Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Савлохова Ирина Николаевна

Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему:

«Слово о полку Игореве»

                                                         

                                                                                        Учитель русского языка и литературы                

                                                                                                                     Савлохова И.Н

2014 – 2015 учебный год

НА ДОСКЕ: 1) Тема – «Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры; 2) Рисунки-символы Юрия Селиверстова (6 шт.); 3) Изображения Дмитриевского собора во Владимире, Софийского собора в Новгороде, Спаса нерукотворного; 4) Выставка книг по «Слову»; 5) У всех учащихся – ария Игоря Светославича в плену, м\фон; 6) На стенде – газета «Слово» Цели и задачи урока: художественной памятью «Слова о полку Игореве» связать конкретные события отечественной истории с общегуманными проблемами развития человечества;

связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину; учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме; прививать интерес к культуре Родины; обучение монологической и диалогической речи, подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению. Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.

Ход урока: Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему, подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву». 1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу? +наизусть слова русского писателя Владимира Чивилихина (учебник, страницы 34-35) 2)Но «Слово» - это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи. А чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? - сообщение уч-ся о культуре XII века, учебник, страницы 35-36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени» 3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом? 4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? - Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей стране, но и во всем мире.

Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды – в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии. 5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря, гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины) 6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах Песни: плен Игоря и плач Ярославны

а) заслушать арию Игоря Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков, Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль, что все меня клеймят?

Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь свою и славу,

Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ. 7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки) 8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О чем он сожалеет? 9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» - последние слова арии. Как вы их понимаете? Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов. 10)Отчего же нам все-таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? А) Что главное в его монологе: дайте свободу, что бы искупить личный позор? 11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика, современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821 году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод «Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде Александровне Волконской. 12)»Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач самой Ярославны? 10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
- горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на
войну выполнять тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата. 13) Теперь давайте подведем итог: Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие культуры Руси?

(есть ли связь между веком XII и XIX-XX?) (Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… », обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси; так же многозначительно то, что к переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.

Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей.

По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С.

Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова» нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15 лет (1972-1987 года). Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни.

(зачитывается наизусть отрывок) Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена. Помнит Русь полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой. Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, - кричит, - И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют. Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают острыми клыками.

Чем отличается перевод М. Вишнякова, нашего современника, от плача Ярославны, написанного Иваном Козловым, современником Пушкина. - Ритм более быстрый, современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается та же – призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших… 14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры: «Слово» в музыке и изо - подготовка учащихся д/з 15)Не оставили без внимания «Слово» наши современники – художники-символисты. Обратите внимание на иллюстрации Юрия Селиверстова к «Слову»… В чем их символический смысл? Как вы их понимаете? ИТОГ: 1)В чем главное значение поэмы? - В ее идее: единение славян перед нашествием врага. 2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, - она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора: · ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!

· БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО! · ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ, · НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ, · А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ · ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ. 3)Актуально ли это произведение сегодня? 4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время. Пусть же вас воодушевляет к подвигам и неизвестный поэт XII века. (звучит отрывок «Слова» на древнерусском языке)

Н
Е лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

Невозможно не любить свою Родину, о чем говорит нам поэт далекого XII века, не защищать ее. Поэтому ваше домашнее задание будет связанно с темой нашего сегодняшнего урока - написать сочинение «Непреходящее значение «Слова о полку Игореве», можно с иллюстрациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.

Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...