Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Цель:Знакомство с творчеством великого поэта.На уроке учащиеся должны определить темы лирики С.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"

Обучающая цель: Знакомство с творчеством великого поэта.

Задачи урока: Определить основные темы лирики Есенина.

Развивающая цель: Учить выразительному чтению и умению воспринимать поэтический текст.

Воспитательная цель: Вызвать интерес к творческому наследию поэта.

Оформление и оборудование: портрет С.Есенина, диск фильма “, ноутбук, проектор, компьютерный диск с презентацией ,  выставка книг поэта.

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, . Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наш урок , посвящен творчеству поэта Серебряного века - Сергею Александровичу Есенину.
У Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи кровно близки нам, нашему времени.

На улице время осеннее. 
Веселье умолкло в бору.
И снова я томик Есенина
С волнением в руки беру

звучит песня «Клён, ты мой опавший…»

Учитель: . Сейчас вы прослушали замечательную задушевную песню. Наш разговор о поэте мы не случайно начали с этой лирической, задушевной песни. Как нежное песенное слово звучат почти все стихи поэта. Естественна и органична в них связь слов и музыки. Порой даже трудно сказать, чего больше

Цели урока: И  сегодня  на уроке мы  ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим  свои знания по теории литературы и ответим на вопрос проблемы урока: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Презентация 1, слайды 1-2)

Учитель: - Итак, Сергей Есенин… А. Толстой говорил: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».  Как понимаете это высказывание А. Толстого о Есенине?

Ученик:-Мы будем говорить об очень добром человеке и об очень добрых , искренних стихах поэта.

Учитель: - О многом говорит лицо человека. Всмотримся в портрет Есенина. На нас смотрит светловолосый юноша, смотрит нежно и ласково. Так умеют смотреть только любящие люди, настоящие друзья.

Ученики: - Смотришь на портрет и думаешь: у этого человека не должно было быть врагов.

- Лицо открытое, чистый взгляд. К Есенину, наверное, тянулись люди.

- Мечтательный человек.

Учитель: - Все правы! Нельзя не согласиться с вашими характеристиками Есенину.

Эпиграф к уроку: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое –  более всего иного – заслужено человеком».  Максим Горький (Презентация 1, слайд 3)

Учитель: . Прочтите эпиграф. Какова основная мысль данного высказывания? (Ответы учеников) 
– А как слова Горького соотносятся с проблемой урока? 
(Национальный – свойственный данной нации, выражающий ее характер; государственный, принадлежащий данной стране)

Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце – деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, «страна берёзового ситца». Всего себя он отдал людям:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

– Так ли это – выясним в течение работы на уроке.
Познакомимся с его автобиографией, которую он написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года.
(Сообщение учеников по статье «О себе».Презентация  – 5 мин.) 
Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21 сентября 1895 года – 28 декабря 1925 года) оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».
Презентация , слайд 5) Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а «чувство». Наверное, именно поэтому родное константиновское небо представляется поэту в знаменитом стихотворении «Небо – как колокол» – гигантским вселенским колоколом, а месяц в небесной ночной синеве – звонким его языком!!! Откуда такая интимность к родине? (Презентация слайд 6) Нам поможет ответить на этот вопрос стихотворение «В хате».(Ученик читает стихотворение)

Анализируют ученики. Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие-то тараканы…Но всё же оно притягивает своей наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.

– Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (Презентация , слайд 7)

(СТИХОТВОРЕНИЕ ЧИТАЕТ С.Безруков)

 «Гой ты, Русь, моя родная!..» Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый  пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

 Ученик В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. «Гой ты, Русь, моя родная» в эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь… Это стихотворение также наполнено звуками и запахами природы. Есенин прислушивался и слышал природу России: «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Автор относится к природе, как к живому существу, прекрасному и беззащитному. Читая его стихотворение, перед глазами сразу возникают картинки, и ты невольно представляешь себе все: бесконечное поле, тополя, хаты…

Каждая строчка предстает отдельным пазлом, соединив который, можно без труда увидеть полную картину русской деревни. Природа у поэта многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «Не видать конца и края /Только синь сосет глаза». В стихотворении автор обращается к любимой родине, к России. Он преклоняется перед ней, «как захожий богомолец». Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» – чувственное, откровенное признание автора в любви родной стране.

 Учитель: Мы можем смело утверждать, что мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении заслуженной артистки России Надежды Кадышевой, перед звучанием песни учащимся раздаются листы для игры «Нарисуй под музыку свое настроение»)

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Цвет играл большую роль в творчестве поэта. Особенно встречаются синий и голубой цвета, они – цвета земной атмосферы, воды. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. («Синий вечер», «Синий сумрак»)

Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой!»

Алый цвет – символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет зари» , «Есть тоск4а веселья в алостях зари…»)

Розовый цвет выражает в поэзии Есенина незабываемую картину настроения (« Проскакал на розовом коне…»,

« На закат ты розовый похожа…»)

 Давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу?

Анализируя произведения Есенина, обратите внимание на тропы и приёмы, звукопись, используемые автором для изображения природы. Работа по группам

  • 1 группа анализирует стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…»
  • анализирует стихотворение «Край ты мой заброшенный…»
  • 2 группа анализирует стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…

группа анализирует стихотворение «Чёрная, потом пропахшая выть…»

  • 3 группа анализирует стихотворение «Запели тёсаные дроги…»
  •  группа анализирует стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»

Учитель: Сегодня анализ лирических произведений проведём необычно. Опираясь на произведения, мы с вами будем подтверждать или опровергать высказывания литературоведов, в которых  говорится о творчестве Есенина.
Литератор (
Презентация слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, словно «живое существо»? (доказывают, опираясь на произведения)

  • «Сыплет черёмуха снегом»; «… никнут шёлковые травы» – олицетворение.
  • «Курит облаком болото» – метафора.
  • «Избы забоченились» – олицетворение; «как метель черёмуха машет рукавом» – сравнение.
  • «К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо баюкают хлюпь камыши» – олицетворение.
  • «Запели тёсаные дроги … бегут равнины и кусты» – олицетворение.
  • «О красном вечере задумалась дорога… осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору»; «нежно охает ячменная солом»

Вывод: для того чтобы оживить природу, автор использует олицетворение, метафоры, сравнения.

Литературовед (Презентация, слайд 8) (Исаак Станиславович) И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, – я одурманен весной. (глаголы, обращение)
  • В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)
  • В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал ковыль.
  • Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо слушают сказ.
  • Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.
  • Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит; нежно охает.

Вывод: природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации.

Литературовед (Презентация , слайд 9) (Корнелий Люцианович ) К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств  взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

  • Я одурманен весной (метафора); зыбистым бегом (эпитет). Не зыбкий, а зыбистый диалект.
  • В небесном коромысле; (слова из крестьянской лексики)
  • Сенокос некошеный;
  • Потом пропахшая выть; в синюю гать; на кукане реки. Диалект.
  • Тесаные дроги; просторечие
  • Сверкает по повети; диалект. сгинувшем в ночи. разговорный стиль

Вывод: любовь к родине передаётся с помощью лексических средств, хорошо знакомых автору с детства, то есть диалектизмов, просторечий.
(Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней лирики Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья». Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Тайные вести; зыбистым бегом.
  • С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть.
  • Лес да монастырь
  • Грустная песня, ты – русская боль.
  • Опять часовни на дороге и поминальные кресты; опять я теплой грустью болен; люблю до радости и боли.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы

Вывод: чтение стихов Есенина вызывают грусть, так как они полны печали, которая передаётся благодаря словам, лексическое значение которых наполнено грустью, печалью, тоской.

– А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Так почему же Сергея Есенина называют национальным поэтом?

 (Вывод ученики пишут самостоятельно)

Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят так:

Вывод по уроку: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в произведениях автора настолько ярко изображена, что чувствуешь её и понимаешь: она родная, близкая, русская. В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. (Выводы учеников содержат выдержки из произведений поэта.)

Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни,

 Стихотворение Ник. Брауна:

" В этом имени- слово "есень".

Осень,ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут "Сергей Есенин",

Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногривого жеребёнка

Неуклюжий, смешной галоп.

И весенних осин серёжки,

И рязанского неба ширь,

И просёлочные дорожки,

И приокские камыши…

Над Россией летят..Есенин!

Осень, есень, осенний цвет.

Всё равно это цвет весенний

Сень берёзы и синь-рассвет.

В стихах Есенина краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В стихах Есенина «роса блестит на крапиве», «сыплет черемуха снегом», «отражаясь, березы ломаются в пруду». В них, говоря словами А.С. Пушкина, «русский дух», «Русью пахнет».

Изучение есенинской лирики, я уверена, не ограничится для вас стенами школы. Потому что к этому поэту люди приходят в любом возрасте и находят в нем силы, веру, надежду, покой. Призываю к этому и вас. Обращайтесь к Есенину, и вы обретете себе еще одного друга- молодого повесу с крестьянской душой, душой нараспашку.

Песня озорной повеса.?

 Поэзия С.Есенина – это праздник души, радость открытий, дающая нам любовь и нежность. Песенное слово поэта затрагивает заветные струны души, согревает душу и сегодня.
И в заключение я бы хотела прочитать вам  стихотворение «Томик Есенина».

Если грусть легкой поступью в сердце вошла

И печалит тревога осенняя

Провожая последние искры тепла,

Открываю я томик Есенина.

За страничкой страничка

На дыханье одном,

Светлой радостью сердце согреется,

Сразу чахнет февраль, и весна за окном

И во что-то хорошее верится!

Ты – волшебник, Есенин!

Голос твой не затих,

Он как гимн стихотворной стихии!

А в глазах твоих нежных, таких голубых

Отражается небо России!

Поэзия С.Есенина – это праздник души, радость открытий, дающая нам любовь и нежность. Песенное слово поэта затрагивает заветные струны души, согревает душу и сегодня.
Если вам понравились стихи и песни на стихотворения Сергея Есенина, давайте поаплодируем поэту (учащиеся аплодируют).

Звучит песня в записи “Мне осталась одна забава…” в исполнении А.Малинина

Итоги урока: комментирование оценок, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширени...

Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"

Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...

"Сергей Есенин как национальный поэт" - интегрированный урок

Интегрированный урок по литературе «Сергей Есенин как национальный поэт» знакомит учащихся с биографией великого поэта, особенностями его творческого метода, истоками народности. Учащиеся делятся свои...

Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.

Цель деятельности учителя Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживи...