Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 21.63 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Комплексный анализ поэмы Н.К.Старшинова “ Гвардии рядовой”.
Цели урока: формирование критического мышления, компетентностного подхода, коммуникативных навыков.
Задачи урока:
- Повторение особенностей поэмы как лиро-эпического жанра.
- Анализ содержания поэмы “Гвардии рядовой ”.
- Повторение материала частей “А, В” ЕГЭ.
- Подготовка к написанию сочинения части “С” ЕГЭ.
Виды работ:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- фрагменты текста,
- карточки для индивидуальных заданий.
Ход урока
1. Вступление
- Знакомство с целями и задачами урока.
Слово учителя:
- Предположите, о чем будет идти речь в поэме с таким названием?
- Обратите внимание на жанр. Каково соотношение эпического и лирического в поэме?
2. Основная часть
- Какова композиционная структура поэмы?
- Лирический пролог
- Глава 1
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 (эпилог)
3. Анализ текста. Лирический пролог.
Литература периода Великой Отечественной войны отличается удивительной целенаправленностью. Это литература, где главная тема – тема Родины ,героического подвига, воинского долга и дружбы.
Особое звучание патриотическая тема заняла в поэзии. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
“Быстроглазый мальчик из Москвы”, - так пишет о себе в прологе автобиографической поэмы “ Гвардии рядовой” сам автор, 17-летним парнем который ушел добровольцем на фронт, не закончив курса пехотного училища.
Задание по группам:
Группа № 1
- Озаглавить фрагмент.
- Почему приводится отрывок из песни? Кто её автор?
- О каком торжестве, не состоявшемся в этот день, идёт речь?
- Найдите олицетворения в описании города.
- Для чего включено описание памятника А.С. Пушкина?
- Найдите риторическое обращение к родному городу.
- Пейзаж Москвы. В чём его символическое значение?
Группа № 2
- Озаглавьте главу № 2. Почему она такая маленькая?
- Озаглавьте главу № 3.
- Найдите реплику, объясняющую самоотверженность бойца.
- Не противоречит ли она словам «А кругом - Россия».
- Найдите рефрен. В чем его значение?
- Найдите описание пейзажа во фрагменте. Какова её роль?
- Какова роль многоточий в произведении?
Группа № 4
- Озаглавьте главу № 4.
- Для чего введён образ старушки-матери?
- Объясните значение эпитета «волглую».
- Прокомментируйте монолог матери.
- Найдите глаголы, передающие действия матери.
Группа № 5
- Озаглавьте главу № 5.
- Объясните выражение «изведать солдатскую страду».
- Найдите риторическое восклицание. О чём оно?
- Найдите фразеологический оборот. В чём его смысл?
Группа № 6
- Озаглавьте отрывок. Почему эта глава может быть названа «эпилогом»?
- О чём замечтался бронзовый поэт?
- Найдите пейзаж. Почему голуби обрушились с карниза и закувыркались в синеве?
Подведение итогов.
Таким образом, тема поэмы – рядовой солдат.
Проблема – подвиг рядовых войны.
Идея – гордость за защитников страны.
III. Рефлексия
- О чём заставила задуматься эта поэма?
- Почему так важна победа под Москвой?
- Какие произведения о военной Москве вы знаете?
- О чём захотелось узнать подробнее?
Д/З: Написать сочинение - рассуждение на тему «Слава тебе, русский солдат!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Военный парад в Москве 1941г .
А.С . Пушкин
А.С . Пушкин
Парад победы в Москве 1945г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Элементы фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова "Песнь ... про купца Калашникова"
Урок-исследование...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
Открытый урок по литературе в 7 классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
Тип урока: комбинированный.Вид урока : урок - путешествие в прошлое.Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духо...
Открытый урок по литературе на тему "Суд над литературным героем Чичиковым" по поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Нетрадиционный урок: урок-суд над литературным героем Чичиковым Н.В. Гоголя по поэме "Мертвые души" . Тема урока: "Образ Чичикова. Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...