Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Куницына Лариса Петровна

Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.63 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Комплексный анализ поэмы Н.К.Старшинова “ Гвардии рядовой”.

Цели урока: формирование критического мышления, компетентностного подхода, коммуникативных навыков.

Задачи урока:                      

  1. Повторение особенностей поэмы как лиро-эпического жанра.
  2. Анализ содержания поэмы “Гвардии рядовой ”.
  3. Повторение  материала частей “А, В” ЕГЭ.
  4. Подготовка к написанию сочинения части  “С” ЕГЭ.

Виды работ:

  1. индивидуальная,
  2. групповая,
  3. фронтальная.

Оборудование:

  1. презентация к уроку, 
  2. фрагменты текста,
  3. карточки для индивидуальных заданий.

Ход урока

1. Вступление

  1. Знакомство с целями и задачами урока.

Слово учителя:

- Предположите, о чем будет идти речь в поэме с таким названием?

- Обратите внимание на жанр. Каково соотношение эпического и лирического в поэме?

2. Основная часть

           - Какова композиционная структура поэмы?

  1. Лирический пролог
  2. Глава 1
  3. Глава 3
  4. Глава 4
  5. Глава 5
  6. Глава 6 (эпилог)

3. Анализ текста. Лирический пролог.

Литература периода Великой Отечественной войны отличается удивительной целенаправленностью. Это литература, где главная тема – тема Родины ,героического подвига, воинского долга и дружбы.

Особое звучание патриотическая тема заняла в поэзии. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

“Быстроглазый мальчик из Москвы”, - так пишет о себе в прологе автобиографической поэмы  “ Гвардии рядовой” сам автор, 17-летним парнем который ушел добровольцем на фронт, не закончив  курса пехотного училища.

Задание по группам:

Группа № 1

  1. Озаглавить фрагмент.
  2. Почему приводится отрывок из песни? Кто её автор?
  3. О каком торжестве, не состоявшемся в этот день, идёт речь?
  4. Найдите олицетворения в описании города.
  5. Для чего включено описание памятника А.С. Пушкина?
  6. Найдите риторическое обращение к родному городу.
  7. Пейзаж Москвы. В чём его символическое значение?

Группа № 2

  1. Озаглавьте главу № 2. Почему она такая маленькая?
  2. Озаглавьте главу № 3.
  3. Найдите реплику, объясняющую самоотверженность бойца.
  4. Не противоречит ли она словам «А кругом - Россия».
  5. Найдите рефрен. В чем его значение?
  6. Найдите описание пейзажа во фрагменте. Какова её роль?
  7. Какова роль многоточий в произведении?

Группа № 4

  1. Озаглавьте главу № 4.
  2. Для чего введён образ старушки-матери?
  3. Объясните значение эпитета «волглую».
  4. Прокомментируйте монолог матери.
  5. Найдите глаголы, передающие действия матери.

Группа № 5

  1. Озаглавьте главу № 5.
  2. Объясните выражение «изведать солдатскую страду».
  3. Найдите риторическое восклицание. О чём оно?
  4. Найдите фразеологический оборот. В чём его смысл?

Группа № 6

  1. Озаглавьте отрывок. Почему эта глава может быть названа «эпилогом»?
  2. О чём замечтался бронзовый поэт?
  3. Найдите пейзаж. Почему голуби обрушились с карниза и закувыркались в синеве?

Подведение итогов.

Таким образом, тема поэмы – рядовой солдат.

Проблема – подвиг рядовых войны.

Идея – гордость за защитников страны.

III. Рефлексия

  • О чём заставила задуматься эта поэма?
  • Почему так важна победа под Москвой?
  • Какие произведения о военной Москве вы знаете?
  • О чём захотелось узнать подробнее?

Д/З: Написать сочинение - рассуждение на тему «Слава тебе, русский солдат!»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Никола́й Константи́нович Старшино́в

Слайд 2

Военный парад в Москве 1941г .

Слайд 3

А.С . Пушкин

Слайд 6

А.С . Пушкин

Слайд 7

Парад победы в Москве 1945г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

Открытый урок по литературе в 7 классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Тип урока: комбинированный.Вид урока : урок - путешествие в прошлое.Цель урока: познакомить с  героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные  понятия, духо...

Открытый урок по литературе на тему "Суд над литературным героем Чичиковым" по поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Нетрадиционный урок: урок-суд над литературным героем Чичиковым Н.В. Гоголя по поэме "Мертвые души" . Тема урока: "Образ Чичикова. Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...