Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"
учебно-методический материал по литературе на тему

Вахрушева  Ольга Леонидовна

Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках литературы, которые заключаются в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_problemnogo_obucheniya_.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  проблемного обучения

на уроках литературы

Вахрушева Ольга Леонидовна,

 учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

 Средняя общеобразовательная школа № 4

  1. Урок литературы сегодня.

Перемены в нашей жизни, в образовании диктуют необходимость кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Компетентность учителя заключается в умении организовывать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка.

  1. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.

  1. Цели проблемного обучения:

а) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений,     навыков;

б) достигнуть высокого уровня развития школьников, развитие способности к самообучению, самообразованию.

  1. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяются характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящие к  развитию творческого потенциала  его личности.

  1. Главный признак проблемного обучения – проблемная ситуация.

Это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями.

  1. Этапы проблемного обучения:

а) осознание проблемной ситуации;

б) формулировка проблемы на основе анализа ситуации;

в) решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;

г) проверка решения.

  1. Проблемные вопросы – завязка урока.

Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.

             Использование проблемных вопросов и заданий позволяет  под-  

      держивать читательский интерес и формировать умение  

      высказывать аргументировано свою точку зрения.

8.  Примеры проблемных вопросов по курсу русской литературы.

8 класс: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Кто же Пугачёв у Пушкина - волк или человек?

9 класс: А.С.Пушкин «Евгений Онегин»:1. Почему Пушкин назвал страницы своего романа полусмешными, полупечальными?

2. Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?

3. Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: 1. Можно ли назвать Чичикова первым в русской литературе образом «нового русского»?

Список используемой литературы.

1 Бейзеров А.В. Проблемное обучение: Образование в современной школе.- 2005, №12, с.48 – 50.

2 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М. , Педагогика, 1981, с.48, 50.

3 Селевко Г. Проблемное обучение, Учительская газета, 2005, №39, с.16 – 17.

4 Селевко Г. Проблемное обучение, - Школьные технологии, 2006, №2, с.61 – 66.

5 Страшко И. Система практических работ по литературе, - «Первое сентября», №33, с.5 – 7.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира

Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира....