроке записывают названия стихотворений и выоды).

В качестве эпиграфа эта группа выбрала  слова В.Г. Короленко: "Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину."

  • История создания.

Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка). Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие: "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и

книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и ф – слова которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу."

Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. М. М. Стасюлевич, редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

Сборник состоит из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году. Вторая ("Новые стихотворения в прозе") сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована только в 1930 году.

  • Жанровое своеобразие.

Стихотворение в прозе - это небольшое произведение в прозаической форме, напоминающее по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи

    Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением стихотворного размера и рифмы: небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет.

В “Стихотворениях в прозе” талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это "сплав поэзии и прозы". Тургенев любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво "звучат" его произведения. В них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.

В центре внимания писателя - проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла, предательства и благородства — словом, Тургенев посвящает свои произведения тому, чем живет человечество.

      Стихотворения различны по характеру. Но их объединяют и общие черты:

  • Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  • Исповедальность дневниковой записи.
  • Философские раздумья над важнейшими вопросами.
  • Доверительное общение с читателем.

Они различны по жанру: сказка ("Старуха"), притча( «Два богача»), сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"), легенда ("Восточная легенда"), диалог ("Рабочий и белоручка"), элегия, некролог, сон ( «Лазурное царство»), рассказ, монолог и другие.

Учащиеся прочитали все стихотворения в прозе, разделив между собой внутри группы. Каждый участник должен был представить те произведения, которые соответствовали бы идее сборника. Учащиеся выбрали несколько стихотворений. Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”, “Щи”, “ Повесить его! ”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

    Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, «Житейское правило”.

   Для сборника « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности, или Будь Человеком» они выбрали притчи « Два богача» (текст, знакомый им с 7 класса и очень актуальный в наше время), «Повесить его!», «Враг и друг» и сатиру «Довольный человек».

 По каждому тексту ребята написали сочинения- рассуждения. Эмоциональные, искренние, они говорят о том, что лирические зарисовки Тургенева заставили их, может быть, впервые задуматься об очень важных, серьёзных, не устаревающих вещах: истинная дружба, сочувствие, великодушие, щедрость, доброта, корыстолюбие, подлость. При чтении некоторых работ, наоборот, возникало ощущение, что Тургенев как бы подтвердил их собственные размышления на эти темы. Вызвал даже какое-то удивление, свойственное подросткам, которым кажется, что никто в мире не знаком с теми переживаниями, что мучают их.   Вот их основные аргументы, подтверждающие, что эти стихотворения действительно несут в себе мощный нравственный заряд.

« Два богача»

     Произведение "Два богача" показывает различие между состраданием богача и бедняка. В основе этого произведения - сравнение двух людей: одного с громадным состоянием, жертвующего малую часть на благотворительность и имеющего за счет этого большую популярность и почет, и другого, берущего сироту к себе и отдающего ей последнее. Ничего, кроме  благодарности спасённой девочки да - что неизмеримо важнее для мужика! – спокойной совести крестьянская семья не получит. Более того, придётся им теперь ещё туже затянуть пояса.

Идея состоит в том, что бедняк, помогающий другим, когда и сам еле сводит концы с концами, имеет гораздо более благородную душу, чем богач, дающий лишь малую часть от свих капиталов на благотворительность. Это же прямо  подтверждает и сам автор, сравнивая двух героев и говоря: "Далеко Ротшильду до этого мужика".

Участники других групп, также активно включившиеся в обсуждение этой притчи, вспомнили другую – библейскую: о последней лепте, отданной вдовой на храм.

Ребята эмоционально обсуждали современные истории, связанные с благотворительностью. С возмущением говорили о том, как миллионеры, которые одним только распоряжением могли бы осчастливить тысячи семей, где дети болеют страшными болезнями. А вместо этого тратят свои миллионы на очередную яхту или футбольный клуб.

Итак, « Два богача» - это урок истинной доброты и благородства, самоотверженности, не ждущей ни похвалы, ни благодарности.

«Повесить его!»

Эта трагически нелепая ситуация, когда хозяйка, обвиненный ею Егор Автамонов, в реальности «честный и смирный» человек, и его господин предстали перед судом в лице проезжавшего мимо генерала, выявляет нравственный уровень личности каждого героя. При вынесении генералом, «рассеянным и уг­рюмым человеком», приговора нам открывается сущность Егора Автамонова, «праведника», как называет его офицер-повествователь. Будучи человеком абсолютно честным, преданным службе, Егор и не пытался защитить себя перед генералом. Зная, что чист перед богом, он надеялся на справедливый суд и не видел необходимости доказывать свою непричастность к воровству этому «толстому и обрюзглому» человеку, которому была безразлична судьба Егора... Как истинный праведник, Егор смог достойно принять смерть, страшное наказание генерала, повторяя только: «Видит бог, не я!» Знал, что предстанет перед всевышним с чистой совестью.

Но более всего учеников потрясло то, что он прощает хозяйку, просит, «чтобы она не убивалась ».  Жалеет женщину, понимая, что она останется жить с тяжким грузом вины. Она, погубившая свою душу этим грехом, наказана гораздо в большей степени, нежели Егор... Духовная сила этого человека ставит его неизмеримо выше других героев. Хозяин же его, в отличие от своего денщика, не выдержал нравственного  испытания. Офицер не понимает, почему Егор не оправдывается, не борется за свое спасение, «ничего не говорит генералу». Несмотря на отчаяние, на нестерпимую жалость, хозяин Автамонова смалодушничал, не решился защитить своего подчиненного: страх самому оказаться в немилости, вызвать гнев генерала оказался  сильнее... Эта косвенная вина в смерти Егора так и осталась незаживающей раной, несмываемым пятном позора в душе офицера.

  Ребята горячо обсуждают эту историю и, что самое замечательное, признают, что не в состоянии понять, почему герой не защищается. Его нравственное превосходство столь велико, что кажется им нереальным, надуманным. Поэтому сообщение о том, что в основе этой притчи – реальные события, вызывают неподдельное восхищение.

Итак, притча «Повесить его!» - урок благородства и великодушия.

Притчу «Враг и друг» обсуждали особенно горячо. Признавались, что не задумывались  над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается вовсе и не друг. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает. Когда решается вопрос жизни и смерти, получается, что именно друг выбивает у него из-под ног доску - единственный путь к спасению, к свободе...

Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Для подростка вопрос « кто есть кто?»: кто друг, кто враг, кто « а так…»- особенно актуален. Ребята признавались, что притча «Враг и друг» заставляет их задуматься и, возможно, пересмотреть свой взгляд на своих друзей и врагов.                                                                              

Таким образом, «Враг и друг» - урок истинной дружбы, преданности, настоящей искренней поддержки в самые сложные моменты жизни.

Интересно, что сатиру «Довольный человек» ребята решили не включать в сборник, так как решили, что книга должна включать примеры действительно нравственного поведения. Кроме того, отметили некую однозначность сатиры. Неинтересно, когда  нечего  обсуждать.

II. Слово исследователям «Крохоток» А. И.Солженицына.

Презентация о А. И.Солженицыне (слайды с портретами писателя, краткая биографическая справка, фотографии, связанные с его миниатюрами, тексты миниатюр).

История создания.

«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России. Долгое время они ходили в самиздате. Первая публикация была осуществлена журналом «Грани» в 1964 г.во Франкфурте (ФРГ).

Вернувшись на Родину в 1994 году, писатель вновь обратился к жанру маленьких рассказов, и журнал «Новый мир» продолжил публикацию «Крохоток».

     Ребята рассуждают о названии цикла миниатюр. Почему «Крохотки»? Только ли небольшой объём текста заставляет писателя так необычно обозначить жанр своих рассказов?

В. И. Даль в  «Толковом словаре живого великорусского языка» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000г.) пишет:

«Крохотка — ж., умал. кроха, крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.

Утельный — маленький, крошечный, крохотный.

Утелька — малютка».        

Ученики приходят к выводу, что  название цикла вбирает в себя такие понятия, как «капля воды», «искра пламени», «частица бытия». Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое. Лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность – вот что привлекает читателя в этих произведениях А.И.Солженицына

      Жанровое разнообразие. Сценки, картины, диалоги и монологи, лирические размышления, притчи…  Их чтение заставляет читателя задуматься о важном для каждого человека. Со свойственной ему сдержанностью Солженицын открывает свои заветные думы — о свободе, о боли России, о радости жить и дышать, об освобождении от страха смерти, о красоте и творчестве. Нельзя не почувствовать, что какими-то кровными и интимными нитями его «крохотки» связаны с родной землей. Недаром в качестве эпиграфа к новым «крохоткам», опубликованным в 1997 году, взяты слова А.И. Солженицына из его письма в «Новый мир»: «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог…» (Новый мир. 1997. № 1. С. 99).

 «Крохотки», написанные в форме аллегорической миниатюры (иносказательный смысл).

«Вязовое бревно». Тексты звучат в исполнении автора.

Обыкновенная колода дерева, не желающая сдаваться, выпускающая новые ростки вопреки всему, символизирует стойкость, могущество природы, способность к сопротивлению и сохранению своей жизнеспособности.

Как бы ни складывалась  судьба, нельзя терять чувство собственного достоинства,      пасовать перед трудностями и терять желание жить.

Понятен ученикам и аллегорический смысл миниатюры « Костёр и муравьи».

Рассказ «Костер и муравьи» повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали.

Муравьи - весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И. Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

Из «Крохоток» 90-х годов ребята выбрали две:
«Молния» и «Лиственница».

Рассказывая о молнии, автор размышляет над поступками некоторых людей. Действительно, так ведь бывает в жизни: совершишь что-то плохое, поступишь жестоко, а потом приходит раскаяние, «постигает удар кары-совести,… черезо все нутро напрострел». А иногда и нет возможности исправить ошибку, и придется нести этот груз в сердце всю жизнь. Кто-то «отстоится после того, а кто и нет», - пишет А.И. Солженицын.
Миниатюра «Молния» проникает глубоко в душу читателя,
заставляет задуматься о том, как люди должны относиться друг к другу. Хочется, чтобы каждый человек был добрее, чтобы не настигала его молния раскаяния, не приходилось расплачиваться за совершенное. Вот он, нравственный урок.

В рассказе «Лиственница» нарисован выразительный образ «диковинного дерева», хвойного и лиственного, наделенного «наинадежной в мире» крепкой породой и в то же время — мягкостью «шелковистых иголочек», ежегодно «празднично» сбрасываемой кроны. Думается, за лаконичной, самого общего плана аналогией финала: «Ведь и люди такие есть» — скрывается нечто еще, более конкретное. В том чувстве радостного удивления, с каким автор описывает Лиственницу, угадывается ощущение его собственного сходства с ней. И правда, Солженицын не раз поражал нас крепостью своей духовной породы и одновременно потаенной мягкостью сердца, как и даром обновления. В «Лиственнице» есть нечто от символического автопортрета художника, впрочем, как и в некоторых других «крохотках».

«Крохотки» 90-х – это яркий, образный ответ на вопрос, что помогает русским людям быть стойкими в суровых испытаниях, готовыми поддержать более слабых, способными продолжать жить, надеяться и любить, радоваться каждому  дню. Размышляя о человеческой сущности, автор просто и ненавязчиво даёт урок общечеловеческих отношений.


III. Слово исследователям лирических миниатюр Виктора Петровича Астафьева    из цикла « Затеси».

Презентация о писателе (краткие биографические сведения, фотографии, темы и тексты миниатюр. Использованы фрагменты фильма  Никиты Михалкова “Встречи с Астафьевым”).

К 1965 году начал складываться цикл затесей -- лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах.

В 1972 году "Затеси" выходят отдельной книгой в издательстве "Советский писатель". Писатель продолжал работать над этой книгой до самой смерти. Последнее издание «Затесей» включает около трёхсот текстов.

Виктор Петрович сам объясняет название своей книги: «Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город». Для В.П.Астафьева затеси - это его воспоминания, «затеси на сердце», размышления о жизни, о природе, которые наполнены глубоким смыслом.

Учащимся были предложены для анализа миниатюры:

Дождик.

Игра.

Записка.

Вздох.

Кладбище.

Кровью залитая книжка.

Лунный блик.

“И милосердия…”

Герань на снегу.

Рукою согретый хлеб.

Древнее, вечное…

Макаронина.

 

Из данного списка ребята выбрали миниатюры «Записка», «Кровью залитая книжка», «Рукою согретый хлеб», «И милосердия…» и «Макаронина».

 

Выдержка из сочинения ученицы: «Читаешь его затесь под названием “Записка” и диву даешься, как очерствели люди.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается небольшой рассказ. Задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок ... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”, потому что она ему больше  не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

   Эта история потрясает. Пытаюсь представить свою маму на месте этой несчастной женщины и понимаю, что это невозможно. Это урок. «Затесь на сердце». Урок сострадания и милосердия, жёсткое обвинение человеческой неблагодарности и бессердечию.

«Кровью залитая книжка».

Зарисовка из жизни писателя. Тяжело и стыдно ему видеть, как инвалид войны потрясая,своей пенсионной книжкой – доказательством, что он кровь за народ проливал, - выпрашивает у прохожих мелочь на выпивку,«серебрушки вымогает кровью облитой книжкой».

«Стыдно-то как, Господи!» - восклицает Астафьев.

На вопрос, что объединяет эти произведения, какое нравственное понятие, ребята безошибочно отвечают: «Совесть».

   

      Затесь «И милосердия…» - крик от боли из-за нехватки его у нас, людей. До глубины души потрясают слова: «Но  я шел,  шел, ослепленный  слезами,  и не  мог проклинать,  а  молил каким-то  полузабытым  отрывком  из  старой молитвы, себя, детей своих, всех

людей,  таких  беззаботных и жестоких:  "Боже,  милосердия  ми воздаждь... и

милосердия ми воздаждь... и милосердия..."

А «Рукою согретый хлеб» - напротив, урок доброты и милосердия. Кто-то, невидимый в темноте, такой же голодный, вдруг протягивает герою кусок хлеба от своего скудного пайка. В таких нечеловеческих условиях трудно было сразу оценить этот поступок: “Я ел, и по лицу моему катились слёзы, от боли в горле, от жалости к себе и ещё от чего-то, тогда мне совсем непонятного”.

Автора волнует тема сочувствия, милосердия, а главный смысл текста таков: даже в самых нечеловеческих условиях есть место милосердию — проявлению истинно человеческого в человеке, и добрые, бескорыстные, гуманные поступки остаются живы в памяти надолго.

Многим понравился рассказ «Макаронина». Ребята правильно  оценили его как урок великодушия, доброты, совестливости.

Вывод: жить по совести – главный урок Астафьева.

        

После выступлений всех групп я предлагаю ребятам обсудить ещё один маленький рассказ – именно так назвал свои миниатюры А.И.Куприн. Нарушая хронологию написания произведений, я подчёркиваю важность той темы, которой посвящён рассказ    « Брильянты». Его я задавала прочесть всему классу. Обращаюсь к учащимся с вопросами: « Какая нравственная проблема волнует автора? Насколько актуальна она? Почему именно над этим рассказом я просила подумать всех?»

Ответы ребят порадовали. Они поняли, что власть денег, богатства над людьми настолько велика, что может убить в людях  всё человеческое. Изменить людей до неузнаваемости. И хотя эта проблема вечная, в наше меркантильное время она звучит особенно тревожно. Рассказ А.И.Куприна заставляет как бы узнать себя в зеркале, хотя увиденное может вызвать и отвращение. Перед витриной с бриллиантами люди (самые разные!) «стоят здесь, забыв друг о друге, загипнотизированные лукавой игрой брильянтов, ушедшие в странные нездоровые грезы….И во всех этих лицах, во всех этих глазах, которые на минуту становятся бесцветными, бездонными и лживыми, я читаю одно и то же жадное слово:

   Если бы!»

Ребята соглашаются, что, пожалуй, сложнее всего устоять именно перед властью этих  «кусочков сгущенного углерода, двух кусочков  угля, двух блестящих побрякушек» и остаться самим собой.

Подведение итогов. На экран выводятся названия всех  произведений, которые, по мнению учащихся, несут в себе мощный нравственный заряд, преподают уроки, помогающие нам стать Человеком.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «О чём меня заставили задуматься авторы миниатюр, с которыми мы познакомились на уроке?»

 

Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: "Доброта- категория нравственная"

Обобщающий урок по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 6классе. Основная задача урока: воспитание нравственных качеств,выработка умения анализировать не только поступки героев, но и свои, свои...

Презентация к уроку литературы В.Г.Распутин "Уроки французского"

познакомить с жизнью и творчеством писателя и его рассказом "Уроки французского"...

Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"

9 класс. Презентация к уроку литературы по теме "Классицизм в русской и мировой литературе"...

Образовательный проект «Педагогические мастерские» на уроках литературы как механизм реализации духовно-нравственного наставничества»

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»...