Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Савченко Ольга Константиновна

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать  учебный процесс, раскрывает творческие способности учеников.  Анализируя поведение Васютки - героя рассказа, переживая и проживая  вместе с мальчиком этапы путешествия по тайге, открытие озера,  школьники формируют чувство сопричастности миру природы, начинают осознавать себя частью целого на земле. Красочная презентация, видеоролик "Глухарь", стихотворение об этой птице помогают учащимся лучше понять текст и разобраться в поведении мальчика.  Во время занятия дети учатся культуре общения, работают над развитием устной речи; выявляют личностные качества героя, которые являются образцом для подражания.   Урок призван вызвать  дальнейший интерес к творчеству Виктора Астафьева. К сожалению, презентация слишком большая.  Желаю своим коллегам  творчески подойти к решению этой проблемы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyakaya_doroga_nachinaetsya_s_zatesey.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 5 классе

«Всякая дорога начинается с затесей»

Цели:

-  учебное исследование текста;

- активизация учебного процесса; стимуляция дальнейшего интереса к творчеству Астафьева;

- творческое развитие учеников; реализация природных потенциалов; формирование культуры общения.

- формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Задачи:

- помочь уч-ся разобраться в поведении героя, увидеть его личностные качества, которые являются образцом для подражания.

Оборудование:  мульмедиа, компьютер,  презентация, видеоролик «Глухарь»,  карта Заполярья.

На партах таблички: «топограф», «психологи», «географ», «аналитики», «рыбак», «биолог», «лесник».

ХОД УРОКА

Орг. момент. Пожелание успеха.   Слайд 1.

Приглашаем гостей пройти по затесям героя рассказа  В. Астафьева мальчика Васютки. Мы попытаемся ответить на проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тайге?»  Но сначала необходимо узнать о местности, где происходит действие рассказа.  Слово предоставляется «географу».

Слайд 2.

«Географ». События  рассказа происходят в Заполярье. Мы нашли на карте город Игарку, вот река Енисей. От неё разветвляются реки, наверное, среди них есть речка, по которой Васютка и вышел к Енисею. По карте видно, что Енисей – очень большая река.

Слайд 3.                                      Легенда о Енисее

Енисей - Великая река. Когда-то, давным-давно, ещё ручейком ушёл Енисей из дома, из Саян, прогуляться по Средне-Сибирскому плоскогорью... Пока бежал, сил набрался, возмужал. Однажды встретил он в пути подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни...

Вдогонку им родители отправили войска, но, возможно, боги решили, что нельзя мешать молодым, и их преследователей превратили в камни! Так и  стоят они застывшие навеки... Сейчас там находится заповедник "Столбы", где люди отдыхают и любуются  каменными исполинами.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появились, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам  Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо...

Слайд 4.

«Географ». Виктор Астафьев писал: «…на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто …ученик брызнул голубыми чернилами». Действительно, здесь много мелких синих точек, среди них и находится озеро, найденное Васюткой.

    Слайд 5-8.

        «Биолог». В Заполярье водятся песцы, белки, рыси, кедровки, глухари.  

Крупнее глухаря нет птицы в наших лесах.  Телосложение глухаря плотное. У него короткие широкие крылья. Ноги сильные. Вес его достигает 5-6 кг.    Самец глухаря – красавец! Он носит яркий наряд: верх и бока серо–сизые, шея чёрная, зоб с зелёным металлическим блеском, брюшко тёмное с белыми пятнышками,  перья крыла  буровато-коричневые, рулевые хвоста – чёрные с белыми пятнами. Над глазами у глухаря голое пятно красного цвета.

         Слайд 9-11.

 «Рыбак». В озёрах водится ценная белая рыба: налим, осётр, стерлядь, таймень, омуль. Дедушка Васютки Афанасий ворчал: « Раньше рыба тучами ходила. Придёт время… об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».

    Слайд 12-13.

«Лесник». Край богат кедрами, которые одаривают людей вкусными орешками, пихтами, растёт красная смородина.

Учитель. Ну что же, отправимся вместе с Васюткой в тайгу. Слайд 14.

Инсценировка.

Васютка одевается: куртка, кепка, патронташ.

Мать. К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

Васютка. Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

Мать. «Охота, охота!» Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Васютка. Перочинный ножик, спички…

Мать. Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

Васютка. Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

Мать. Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Васютка поспешил исчезнуть с глаз матери. Шёл он по тайге и думал.

Слайд 15.

Васютка. Да, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди – и получится тропинка.

Слайд 16.                     На экране – кедровка.   

Васютка.  (передразнивая) Кра-кра! Вот нахальная птица! Ведьма проклятая! Но и пользу приносит: разносит по тайге семена кедра.  Где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет.

Слайд 17.  Чтение отрывка, стр. 122: «Наконец Васютка облюбовал дерево…»

Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел … большую чёрную птицу. Глухарь!

Слайд 18.                        На экране – глухарь.

Просмотр видеоролика о глухаре. Чтение стихотворения «Глухарь»

Малиновые  брови  глухаря

Покрасила  весёлая  заря,

А  ночь  глухая  глухарю  дала

Два  сильных,  крепких

Вороных   крыла.

                 А  чтоб  легко  в  полёте

                Тело  нёс,

                Таёжный  ветер  дал

                Красивый  хвост.

               И  старый  кедр,  иголками  горя,

Приветствует  красавца  глухаря!

А  он  росу  серебряную  пьёт,

А  он  бруснику  спелую  клюёт…

И,  счастлив  от  раздолья  и  простора,

Серебряную  песню  дарит  бору.                                             

                                                                              А. Тарханов.    

Чем закончилась встреча Васютки с глухарём?

Зачем Васютка убивает глухаря?

Слайд 19.

Васютка. Где же затеси? Пора уж им быть.

Выразит. чтение. «Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».

Васютка поворачивает назад, приглядывается.

Васютка. Фу ты! Где же затеси? Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак…

Когда Васютка понял, что заблудился? (Муха в паутине)

Слайд 20.          На экране - муха в паутине.

  Сравнение: муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.

Почему это открытие было настолько простым и потрясающим? (Мальчик  не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто).

Чтение, стр. 128 со слов «Где это я?» - изумлённо подумал Васютка.

Слайд 21.             На экране – белка.

Васютка. (с улыбкой) Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!

Чтение, стр. 129:  «Васютка вскинул ружьё и выстрелил…»

Слайд 22.

Какими чертами характера обладает Васютка?

Вывод: Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых,  таежных законов, из жизни.

                        Тогда почему Васютка заблудился?

Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Глухарь наказывает мальчика за ненужное убийство. 

-  Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

 Учитель. «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле».

«Психологи» описывают от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх.

Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем: и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Нужно найти какой-то выход.

Васютка. - Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! Шагом арш!  Эть, два!

Мальчик оказался в ситуации, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

«Аналитики» размышляют над вопросом: «Какие умения и знания помогли Васютке выжить в тайге?»

Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- слова отца и деда.

- Что он сделал в первую очередь?

Слайды  23-25.

Итак, надо “взять себя в руки”;

  • развести огонь;
  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
  • запастись на ночь дровами;
  • хочется плакать, но надо приготовить еду;
  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

- В чём укорял себя Васютка, когда через силу глотал пресное мясо?

- Как добыл соль?

- Кем была природа для мальчика – другом или врагом? Подтвердите примерами из текста.

Васютка провёл в тайге 4 ночи.

«Топограф» представляет (на ватмане) схему маршрута Васютки с обозначением всех ночёвок.

«Аналитики».  Какие таёжные законы  знал  Васютка? (умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, испечь в золе костра еду, умеет ориентироваться, определяет источник звука в тайге, экономит продукты, после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; держит себя в руках).

Кто научил Васютку этому, откуда он всё знает? (Глубокое знание природы и любовь к ней заложили в нём отец и дедушка, забота и любовь матери).

Слайд 26.

Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. 6 раз он вспоминает  дедушку,  маму, 3 раза – отца, дом, 4 раза – рыбаков и охотников, 2 раза – “наших” (всех вместе). С теплотой он вспоминает своих школьных друзей, учительницу. Особенно часто он думает о них, когда ему труднее всего, – ночью. И тогда эти мысли его успокаивают, вселяют уверенность в благополучном исходе. Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что спасло его.

- Каким образом мальчик вышел к озеру?  

Чтение, стр. 130: «Солнце пошло на закат, когда Васютка…» Слайд 27.

- Что привлекло внимание мальчика? (Белая рыба) Слайд 28.

- Как он определил, что озеро проточное? Слайд 29.

- Ночь на берегу озера. Слайд 30-31.

- Речка.  Слайд 32.

- Встреча с Енисеем. Почему такая радость?  Слайд 33-34.

- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Чтение: « Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали темнее, а губы потрескались. – Ну и дошёл же ты, друг! – покачал головой Васютка.»  

(Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за эти дни  повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.)

 Васютка не спасовал перед трудностями, преодолел их с честью и сделал открытие. Какое?   Озеро.  Слайд 35.

 Чтение, стр.146:  «Когда впереди открылось широкое…»

Почему озеро называется Васюткино?  (Васютка открыл озеро, его не было на карте.  Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог взрослым. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь.) 

          Слайд 36.   Васюткино озеро – отражение души мальчика, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Чтение, стр. 146: «На районной карте появилось…»

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение В. Астафьева,  мы видим суровую, строгую красоту и щедрость тайги, мы тоже оставляем в душе впечатления, делаем зарубки на сердце.

Появляется Таёжник. 

Таёжник.  Тайга  хлипких не любит.  Она мудрый наставник, учитель,  друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Выучите и вы затеси, которые спасли моего внука.

- Спокон веку заведено: идёшь в лес, бери краюшку хлеба,  спички и соль!

- Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

- Возьми с собой в лес собаку!

- Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

- Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

- Слушай и запоминай народные приметы!

- Таёжные законы нельзя переиначивать!

Решить задачу спасения должен сам человек. Знания, добытые своими руками, могут быть ценными. Тогда человек станет настоящим сыном и хозяином природы. Будет лучше понимать самого себя, научится ценить своих близких. Поэтому необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и  любил малую родину Виктор Астафьев.

Учитель читает «Зарубки на сердце», а Таёжник раздаёт Памятки.

Слайд 37.

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

Домашнее  задание:  Сочинение:  Чему научил меня  рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро»?

Использованная литература

  1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я. Коровина (и др). – 8-е изд. – М. : Просвещение.
  2. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Уроки литературы 6 – 2009 / Приложение к журналу «Литература в школе».
  3. В презентации использованы иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Васюткино   озеро».
  4. Чеченина А. Г.  "Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-     исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" <525017> / «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2008/2009
  5. Кузьмина Т. Г. "Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению   В.П. Астафьева "Васюткино озеро") <561527>/ «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2009/2010              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»

Урок разработан в целях воспитания чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитания нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Разработка может быть использована  в работе с с...

Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы. Е.Габова "Не пускайте Рыжую на озеро"

Данный урок направлен на развитие критического мышления....