В человеке все должно быть прекрасно… по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Куулар Уран Токпак-ооловна

Цели урока:

1.      Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира.

2.      Показать необходимость отвечать за свои поступки, побудить ребят

задуматься над тем, что красота может нести миру добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_u._t.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русской литературы в 6 классе по зарубежной литературе.

Тема: В человеке все должно быть прекрасно… по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира.
  2. Показать необходимость отвечать за свои поступки, побудить ребят

задуматься над тем, что красота может нести миру добро.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа.

Оборудование урока:

  1. Портрет писателя.
  2. Магнитофон.
  3. Звезды со словами: ДОБРОТА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ.

- Начало урока. Звучит музыка.

Вступительное слово: - Прозвучала прекрасная мелодия, которая увела нас в мир звезд.

Представьте себе небо, усыпанное звездами. Какое оно? Звезды, какие?

Ответы учащихся: - Красивые, таинственные, далекие, загадочные, холодные, блестящие, падающие…

- Да, они красивые, таинственные, загадочные, далекие. Мы с вами сегодня поговорим о такой же красивой сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Познакомимся с английским писателем Оскаром Уайльдом.

Раскроем особенности сказки Определим, какие заповеди, нравственные качества заложены в этой сказке.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Слова А.П. Чехова не закончены, фразу закончить  должны мы к концу урока.

Словарная работа:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Помыкать – распоряжаться кем-нибудь по своему произволу.

Автор сказки Оскар Уайльд. О нем расскажет… (выступление подготовленного ученика)

А вы внимательно вглядитесь в портрет писателя.

- У писателя трагическая, такая же сложная, непроста судьба героя его сказки. Каждое произведение литературы всегда «загадка». В заглавии сказки английского писателя тоже загадка. Необычное название «Мальчик-звезда». Что хотел сказать автор, называя мальчика «звездой»?

ЗВЕЗДЫ! Они способны кого-нибудь согреть?

- Итак, со словом «звезда» ассоциируется неземная красота и ослепительный холод.

Красота, в которой нет души. Что может нести людям такая бездуховная красота?

- Она может нести свет.

- Вести за собой – «путеводная звезда».

- Может быть образцом красоты.

- А что может означать сочетание слов «звезда» и «мальчик». Каким вы видите мальчика-звезду?

Он обязательно должен быть красивым, и с ним должно быть что-то волшебное.

Задание: Найдите в тексте строки, в которых даются похожие черты на звезду.

Работа с учебником. Прочитать портретную зарисовку мальчика:

«Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы как лепестки алой розы, а глаза как фиалки…»

- Он появился как сокровище, как звезда, упавшая с неба.

- Расскажите о том, как он появился в семье лесоруба? Каким он вырос? Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? Почему?

(Им красота Мальчика-звезды дала только зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота – такая красота притягивает, но не греет.

        к беднякам

Мальчик-звезда не испытывал сострадания        к слепым

        к недужным

        к увечным (имеющие увечья, тяжелые

                                                                                                             телесные повреждения).

Издевался над всеми, кто был жалок, безобразен, выставлял на посмешище.

- Как вы относитесь к поступкам Мальчика-звезды и его сверстников? Что вам кажется страшнее: жестокость Мальчика-звезды или полное повиновение ему его сверстников?

Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всем?

Вероятно, нет. Мальчик-звезда вел себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить свое превосходство над ними.

Беседа учителя:

Повиноваться легче, чем противостоять жестокости. Иногда жестокость часто бывает внешне привлекательным, кроме того, зло обычно делать проще, чем помогать людям, если нет внутреннего «механизма», способного вовремя сказать «нет!». Несмотря на то, что он вырос среди добрых людей, Мальчик-звезда очень жесток.

Объясните причину его жестокости.

На доске схема:

Что может нести людям КРАСОТА                                            

СВЕТ  ТЕПЛО  СЧАСТЬЕ

КРАСОТА

                                                                                   РАДОСТЬ  СОКРОВИЩЕ  миру и людям

                                             

                                                                                                          ЭГОИЗМ

                                                                             НЕБЛАГОДАРНОСТЬ  разрушают красоту

                                                                                                     ЖЕСТОКОСТЬ

                                                                             РАВНОДУШИЕ  окружающего мира

                                                       

ЖЕСТОКАЯ КРАСОТА – НЕ КРАСОТА!

Пересказ учащихся по следующим вопросам:

Каким вырос Дитя-звезда? Его поступки. Таким ли вы ожидали Мальчика-звезду?

Что принесла красота Мальчику-звезде?

Учащиеся приходят к выводу: НО КРАСОТА ЕГО ПРИНЕСЛА ТОЛЬКО ЗЛО!

Работа в тетрадях: написать схематически, что принесла красота.

   

Внешность

Красивее всех

Себялюбивый, гордый, жестокий.

                         не только

против окружающих его людей,

но и животных

Считает себя выше других  Сам одинок

Не испытывает теплых чувств в результате каменеет сердце,                                                                  

он теряет способность не только к                                              сочувствию, но и к радости

                                                                                                                                                                 

Жестокость, злоба искажают красивые черта лица.

- Мы с вами обсуждали, что несет с собой красота. Давайте и приглядимся к героям сказки Оскара Уайльда. В ней есть и красивые, и некрасивые персонажи.

- Ребята, что делает людей красивыми или некрасивыми? Мы с вами убедились, что внешность и внутренний облик Мальчика-звезды почти все время не соответствует внешности и внутреннего мира?

Предположительные ответы: У нищенки, у прокаженного, у рыцаря в кольчуге со шлемом с гребнем в виде крылатого льва.

- Какой эпизод во второй части вы считаете самым главным?

(Встреча Мальчика-звезды с матерью)

- Как вы догадались, что перед нами не простая нищенка, а мать Мальчика-звезды?

(Автор выделяет мать из числа других нищих, проходящих через село. Описывает то, как она узнала сына, и это подтверждают лесоруб с женой).

Задание: Прочитать по ролям разговор матери с Мальчиком-звездой.

- Почему в глазах нищенки отразился ужас, и она не могла отвести взгляда от мальчика?

Ужас от того, что она узнала своего сына в бедняке, или оттого, что этот очень красивый мальчик так жестоко поступает с ней?

(Нет, она ужаснулась тому, что ее сын вырос таким жестоким).

- Поверил ли сам Мальчик-звезда в то, что эта женщина – его мать?

(Да, он, скорее всего, поверил, но испугался, что такая мать, а не Звезда, как он думал, будет его «позорить»).

- Каким вы представляете себе Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

Как вам кажется, когда Мальчик-звезда утратил свою красоту?

- Ребята, теперь мы будем дискутировать по вопросу: За что Мальчик-звезда понес наказание? Какое? Согласны ли вы с тем, что Мальчик-звезда наказан?

(За то, как он обошелся со своей матерью, за всё зло, что совершал по отношению и к другим людям).

- Найдите в тексте эпизод, в котором описывается, как он сам себя наказал.

- Что было тяжелее:

1. Потерять красоту.

2. Испытать на себе жестокость людей, считающих себя более красивыми, чем он?

Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Как это произошло? Прочитайте по учебнику.

Мальчик-звезда обретает,                  научившись плакать, страдать, сострадать.

Беседа учителя: Пробуждение его души началось именно с того момента, когда он заплакал. Человек может быть некрасивым:

  1. По болезни.
  2. По страданиям.
  3. По слепоте окружающих.

Во внешнем облике проступают злоба, жестокость – внутренняя «грязь», которая накопилась в человеке. Некрасивыми могут быть не только внешность, но и чувства, поступки, людей, по этой причине люди теряют свою привлекательность.

- Ребята, сейчас мы послушаем сжатые пересказы ваших товарищей о встрече с коварным волшебником, о добыче монет, о помощи прокаженному, об испытаниях при нахождении своей матери.

Легко ли было ему найти?

(Дети начинают находить изменения в лучшую сторону: помогает прокаженному, несмотря на суровые наказания – начинает думать о других людях).

- Да, ребята, вот его изменения! Какое чудо произошло?

(После ответов учащихся).

- Ребята, как вы считаете, можно ли относиться к своей матери по-другому, когда они постареют, ведь с возрастом они внешне не так будут выглядеть, не всегда будут молодыми, красивыми.

(Рассуждения детей).

- Что делает человека красивым в глазах другого человека?

- Да, вы правы, любовь.

- Итоговые задания:

1. В чем заключается истинная красота героя сказки?

(Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда измеряется внутренне, когда он стал бескорыстно совершать прекрасные поступки).

2. Что, как вам кажется, больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки?

(Любовь и прощение родителей, а также возможность помогать людям).

3. Вернемся к «загадке» названия сказки. Как вы теперь объяснили бы?

(Мальчик-звезда правил недолго, но справедливо и милосердно. Он оставил после себя хорошую память. Люди помнят его не за необыкновенную красоту, а за его доброе сердце. И этот светлый образ – как прекрасная далекая звезда греет людям сердца.

- Давайте прочитаем конец сказки. «Спустя 3 года он умер. А преемником его был тиран».

А почему так сказка заканчивается?

Подвести детей к выводу, что в мире не только добро, но и зло существует, но каждому из нас необходимы слова, записанные на обратной стороне звезд. Откроем и прочитаем их, проведем словарную работу.

(Написаны слова: милосердие, доброта, любовь, сострадание).

Вывод: Истинная красота человека – это его живое, теплое сердце, страдающее сердце, гармоничная внешность, это его добрые, благородные поступки. Мальчик – звезда смог измениться внутренне, страдание «растопило» его сердце. В конце сказки и внешне, и внутренне красив, красив в поступках, в них проявились благородство, бескорыстие.

- А теперь вернемся к теме урока. Мы должны закончить фразу А.П. Чехова. Напишем их в тетрадь: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и поступки…»

Напишите следующие афоризмы: «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!» (Шота Руставели)

«Кто доброе сеет – добро его плод,

Кто злое посеет – злодейство пожнет». (Саади).

Домашнее задание: написать мини-сочинение. «Красивый человек. Каков он в вашем представлении?»

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...

Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2 Предмет:      литератураКласс:           5Тема урока: Вн...