Конспект занятия по литературе «Государство – общество – личность в романе Евгения Замятина «Мы».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

             Урок «Государство – общество – личность» по роману Е.Замятина «Мы» посвящен не только писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ, но и содержание самого романа, понимание  представления о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект занятия  по литературе  

      «Государство – общество – личность в романе  Евгения Замятина «Мы».

 

                                                                    Николаева Н.Н., преподаватель литературы

Дидактическая цель занятия:

  • создание условий для формирования у студентов положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений о жанре утопии. 
  • формирование представления о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем.

Задачи по содержанию:

Образовательные:

  • познакомить студентов с биографией писателя и  проследить трансформацию отношения Е.И.Замятина  к революционным преобразованиям;
  • раскрыть социальную сущность и художественную ценность романа;
  • организовать деятельность обучающихся по поиску  и обобщению необходимой информации через индивидуальную и групповую работу.

Развивающие:

  • развивать навыки определения проблематики романа;
  • развить представление о жанре антиутопии.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к родной культуре, искусству;
  • показать гуманистическую направленность произведений Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей;
  • пробудить интерес к различным произведениям искусства, к личности и

             творчеству отдельных деятелей литературы 20 века.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Тип занятия: Занятие применения предметных умений.

Форма занятия: комбинированный урок

Образовательные технологии:  использование личностно-ориентированной технологии.

Основные понятия: утопия, антиутопия, инквизитор, фетиш, гипертрофия, тоталитаризм.

Оборудование к занятию: компьютер, проектор, презентация по теме, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, духовная музыка.

Оформление кабинета: репродукции художников, портрет писателя, тексты стихов А.Блока, романов Е.Замятина, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, скатерть, свечи, схема устройства Единого Государства.

Методические приемы: разъяснение понятий (теория литературы), рассказ  учителя, лекция с элементами беседы по тексту романа, работа с текстом.      

План занятия:

 1.Объявление темы занятия, цели его и задачи, эпиграф к занятию.

 2.Литературно – художественная композиция, посвященная жизни и творчеству

     Е.Замятина. Музыка.

3. Инсценирование (Н. Г. Чернышёвский «Что делать», А. Блок, М. Горький). Музыка.

4. Реализация темы урока. Анализ романа «Мы».

5. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». «Легенда о Великом инквизиторе» (Фото Достоевского)

6. Анализ романа. Аналитическая беседа.

7. Статьи В.И.Ленина и В.Брюсова.

8. Анализ романа.

9.  Испытание любовью в романе.

10. Библейские мотивы в романе.

11.Заключительное слово учителя.

12. Итоги занятия.

13. Выставление оценок. Домашнее задание

                                                 Ход занятия:

Эпиграфы к занятию:  Е.Замятин – «гроссмейстер литературы» (К.Федин);

                                           «…жизнь должна стать стройной машиной и

                                                 с механической неизбежностью вести нас к

                                                 желанной цели» (Из повести Е.Замятина «Островитяне»)  

 Записи на доске:   Утопия - идеальное  государственное устройство или

                                                  рассказ о нем.

                                  Антиутопия – вскрывание иллюзорности утопии.

                                  Инквизитор – жестокий человек, мучитель, действующий

                                                          с позиций  какого-либо учения, идеи.

                                  Фетиш – предмет слепого преклонения.

                                   Гипертрофия – преувеличение.

                                  Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства,

                                                             характеризующаяся его полным контролем над всеми

                                                             сферами жизни общества.

                                       

1.Оргмомент. Сообщение цели урока.

2.Литературно – художественная композиция, посвященная жизни и творчеству Е.Замятина. Музыка.

Ученик читает высказывание Замятина:

«Ледокол – такая же специфическая вещь, как и самовар. Ни одна европейская страна не строит для себя таких ледоколов, ни одной европейской стране они не нужны: всюду моря свободны, только в России они закованы льдом беспощадной зимой – и чтобы тогда не быть отрезанным от мира, приходится разбивать эти оковы.

Россия движется вперед странным, трудным путем, не похожим на движение других стран, ее путь – неровный, судорожный, она взбирается вверх – и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая».

Учитель. Эти слова воспринимаются сегодня как сигнал, который посылает нам писатель через лед скованных морозом десятилетий. Лучше поздно, чем никогда – утешение слабое, но все же отрадно, что восстановление подлинной картины отечественной прозы 10-20 годов 20 столетия, наконец, началось. А без имени Евгения Замятина оно совершенно немыслимо. Трудно входить в литературу, еще труднее возвратиться. Евгений Замятин возвращается к нам. (На экране фото Замятина и годы жизни.)

Ученик. Отвечая на вопросы петербургского журнала «Вестник литературы», писатель заметил: » Вы все-таки непременно хотите от меня биографии. Но ведь вам придется ограничиться только наружным осмотром и разве слегка взглянуть в полутемные окна: внутрь я редко кого зову. А снаружи вы увидите немного».

 Учитель. «Взглянуть в полутемные окна…». Что там?

 Ученик.  «Много одиночества, много книг, очень рано – Достоевский», - написано в скупой «Автобиографии». И чуть ниже: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже: другом был Гоголь…».

 Ученик.  Невыразимое чувство одиночества было пережито сполна в раннем детстве. Ему едва исполнилось два-три года. Отец и мать взяли с собой в церковь в городе Задонске, а на обратном пути потеряли в толпе. Он сидел на чьей-то могиле, охваченный ощущением, что это навсегда, что их нет и никогда больше не будет. «Целый час я жил в мире один,»- запомнил на всю жизнь то, из чего потом, как бабочка из кокона, разовьется привычка к писательству. Ведь эта привычка обязательно порождена внутренним одиночеством, являясь в то же время средством преодолеть его.

Ученик. Евгений Иванович Замятин родился 20 января 1884 года в городе Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье священнослужителя. (На экране текст и фотографии из Лебедянского музея) Родился в краю, где «Русью пахнет», в котором жили, о котором писали Толстой и Тургенев.

Ученик. Евгений Замятин писал: «Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Гоголя в четыре года уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги. Гоголь был другом».

Ученик. В воронежской гимназии все знали, что этот худенький гимназистик (фото Замятин-гимназист в Лебедянской гимназии) пишет отличные сочинения. Никто не знал о другом – об опытах, которые он ставил над собой, чтобы закалиться. В 7-ом классе его укусила бешеная собака. Он достал специальную литературу, где вычитал, что первые признаки бешенства обнаружатся через две недели. Завел дневник, куда тщательно заносил приметы болезни. Бешенства избежал, однако в следующий раз, когда, по его признанию, «сбесился от любви» - «проделал над собой опыт посерьезнее, но едва ли умнее».

Ученик. Он уже учился в Питере в Политехническом институте на кораблестроителя. (Фото Петербурга и текст) Революционные события 1905 года – пестрый калейдоскоп, завертевший, словно щепку в водовороте, юношу Замятина. Он был с большевиками. «В те годы, - писал он,- быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления: и я был тогда большевиком». Писатель прошел всю положенную школу испытаний: арест в декабре 1905 года, одиночка на Шпалерной, высылка в Лебедянь. Об этой романтической поре своей жизни Замятин писал позднее: «Революция была юной, огнеглазой любовницей,- и я был влюблен в Революцию».

Ученик. Незаурядное инженерное дарование Замятина наиболее ярко и полно раскрылось во время командировки в Англию. (Слайд) Он состоявшийся писатель. Автор двух оригинальных повестей: «Уездное» и «На куличках». Почему же Англия? Потому что он корабел. Замятин строит ледоколы. «Св. Александр Невский» - после революции «Ленин», «Красин», «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец». «Две жены» -очеловечивает он кораблестроение и литературу, как прежде – революцию.

Ученик. Евгений Замятин – писатель-интеллектуал. Не случайно К. Федин назвал его «гроссмейстером литературы». Замятин считал, что сам по себе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

Ученик. За два  года зарубежной командировки Е.Замятин в совершенстве овладел английским языком. Одевался он с подчеркнутой щеголеватой аккуратностью, с собеседниками был сдержанно вежлив. Поэтому прозвище «англичанин» прочно привязалось к нему.

Ученик. В Петрограде Е.Замятин встретил Октябрьскую революцию, пережил события гражданской войны, разруху и голод. Пишет первую в России книгу о Герберте Уэллсе – писателе-фантасте.                                                                    

Ученик. Писатель принял революцию как силу, способную уничтожить мёртвую жизнь. Начало революции для него – катастрофа, но это катастрофа, через которую входит в старый мир будущее, И эти мысли писателя созвучны с Евангелием: «Если не умрёшь, то не воскреснешь».

Ученик. В 1924 году наступила полоса отчуждения между Максимом Горьким и Евгением Замятиным. Горький негативно воспринимает публикацию Замятина, резко отзывает о романе «Мы».  Замятин пишет пьесу «Атилла». Её запрещают.

Ученик. В 1929 году компания против Замятина приобрела более широкие масштабы. Были осуждены зарубежные публикации романа «Мы». Замятин отклонил  обвинение в сотрудничестве с эмигрантской прессой. Оскорблённый несправедливым отношением Замятин заявил о выходе из Всероссийского Союза писателей. Положение становилось всё тяжелее, доступ к читателям был преграждён. В этих условиях Е. Замятин принимает мучительное решение об отъезде за границу. В июне 1931 года он пишет письмо И. В. Сталину.

Ученик. «Уважаемый Иосиф Виссарионович, приговорённый к высшей мере наказания – автор настоящего письма – обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другой. Моё имя Вам, вероятно, известно. Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение меня возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году всё усиливающейся травли.

            Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего

отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал и продолжаю считать, что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».

Ученик. Письмо – акт отчаяния. Обращать на себя внимание Сталина было опасно. Но в безвыходном положении Сталин оставался последним судьёй: мог казнить, а мог и помиловать.

Ученик. Замятин ходатайствовал о временном отъезде. В ноябре 1931 года вместе с женой Е. Замятин выехал за границу. На перроне Белорусского вокзала в Москве его провожал только один человек, его верный друг – одинокий, оставшийся поневоле Булгаков, автор «Мастера и Маргариты».

Ученик. Писатель поселился во Франции, работал в кинематографе сценаристом. По его сценарию французский кинорежиссёр поставил фильм «На дне». Друг его Ремизов вспоминал: «Он приехал с запечатанными губами и запечатанным сердцем». Он ждал возвращения. И с каждым годом всё более понимал, что возвратиться не может.

 Ученик. Измученный недугами Е. Замятин умер 10 марта 1937 года от сердечного приступа. Умер в нищете. Среди немногих друзей, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева.  На следующий день после похорон она писала: «Вчера на свежей могиле Замятина бросила щепотку глины на гроб. Было ужасно бедно – и людьми, и цветами – богато глиной и ветрами – четырьмя встречными». «За 29 лет литературной работы осталось – под мышкой унесёшь, но вес – свинчатка», - сказал Ремизов в некрологе о Замятине.

Учитель. Таков социальный абрис писателя, у которого была очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно говорить. Он был очень русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия. Прекрасной болезнью писателя был максимализм – всё или ничего. Сегодня Евгений Замятин возращён в русскую литературу.

- Считаете ли вы Замятина трагическим лицом? Почему?

Учитель. Кто из нас в детстве не мечтал о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни войн, ни голода, ни страданий. И хотя каждый, повзрослев, осознал несбыточность этой мечты, не стоит считать ее бессмысленной детской фантазией. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Идеи утопического социализма нашли яркое воплощение в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

3. Инсценирование (Н. Г. Чернышёвский «Что делать», А. Блок, М. Горький). Музыка.

        1-я ученица (Вера Павловна).  Вижу здание громадное, каких теперь лишь несколько в самых больших столицах. Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ.

             Нивы – это наши хлеба, густые, изобильные. Сады, лимонные и апельсиновые деревья, персики и абрикосы растут на открытом воздухе. Ах, они в оранжереях, которые открываются на лето. В рощах нет ни одного большого дерева. Здание из чугуна и стекла, алюминия. Но кто в нем живет?

         2-ая ученица. (Старшая сестра). Здесь живет много людей. Но больше молодых, детей больше. Здесь здоровая и спокойная жизнь: она сохраняет свежесть. Работающие на нивах все поют.

        1-ая ученица. Почти все за них делают машины: жнут, вяжут снопы, отвозят их. И все будут так жить?

        2-ая ученица.  Все, для всех вечная весна и лето, вечная радость. Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его.

        1-ая ученица. А что нужно сделать, чтобы приблизить будущее?

        2-ая ученица. Нужна перемена декораций.

(Декорации переменились: гаснет свет, луч выхватывает только лица говорящих, музыкальный фон другой).

        1-ый ученик. Черный вечер,

                                 Белый снег.

                                  Ветер, ветер.

                                  На ногах не стоит человек.

                                              А.Блок.

        2-ой ученик. «Безумная авантюра, взрыв зоологических инстинктов. Русский народ заплатит за это озерами крови» (М.Горький).

        1-ый ученик. Читает стихотворение А.Блока «Рожденные в года глухие…(со 2-ой строфы).          (Приложение 1).

        2-ой ученик. Все медали обернулись в русской действительности оборотной стороной. Свобода обернулась в тиранию, братство – в гражданскую войну, любовь вылилась в ненависть.

   4. Реализация темы урока. Анализ романа «Мы»

 Учитель.  Предупреждением о двойной опасности грозящей человечеству гипертрофированной власти машин и гипертрофированной власти государства назвал свой роман «Мы» Евг. Замятин. Роман написан в 1920 году, опубликован за рубежом. Он во многом предопределил развитие жанра антиутопии.

          -- Обратим внимание на доску. Что такое утопия?

Создатели утопии – Кампанелла и Томас Мор – описывают кажущееся им идеальным строение общества, где изображено безличное всеобщее счастье. Мир не может жить без утопий, основополагающей идеей которой является идея социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благополучия. Возможно ли абсолютное равенство? Захотят ли люди по доброй воле одинаково думать, одеваться, жить в одинаковых домах? Утописты уповают на человеческий разум. Но только ли разум определяет человеческое поведение? А как же непредсказуемая человеческая душа?

         Не случайно параллельно с развитием жанра утопии в литературе формируются антиутопические тенденции.

         --Что такое антиутопия? (Читаем запись на доске).

  Сильное влияние на творчество Е.Замятина оказал английский писатель Герберт Уэллс. Его романы нацелены на то, чтобы вскрыть дефекты существующего социального строя.

На творчество Замятина оказали влияние и идеи Э.Циолковского, который рассматривал человека как сумму атомов. Решение организовать жизнь общества он видел в том, что мир нужно разобрать по атомам и собрать заново.

1) Запись в тетради: «Мы» - смелая антиутопия, роман-предупреждение, где будущее предстает в фантастико-гротесковом облике.

2) Возвращение к эпиграфу. «...жизнь должна стать стройной машиной и

                                                            с механической неизбежностью вести нас к

                                                           желанной цели»

- Назовите ключевые слова эпиграфа («стройная машина», «механической неизбежностью»).

- Можно ли ставить знак равенства между машинизированной, механической, бездуховной цивилизацией и свободой личного самоосуществления?

5. Ф.М.Достоевский. Тема Великого Инквизитора.

    Сообщение студента     (Приложение 2)

- Прообразом какого героя романа «Мы» является Великий Инквизитор? (Благодетеля – основного создателя и хранителя Единого Государства.)

- В чем их сходство? (Идеи, ими провозглашенные, одинаковы по своей простоте и исходным постулатам: человек «слаб и подл», он «был устроен бунтовщиком; разве  бунтовщики могут быть счастливыми?» и «нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться» (Великий Инквизитор»). Благодетель просто вторит своему родоначальнику: «Я спрашиваю: о чем люди – с самых пеленок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье, - и потом приковал их к этому счастью на цепь»)

   

Учитель. Заметим, что на протяжении всей исповеди Христос молчит, и это тревожит Великого инквизитора. Тревожит, потому что сердце инквизитора показывает односторонность его философии. Не случайно, свои идеи он развивает неуверенно, настроение у него подавленное и грустное. А чуткий Христос подмечает этот внутренний разлад. Лишь разумом инквизитор заодно с дьяволом, сердцем же он – с Христом!

     - Хотел ли Великий Инквизитор счастья людям? И какого именно счастья?

(Вести человеческое стадо железной рукой к принудительному счастью).

     -Почему он готов распять явившегося вторично Христа?

(Чтобы не мешал людям соединиться в общий и согласный муравейник).

 

Учитель. Суть тоталитарного режима  такова: любое  государство, общество, построенное по законам насилия и подчинения, в каком бы веке ни было основано, везде будет до банальности одинаково. Ведь и счастье, предложенное насильно, тоже предполагалось быть одинаковым для всех.

                    Нужна свобода личности. Переделать человека по собственному образцу обречено и ужасно, изменить его невозможно – получится недочеловек. Счастья «для всех» не бывает, счастья без свободы не бывает тем более.

Вывод. Роман «Мы» противостоит сторонникам уравниловки.                                                                                                  

6. Анализ романа. Аналитическая беседа.

 События, описанные в романе, происходят в Едином Государстве. Единое Государство держится на трех китах:

      1.Несвобода есть наше счастье. Счастье в отказе от Я и в растворении в безличном МЫ, ибо личное сознание – это только болезнь.

      2. Художественное творчество – это государственная служба.

      3. Интимная обязанность, выполняемая сообразно «Табелю сексуальных дней».

-- Послушаем краткое сообщение о сюжете романа. (Приложение 3).

-- За все в жизни надо платить. Чем платят жители за свое благополучие? (Утратили индивидуальность, просто «нумера»).

- Где они живут? Почему в стеклянных домах? (Чтобы «хранителям»(сотрудникам полиции) надзирать над ними).Во что одеты жители, как питаются, как отдыхают? (Униформа, искусственная пища, маршируют под звуки марша Единого Государства).

-Кто стоит во главе Единого Государства? (Благодетель).Благодетель имеет «нумер»?

- В чем же состоит руководящий принцип государства? (Счастье и свобода несовместимы)

-Заботятся ли жители о пропитании, о досуге, о продолжении рода? Кто об этом заботится? Имеют ли они право выбора?

- Каково творчество в Едином Государстве? Могут ли люди писать о том, что их волнует? О чем же они пишут? (о красоте и величии Единого Государства)

- Творчество в Едином Государстве подневольно, главное его направление – идеологическое.

7. Статьи В.И.Ленина и В.Брюсова.

В.И.Ленин: «Литература должна стать частью общепролетарского дела».

- Какова главная мысль статьи В.Брюсова «Свобода слова»? 

(На статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905) Брюсов откликнулся разоблачительным выступлением в печати – «Свобода слова» (ноябрь 1905). Здесь прямо сказано: «Социал-демократы добивались свободы исключительно для себя, заносили руку на самую свободу убеждений»  Такая партийная политика, по мнению Брюсова, несовместима с духовным прогрессом, противоречит его ходу.)

8. Анализ романа.

-Благодетель в романе тот же инквизитор. Он вещает о счастье, привитом человечеству насильственно. (приложение 4)

- Прочтем отрывок из 9-ой записи (приложение 5). Какова смерть в Государстве? (Ритуальна; тщательно подготовленная жертва. Сама казнь как великий праздник).

- Показана «стерильность» смерти: «…только лужа химически чистой воды, еще минуту назад буйно и красиво бившая в сердце…»

-Но Замятин дает характерную деталь: брызги крови на юнифе …С ЧЕМ ОНИ АССОЦИИРУЮТСЯ? (С забрызганным фартуком мясника).

- Кем же реально оказывается первосвященник? (палачом) А ритуальная казнь? (тривиальным убийством)

- В начале романа появляется образ огнедышащего «Интеграла». Что это такое? (чудо технической мысли и одновременно орудие порабощения)

- «Интеграл» – фетиш. Кто ему поклоняется? («Нумера» и Мэфи – люди, живущие за Зеленой Стеной).

Учитель. «Интеграл» - символ власти. Переделать основы бытия Вселенной пока не удалось. Единое Государство строит космический корабль «Интеграл», который должен сделать жизнь в Космосе единой. О конкретном назначении Интеграла знает Благодетель. Есть ли у него четко очерченный портрет?

Найдите в тексте черты портрета Благодетеля.(«белый мудрый паук», «огромные чугунные» руки на коленях, «лицо где-то в тумане»).

- В чем он пытается убедить главного героя Д-503? В чем назначение правителя по его словам? (Быть с людьми жестокими во имя их же счастья)

-Но кумир проигрывает в разговоре. И каким же видит его Д-503? («лысый, сократовски лысый человек, и на лысине мелкие капельки пота»).

-Каково место человека, личности в таком государстве? Как ведет себя человек? Действительно ли он счастлив?

        Идеал жизненного поведения – «разумная механистичность». Самая болезненная из фантазий – свобода. Понятие свободы извращено: «Откуда было взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей, обезьян, стада» (Запись3).

«Корень зла» - в способности человека на фантазию, то есть свободную мысль. Этот корень зла надо выдернуть – и проблемы решены. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии (запись 40): «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Душа – это «болезнь».

        Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной наука: «Единая Государственная наука ошибаться не может». (Запись 3).

         Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество «разума»: «Разум должен победить». Правда, эта заключительная фраза романа записана после Великой Операции над мозгом, прижигания «жалкого мозгового узелка», отвечающего за фантазию (что и делало его человеком).

   

   - Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время?

Проблема ответственности науки и людей науки перед обществом, отдельным человеком остро встала уже в середине 20 века. Вспомним хотя бы экологические проблемы, проблему использования атомной энергии (и академика Сахарова), проблему клонирования. Начало 20 века породило в сознании людей утопические иллюзии. Им казалось, что революция, как локомотив, мгновенно домчит человечество в «социалистический рай». Проницательным художникам, таким как Замятин, уже в те годы открылся бесчеловечный смысл реализации великой мечты, чудовищность попыток «железной рукой загнать человечество к счастью». События последующих десятилетий подтвердили правильность их прогнозов. 20 век принес мировые войны и кровавые революции, тоталитарные режимы и экологические катастрофы, бурный рост промышленного производства, превративших людей в подобие механизмов. Этот век, как никакой другой, обесценил отдельную человеческую жизнь.

Учитель. Единое Государство обезличивает человека, ведь так легче им управлять. Оно дарует нормированное, казарменное счастье, всех это вполне удовлетворяет, за исключением 1-330. Встречаются ли среди всего «математически-безошибочного счастья» недовольные, те, кто не желает быть «осчастливленным»? Расскажите об этих героях.

(О-90,1-330,Р-13, доктор из Медицинского Бюро).

9. Испытание любовью в романе.

    -Что противостоит обезличиванию человека в романе?   (Любовь).

    «Мы» - это роман русского автора, поэтому герой Д-503 проходит испытание любовью.  Строитель «Интеграла», безликий Д-503 встречает юную, красивую 1-330. Прочтите ее описание в романе  (сообщение о Д-503 и1-330, приложение 6,7,8).

- Что для него значит Единое Государство? (Вершиной человеческой цивилизации).

- В романе описан торжественный День Единогласия (Пасхи), когда Благодетелю вручают ключи от счастья. И когда прозвучал вопрос: «Кто против?», что увидел Д-503? («…я увидел: тысячи рук взмахнули вверх – «против» - упали. Я увидел бледное, перечеркнутое лицо И, ее поднятую руку».

- Д-503 спасает ее. Почему? («Сердце во мне билось  - огромное, и с каждым ударом выхлестывало такую буйную, горячую, такую радостную волну»).

- У Д-503 появляется Душа. Это опасно для Единого Государства. Но он не выдержал испытания любовью: выдал любимую женщину. Почему? (Д-503 слабохарактерен, не способен  сделать выбор. Он остался верным рабом Благодетеля.)

- Д-503 прооперирован. Он лишен души. Он отказался от собственного Я. Чего он лишился? (имени, дома, любимой женщины).

- В конце романа на глазах Д-503 пытают любимую. Прочтем запись 40 (приложение 8). Какой мы можем сделать вывод? (Д-503 равнодушен к происходящему – убита личность).

- Проанализируем конец романа. (Текст).

- Лиричен ли стиль этой записи?

- Каково поведение рассказчика? (беспристрастен и бесстрастен)

-Есть ли авторская оценка происходящему?

- Каков язык записи и всего романа? (хитрый, умный, прямолинейный, «непсихологичный». Все замкнуто, расчислено, взвешено, линейно.)

- Какова стилистика текста?

Каждого из своих героев Замятин наделяет какой-либо выразительной чертой: брызжушие губы и губы-ножницы, двояко изогнутая спина и раздражающий икс. Целую цепочку ассоциаций вызывает эпитет «круглый», связанный с образом О-90: возникает ощущение чего-то домашнего, спокойного, умиротворенного; круг дважды повторен даже в ее номере.

Учитель. Проблема выбора традиционна в русской литературе. Каждый человек рано или поздно встает перед выбором. Выбор должен быть достойным человека. Почему Д-503 не выбрал бунт? (Ответы студентов).

- Какова же идея произведения? (Книга представляет собой предупреждение писателя о том, что технический прогресс совсем необязательно может сопровождаться духовным развитием, а это неизбежно влечет за собой социальную катастрофу. Тоталитарная система, в которой все рационально просчитано, разрушает личность и лишает человека самого главного – души.)

10. Библейские мотивы в романе. (Звучит духовная музыка).

 (Сообщение уч-ся, приложение 9).

Учитель. В 19-ом столетии писатель-демократ Н.Г.Чернышевский создал роман «Что делать?», в котором нарисовал идеальное общество будущего, дающее счастье всем без исключения. В 20-ом столетии Замятин создал роман – предупреждение о том, что тоталитаризм может привести к полному подавлению личности. Роман – это предупреждение о том, куда может привести наука, оторванная от нравственного и духовного начала.

      Еще на одно обстоятельство мне хотелось обратить ваше внимание. В романе показана расправа Благодетеля, а не его победа. Ведь финал романа как бы не завершен: борьба продолжается, так как в западных кварталах все еще хаос, кровь, трупы.

-- Кому бы вы в первую очередь посоветовали прочитать роман?

-- Считаете ли вы, что роман звучит современно? Почему?

Оформление тетрадей: записываем выводы.

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «Я». От этого и предостерегает писатель.

11.Заключительное слово учителя.

       Писатель любил новую Россию, жил ею, но свой писательский и гражданский долг видел не в сочинении хвалебных од, а в обращении прежде всего к проблемам времени. Замятин не был пессимистом. Он верил, что Россия, преодолевая застой и сопротивление, движется дальше: «Россия движется вперед странным, трудным путем, не похожим на движение других стран, ее путь – нервный, судорожный, она взбирается вверх, - и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется разрушая».

      Жизнь подтвердила справедливость опасений писателя, но она подтвердила и то, что тоталитарные режимы не являются незыблемыми. Сегодня роман заставляет задуматься о том, что всегда есть опасность рецидивов тоталитаризма. Произведение Замятина – это не попытка испугать человечество, а предупреждение. Человек, который понимает грозящую ему опасность, способен ее предотвратить.

12. Итоги.

-Что «угадано» Замятиным в романе?

-Почему Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

-Почему в 20-ом веке стал популярным жанр антиутопии?

13.  Домашнее задание. О чем предупреждает нас Замятин в своем романе? (письменно)

Приложение 1.  А.Блок.

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота – то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

Приложение 2.

 Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». «Легенда о Великом инквизиторе»

             Действие легенды совершается в католической Испании во время инквизиции. В самый разгул преследований и казней еретиков Испанию посещает Христос. Великий инквизитор, глава испанской католической церкви, отдает приказ арестовать Христа. И вот в одиночной камере инквизитор посещает богочеловека и вступает с ним в спор.

             Он упрекает Христа в том, что тот совершил ошибку, когда не прислушался к искушениям дьявола и отверг хлеб земной, чудо и авторитет земного вождя. Заявив дьяволу, что «не хлебом единым жив человек», Христос не учел слабости человеческие. Массы всегда предпочтут «хлебу духовному», внутренней свободе хлеб земной. Человек слаб и склонен верить чуду более, чем возможности свободного мироисповедания. И, наконец, культ вождя, страх перед государственной властью, преклонение перед земными кумирами всегда были типичными и останутся такими для слабого человечества.

             Отвергнув советы дьявола, Христос, по мнению инквизитора, слишком переоценил силы и возможности человеческие. Поэтому инквизитор решил исправить ошибки Христа и дать людям мир, основанный на «хлебе земном», чуде, тайне и авторитете. Царству духа Великий инквизитор противопоставил царство кесаря – вождя, возглавившего человеческий муравейник, стадо обезличенных, покорных власти людей. Царство Великого инквизитора – государственная система, ориентирующаяся на посредственность, на то, что человек слаб, жалок и мал.

             Как же Христос отвечает на исповедь инквизитора? «… он вдруг молча приближается к нему и тихо целует его в бескровные девяностолетние уста».

Приложение 3.

Была 200-летняя война, в живых осталось лишь две десятых процента населения земли. Те, кто остались, достойны счастья. Построено общество, где нет голода, преступности, страха за будущее. Построено Единое Государство. В 26 веке оно смогло обеспечить своим гражданам все необходимое для жизни. Чтобы сохранить остатки разрушенной цивилизации, люди отгораживаются от мира Зеленой Стеной и принимают план Благодетеля.

Приложение 4.

«Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни – вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие – внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль  тех, верхних, - самая трудная, самая важная?.. А сам христианский, милосерднейший Бог, медленно сжигающий на адском огне всех непокорных, - разве он не палач? И разве сожженных христианами на кострах меньше, чем сожженных христиан? А все-таки поймите это, все-таки этого Бога веками славили, как Бога любви. Абсурд? Нет, наоборот: написанный кровью патент на неискоренимое благоразумие человека. Даже тогда дикий, лохматый – он понимал: истинная, алгебраическая любовь к человечеству – непримерно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость».

Приложение 5. Запись 9-ая.

    Неизмеримая секунда. Рука, включающая ток, опустилась. Сверкнуло нестерпимо острое лезвие луча – как дрожь, еле слышный треск в трубках Машины.

     Распростертое тело – все в легкой, светящейся дымке – и вот на глазах тает, тает, растворяется с ужасающей быстротой. И – ничего: только лужа химически чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившая в сердце…

      Все это было просто, все это знал каждый из нас: да, диссоциация материи, да, расщепление атомов человеческого тела. И тем не менее это всякий раз было как чудо, это было – как знамение нечеловеческой мощи Благодетеля.

Приложение 6. Запись 4-ая.

   Она была в  фантастическом костюме древней эпохи: плотно облегающее черное платье, остро подчеркнуто белое открытых плечей и груди, и эта теплая, колыхающаяся от дыхания тень между … и ослепительные, почти злые зубы.

Приложение 7.

   Главный герой романа – Д-503. Он гордится своей безликостью, стертостью. Субъективно он уже счастлив. Ведь ему, действительно, ничего не нужно. Перед ним поставлена ясная цель, и он уверен в ее благородстве. У Д-503 очень престижная работа: все препятствия легко преодолеваются, как только Д-503 объясняет, что он не просто нумер, а строитель «Интеграла». Отказ от собственного Я уже не сознается им как потеря. Уничтожение Я – этический идеал любого нумера.

   Повествование от лица героя позволяет писателю рассказывать историю жизни героя его же глазами, изнутри.

    Д-503 постоянно называет себя и нумеров богами. Нумера самовозвеличивают себя.

Приложение 8.

    У 1-330 иной дом, непрозрачный, дом для двоих. Дом, в котором есть быт, милые мелочи. Этот дом удивляет Д-503. Встречи для него становятся праздником. 1-330 регулярно изменяет свою внешность, в первую очередь с помощью переодевания. Это своеобразный протест против унификации, обезличенности. 1-330 хочет пробудить в      Д-503 любовь, чувственность. Она помогает Д-503 приблизиться к природному началу.

    1-330 – яркая индивидуальность, ей невыносимо тяжело в обществе, где добродетель – это быть как все, это безликость. В мире машинной музыки она играет Скрябина. Власти разрешают это, чтобы слушатели посмеялись над убожеством музыки древних. И большинство смеется. Но что-то на миг замирает в душе Д-503.

Приложение 9.

                           Библейские  мотивы  романа.

 Особую роль в романе играют Библейские мотивы. Герою Д-503 – 32 года.

(Одного года не хватает ему до возраста Христа, который взвалил на себя страдания за других). Символично, что  в «имени» героини 1-330 две цифры «3» (именно она принимает муки).

    Цифра «3» активна в романе: трижды появляется в романе Благодетель, трижды пытают 1-330, трижды в романе повторяется образ креста. Почему именно 3? Выдающийся философ С.Булгаков так объясняет смысл третичности:»Человек создан по образу и подобию Божию. Это значит, что во всей его духовной природе запечатлен образ пресвятой троицы (Отец, Сын, Святой Дух)». Для библейских мотивов неслучайно и разделение романа на 40 записей, а также временная стена, сконструированная из высоковольтных волн на 40-м проспекте, ведь число 40 – сакральное, т.е. священное.

     День Единогласия – выборы- названы Пасхой. Это явное кощунство, подмена духовного праздника бюрократическим торжеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовный и материальный прогресс и его влияние на развитие общества" (по роману Е.Замятина "Мы")

Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с по...

Конспект занятияпо ФЭМП 3 год обучения.

Упражнять детей в счете в пределах пяти. упражнять в ориентировке в пространстве....

Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Конспект урока литературы по роману Евгения Замятина "Мы"

Урок литературы разработан согласно ФГОС. Использованы современные технологии....