Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литературы, начинающим работать по ФГОС в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya_konkurs.docx31.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

    Класс: 5

    Предмет: литература

    Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

    Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.  

    Тема мероприятия:  «И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

    Цели урока:  знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

    Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

    Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

    Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

    Межпредметные связи:  география, скульптура, архитектура, живопись.

                   Ресурсы сети Интернет:

    1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
    2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
    3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

    План урока

    Методы обучения

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

    Организация начала урока

    Словесный, метод мотивации учебной деятельности

    личностные: внимание, уважение к окружающим;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    регулятивные: саморегуляция

    Психологический настрой детей на урок.

    -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

    Оценивание готовности к уроку.

    Самоорганизация на учебную деятельность

    Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

    1.Сквозной элемент урока

    Индивидуальная работа, парная, коллективная

    регулятивные: саморегуляция

    Артикуляционная гимнастика.

    Работа над скороговорками.

    Подготовка речевого аппарата к говорению

    2.Мотивация к учебной деятельности

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

    регулятивные УУД: целеполагание

    . Проблемный вопрос:

    Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

    -Дайте лексическое значение слова «пруд»

    -Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.

    Виртуальная экскурсия.

    Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема  нашего урока.

    Анализ, сопоставление.

    Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

    Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

    3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    регулятивные УУД: целеполагание

    Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.

    Что такое барельеф? 

    Целеполагание.

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Отвечают на вопросы.

    Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

    Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

    Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

    1.Выборочная проверка домашнего задания

    Словесный, познавательный, эвристический

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

    личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

    регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

    Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”

    Беседа по статье.

    -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

    -Какие события предшествовали этому?

    - Как он получил образование?

    -С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

    -Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

    Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной  по статье учебника «Биография Крылова И.»

    2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.

    3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

    (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

    Отвечают на вопросы учителя.

    2.Работа с литературоведческими понятиями.

    «Карта жанра»

    – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

    -Вспомните и дайте определение басни.

    Групповая работа. 

    Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

    Предполагаемый ответ:

    Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

    3.Мини-исследование в группе.

    Или аллегорический смысл.  - А что такое аллегория?

    Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек

      -А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

    Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

    На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

    Исследовательская работа.

    Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

    Предполагаемый ответ:

    Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

    Отвечают на вопрос учителя.

    1. Физ. минутка (пауза релаксации)

    личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

    коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

    Физ.минутка «Бабочка»

    Организует  разминку.

    Активно выполняют физические  упражнения

    Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

    Работа с текстом басни.

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Беседа:

    - Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Волк и ягненок».

    -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

    -Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Дают развёрнутые ответы.

    1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..

    Беседа о просмотренном.

    -Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова?

     - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

    - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?

    — Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
       — В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

    Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

    Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

    2.Словарная работа

    Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

    Групповая работа.

    В группе выпишите  10  непонятных слов.

    Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

    Коллективная проверка.

    3.Выразительное чтение учащимися.

    Чтение по ролям басни

    Подготовка к чтению. Чтение.

    4. Словесное рисование.

    Метод словесного рисования

    -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

    Словесное рисование.

    Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

    5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

    Наглядный, частично-поисковый

    Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

    — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

    Дают развёрнутый ответ на вопросы.

    6. Просмотр  рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

    Наглядный, проблемный

    -Изменилось ли ваше восприятие басни?

    -Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?

    Дают развёрнутый ответ на вопросы.

    Этап 5. Закрепление полученных знаний

    Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

    Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

    личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

    регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

    познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

    коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

    Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

    Групповая работа.

    Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

    Самостоятельный анализ басни.

    1 Задание.

     1 группа.

    1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

    2.-Над какими пороками человека смеется автор

    3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

    2 группа.

    1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

    2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

    3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

    3 группа.

    1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

    2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

    3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

    (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

    Афиширование.

     2 задание. Составление сравнительной таблицы

    Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

    Афиширование.

    Этап 6. Подведение итогов урока

    1.Обобщение

    Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

    Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

    Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

    Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

    Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

    Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

    Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

    Афиширование результатов.

    2.Самооценка

    Самоанализ

    Анализ работы учащихся.

    Самооценка работы на уроке.

    3.Домашнее задание

    Словесный, наглядный

    Дифференцированное  домашнее задание.

    1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

    2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

    Записывают

    задания в дневники.

    4.Рефлексия

    Метод контроля,

    познавательно-рефлексивный

    регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

    Итоговый комментарий.

    Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"

    Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...

    Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"

    Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"...

    Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

    Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...

    И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

    Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

    Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»

    Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...