Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
материал по литературе (10 класс) на тему

Оганесян Нина Левоновна

Авторская разработка мероприятия.

Литературная игра «УМНИКИ И   УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.

Авторская разработка мероприятия.

Литературная игра «УМНИКИ И   УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._tolstoy_0.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка мероприятия.

Литературная игра «УМНИКИ И   УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.

Вступительное слово учителя:

Л.Н.Толстой русский писатель, почетный академик Петербургской  АН.

Один из наиболее мощных талантов русской литературы.

В его творчестве соединились демократизм. Безбоязненная  постановка важнейших социальных вопросов, широта охвата действительности, сила художественных обобщений, глубокая правда изображения  «диалектика души»  и общественной жизни возвышенность чувств и стремлений, совершенство формы. Творчество Л. Толстого явившееся, по определению М. Горького, «итогом всего пережитого русским обществом за весь XIX век» оказало огромное влияние на мировую литературу.

ИГРА «УМНИКИ И   УМНИЦЫ».

  1. ПРОЛОГ.  КОНКУРС  РУССКОГО ЯЗЫКА

 Расставить знаки препинания

  1. На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старее берез составлявших лес он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно видно суками и с обломанной  корой заросшей старыми болячками.
  2. Весна и любовь и счастье  как  будто говорил этот дуб.  И  как не надоест вам все один и тот же  глупый бессмысленный обман! Нет ни весны  ни  солнца ни счастья.

  1. Да  он  прав  тысячу  раз  прав этот дуб   думал  князь  Андрей  пускай другие  молодые вновь поддаются на обман а мы знаем жизнь  наша жизнь кончена. Целый ряд мыслей  безнадежных  но  грустно приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея.
  2.  В продолжение скучного  дня  во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева  и почетнейшие из гостей  которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа Болконский  несколько раз  взглядывая на  Наташу чему-то смеявшуюся спрашивал  себя  О чем она  думает  Чему она так рада

  1. КОНКУРС  КРАСНОРЕЧИЯ (В течение одной минуты изложить свое понимание высказывания Л.Н. Толстого).
  1. «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для  недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели  высшим»
  2. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать  и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость».

  1.  КОНКУРС «БИОГРАФИЯ Л.ТОЛСТОГО» (На экране презентация. Слайд № 4. Ответы появляются позже)

Свидетелем каких исторических событий 19-20 в.в. был писатель?

ОТВЕТЫ

1837    

год смерти А.С.Пушкина

1841    

год  смерти М.Ю.Лермонтова

1852  

год  смерти Н.В.Гоголя

1853- 1856  

Крымская  война

1861  

«Крестьянская реформа»

1877 – 1878  

Русско-турецкая война

1881  

 Смерть  царя Александра П

1904 -1905  

Русско-японская война

1905

9 января  Кровавое воскресенье

1905 – 1907  

Первая  русская революция

БИОГРАФИЯ ТОЛСТОГО. БЛИЦ- ОПРОС. (Игра со зрителями)

  1. Какую из своих книг Толстой называл одной из главных?

                                                    (трактат “ О жизни”)

  1.  Кто из родственников Толстого был в плену у французов в 1815г.?

                                                    (отец Николай Ильич)

  1.  На какой факультет Казанского университета поступил Толстой?

                                               (факультет восточных языков)

  1.  “Война и мир” - 4

       “Анна Каренина” - 7

       “Кавказский пленник” - 100.

  1. Какими орденами и медалями был награжден Л. Толстой?

(орден Святой Анны и медалями «За храбрость», «за защиту Севастополя»

  1. КОНКУРС  «КТО ЕСТЬ  КТО?» (По описанию и характеристике назвать героя романа)

Для 1-ой команды.

1. Она  возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо ещё более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный  миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен.

2. Лучистые глаза ее , в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слез, которые стояли в них.

3. Она Наташе не нравилась, казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою.

(Ответ: княжна Марья Болконская)

Для 2-ой команды.

1.С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то , что он скажет и сделает теперь, --- есть история.

2. И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.

 “ Но разве могло быть иначе? -- подумал он. -- Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей.”

3. Ему подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый  восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему.

(Ответ: Наполеон)

Для 3-ой команды.

…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами .Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую  резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них, и слушать их  ему было очень скучно.

…Позвольте высказать свое мнение, - продолжал он -,  успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой. – сказал он и, не ожидая ответа. тотчас отошел от стола.

(Ответ: князь Андрей Болконский)

  1. КОНКУРС ГОРОДА  И СТРАНЫ.

(Географическое  пространство  романа значительно расширяют   многочисленные упоминания о различных  городах  и  странах. Назвать географическое  место, указать страну  и  назвать эпизод  из  романа, слайд №5).          

              1 команда                                   2 команда

      Шенграбен                                     Шевардино

      Неман                                             Аустерлиц

      Отрадное                                       Фили

      Браунау                                           Тулон

      Богучарово                                     Энс

  1. ЗВУКИ МУЗЫКИ

На экране презентация, отрывок из ХФ С. Бондарчука «Война и мир»:

первый эпизод -  Бал Наташи Ростовой

второй эпизод – пляска Наташи у дядюшки

Задание: назвать жанр музыкального произведения

Ответ: вальс и русская народная песня «По улице мостовой».

  1. ЧТО  ЗА  ЧЕМ?

Задание по композиции романа: правильно расположить эпизоды, указать том

 Пьер  на  Бородинском  поле

 Смерть  Элен  Безуховой

 Небо  Аустерлица

 Рождение сына  Андрея  Болконского

 Пожар  в  Смоленске

 Первый  бал  Наташи Ростовой

 Совет  в  Филях

 Наполеон  вступил  в  Москву

 Пленение  Пьера

  1. МЫСЛЬ  ИЗРЕЧЕННАЯ

  Продолжить фразу  по началу, назвать эпизод

 1 ком.  Эпизод прощания отца с сыном .

 Старик  Болконский:  “Помни одно, князь Андрей :коли тебя убьют, мне, старику, больно  будет ….”  (продолжите  фразу)

  (А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет  стыдно!)

2 ком. 3. Эпизод. Накануне Бородинского сражения Наполеон сказал:

            “Шахматы поставлены,..”  (продолжите фразу)     кн.5,с.232

      (игра начнется  завтра.)

1 ком.  т 3.  Эпизод  Совет  в Филях .

  Бенигсен : “Оставить ли без боя священную  и  древнюю  столицу России, или  защищать её? “ --

 Кутузов  ответил:                      (продолжите...)

  (-Священную древнюю столицу России!  Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий:”Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение”.

2 ком. Эпизод  Разговор Пьера  с Наташей после неудачного побега с Курагиным.                                                т 2 с.384

Наташа:  - Не говорите со мной так. Я не стою этого. Для меня все   пропало.

 Пьер:  ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший  и  лучший  человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

ЭПИЛОГ

Объявление результатов игры

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний....

Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

В  литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...

Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

В  литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...

Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.

С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...

Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...