Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Стеблева Римма Ивановна

Интеграция как принцип взаимодействия литературы и психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).

   Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина  «Легкое дыхание»).

Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.

  Индивидуальное домашнее задание.

1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».

Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.

  Индивидуальное  задание.  Краткое сообщение об истории создания рассказа.

Работа с текстом.

- Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет  «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.

- Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить. (Такое задание было дано заранее.)

  Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.

Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.

- Запись  на доске этих проблемных вопросов:

1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

2.Что хотел сказать автор читателям своим рассказом?

3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.

4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?

На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :

« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» ( И.Бунин.)

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» ( М.Аврелий.)

-Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.

-Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных  творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»

-Стихотворение  А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »

Вопросы к стихотворению.

1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?

2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости,  беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

   На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения

Класс делится на группы.

1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)

2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы  и холодного весеннего ветра в рассказе.

Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей  учащихся.

  На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.

-Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка , выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях  легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.

-Какова логика поведения  героини?  (Это странная логика.  Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит  героиня.

-Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? ( Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.)  Работа с текстом.

-Замечает ли героиня свое беззаботное  легкомысленное поведение, может, раскаивается?  ( На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не  думала, что я такая!»  Боль раскаяния не была продолжительной.  Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.

-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

-Каковы же причины этой трагедии?

-Где Оля Мещерская познакомилась с  « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? ( Оля познакомились при чтении книг отца.)   Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. ( Работа с текстом.)

-В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах.

- Как  Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? ( Все, что она сообщила о  женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)

Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.

-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.

Это – бездуховность.  Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.

-Каждый эпизод -  этап в жизни героини , ее взросление, нравственное падение и гибель..

-Каково же отношение Бунина к героине рассказа? ( Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)

-Какой композиционный принцип рассказа является основным? ( Контраст.) Почему?  ( С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция. )

Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.

-Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)

-Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? ( Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность. )

-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

- Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».

-Как вы воспринимаете рассказчика? ( Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)

          Высказывания учащихся.

- Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец.  Автор раскрывает нам не только красоту девушки,( конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.

-Какова  роль образа классной дамы в рассказе? ( С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям.  По мнению автора, не может  исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)

-Чем явился для вас этот рассказ?

Если бы не бездумное порхание по жизни героини,  не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ  звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

        Итоги урока.

Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.

Но  есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Заполнение Листа обратной связи.

Психологический тренинг (педагог-психолог)

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»

(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)

Цели урока:

  • Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
  • Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
    Задачи:
  • Дать понятие о защитных механизмах личности.

         Ход занятия

          Вводная часть

Как уже было сказано, легкое дыхание — символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

—        Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. гейехо — «обращение назад») — самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

  • Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
  • Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)

  • Это отсутствие ответственности за свои действия.
  • Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их
    чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый
    день для них — открытие нового.
  • Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.

  • А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
    ощущений.)
  • Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, —
    Бунин неоднократно это подчеркивает - счастлива, любила придуманный ею образ, который
    вычитала в книге...)
  • Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
    формировании личности.)

Основная часть.

«Классная дама — немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

  • Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
    они выражаются?
  • Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
    отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?
  • Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
    Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание?
    (Рассказ о защитных
    механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к
    собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах... Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности — неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание—это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Проекция— подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем — и бревна не заметишь».

Рационализация— это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример — «Лиса и виноград».

Компенсация— это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

  • Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
    страшится
    ?(Нереализованности себя как женщины.)
  • А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
    даму?

Заключительная часть

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

  1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
  2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Задание . Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь

«Поделитесь своими впечатлениями о том, что происходило на уроке. «Что забираете с собой?»