Конспект занятия по литературе по рассказу В.П.Астафьева «Людочка» и роману «Печальный детектив"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Реализация темы урока  по дисциплине «Литература»  «Нравственные проблемы произведений В.Астафьева» происходит последовательно согласно интегративной технологии.

Интеграция материала   дала возможность учесть познавательные интересы студентов, их возраст, заинтересованность, способности, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.

             Использование технологии развития проблемного и аналитического мышления способствует повышению педагогического эффекта, позволяет развить у студентов такие качества, как: любознательность, активность, заинтересованность в образовательном процессе.

             Применяемые преподавателем методы (наглядные, словесные и практические), интеллектуальная нагрузка, применение ИКТ позволяют сохранить познавательную активность студентов на протяжении всего времени занятия и, следовательно, выполнить поставленные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по литературе по рассказу В.П.Астафьева «Людочка» и роману «Печальный детектив"

Дата: 

Группа: 

Тема:  Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.

Цели: 1) показать специфику прозы  В.П.Астафьева; разобраться в обстоятельствах трагедии

               Людочки из одноименного рассказа; понять злободневность проблем, поднятых

               писателем в романе «Печальный детектив»;

            2) развивать устную и письменную речь студентов;

            3) содействовать формированию нравственных понятий в сознании студентов

               (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы

                ценностных ориентиров;

             4) научить работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за

   выбор, решение вопросов; анализировать результаты деятельности.

Образовательная технология:  Технология развития проблемного и аналитического мышления.

Оборудование занятия:  ноутбук, проектор, экран, папки с памятками по анализу текста художественных произведений, тексты рассказа и романа, портрет В.П.Астафьева.

Формы, методы и приёмы работы на занятии:

1) выразительное чтение, монологическая речь, беседа, компьютерная презентация, рецензирование;

2) создание литературного портрета, устное сочинение, выразительное чтение, рецензирование; работа в парах.

На занятии сочетаются продуктивные (творческие) и репродуктивные (передающие готовые знания)  методы и приёмы обучения; коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Содержательные компоненты занятия: когнитивный (познавательный), деятельно-творческий, аксиологический (помощь в выборе ценностных ориентиров, личностный (формирование жизненных позиций).

                                       

Ход занятия.

  1. Организационный момент. 
  2. Объявление темы занятия, цели его и задачи.
  3. Реализация темы урока. Анализ рассказа «Людочка».
  1. Определение фабулы рассказа.

 В рассказе В.П.Астафьева «Людочка» повествуется о том, как деревенская девушка, приехавшая в город жить и работать, была изнасилована и покончила жизнь самоубийством.

  1.  Работа над освоением содержания рассказа.

Сообщение студента. Обстоятельства жизни и гибели Людочки.

Учитель. Чтобы понять трагедию героини, рассмотрим события рассказа по намеченным писателем кругам.

Круг природы. Эпизоды для пересказа и чтения.

а). Описание небольшой угасающей деревеньки Вычуган. Читать с купюрами: «В родной деревне Вычуган … - … некому будет».

б). Общение Людочки с родной природой.

     Пересказ сцены приезда в деревню, встречи с коровой, воспоминаний.

в). История парка Вэпэвэрээ.

     Чтение описания парка.

     Цитаты для записи в тетрадях.

-  «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась.   Голый, плоский ствол остался … словно крест … на погосте.

      Памятник умирающей деревеньке».

-  «Эдак вот, - пророчила Вычуганиха, - одинова середь России кол вобьют, и помянуть ее, нечистой силой изведенную, некому будет…»

-  «И когда Людочка доила корову … ей казалось, что память ее, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отозваться некому».

-  «Парк выглядел словно бы после бомбежки или нашествия вражеской неустрашимой конницы … им и любовались, на нем и в нем отдыхали … в таком роскошном месте и «нечистые водились»».

  Круг людей.

Пересказы эпизодов, изображающих взаимоотношения Людочки с окружающими людьми.

а) Семья: отец, мать, отчим, отношение матери к беде Людочки.

      б) Людочка в парикмахерской и в доме Гавриловны. (Ученье, работа, исполнение хозяйского обихода, общение с Гавриловной, реакция хозяйки на случившееся с Людочкой.)

      в) Ровесники. (Одиночество, отношения с Артемкой-мыло, танцы в центральном городском парке, история Стрекача, его преступление.)

      г) Умирающий парень-лесоруб.

 Цитаты к теме.

а) «Мать … от привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу … пусть горем и бедами испытывается, закаляется».

б) «…Людочка почувствовала, что слова ее … повисли в пустоте… - мать не слушала и не слышала ее».

в) «Сейчас вот, на лугу … она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неумолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: … найти бы отчима и выплакаться на его грубой груди, может, он ее погладит по голове, пожалеет…»

г) «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

д) «Здешняя шпана гужом … ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе…»

  Вывод.

    Именно в кругу людей гибнет Людочка. Негодяй Артемка предает ее, мерзавец Стрекач смертельно оскорбляет, но ни мать, ни Гавриловна не поспешили на помощь девушке, равнодушно оставили «закаляться» и отправили в содомное общежитие.

    Итак, человеческий круг не стал спасительным для героини.

  Круг Бога. Чтение отрывков и запись цитат.

а) Возвращение одиноких баб Вычугана к Богу. «Жутко было слушать… - … затрещину схлопотала».

         «И, в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога. Больше-то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить».

б) Молитвы Людочки над умирающим в больнице парнем-лесорубом.

          «Людочка принесла… - …и предчувствия близкой смерти».

          «…Пожалев, кажется, в первый раз в жизни, что не потрудилась выучить ни одной молитвы…»

в) Неудачная попытка сходить в храм тайком или с Гавриловной.

      «…Но та ей напрямки бухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть…»

г) Обращение к Господу перед смертью.

«Людочка взобралась… - .. Нет дела».

«Господи, прости меня, хоть я и не достойна… Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела».

Вывод. В мире, в котором жила Людочка, нет Бога, нет проторённой дороги к Нему, и, хотя Людочка слышала о возможности молитвы, войти в этот спасительный круг она не научена.

4. Обобщение. Беседа.

    1) Каким человеком изображена Людочка?

-   Воспитанным по-деревенски, на фоне умиротворяющей природы.

-   Трудолюбивой, терпеливой, доброй и отзывчивой девушкой.

- Твердой в нравственных убеждениях, самостоятельной, думающей, готовой стать надежной женой и матерью.

-    Замкнутым и одиноким человеком.

   2) Как отнеслись к случившемуся с Людочкой окружающие и она сама?

- Совершенно по-разному. Судя по реакции матери, Гавриловны, парней, можно сделать вывод, что насилие над девушкой – обычное, рядовое явление.

   Все считают, что можно и нужно спокойно жить дальше. А Людочка не приемлет такой позиции. Для нее невозможно принять эти нормы, а бороться она не в силах.

  3)Какое значение имеют в рассказе описания деревеньки Вычуган и парка?

- Разрушены деревенька, природа парка – значит, нарушены понятия о нормальной жизни.

- Опустошение в природе – пустота в душах людей. Бросают деревню – предают Людочку

- Первая жертва тянет за собой вторую.

5. Завершение работы над текстом.

    Изображение отчима Людочки.

    Краткий обзор событий, связанных с этим героем:

а) наблюдение Людочки за отчимом, размышления и догадки о нем;

б) месть отчима за Людочку;

в) описание мужика-заступника.

Вывод. Получается, что наказать преступника смог только человек с темным и мрачным прошлым пахана.

6. Обобщение. Беседа.

   1) Какое впечатление производит на вас образ отчима Людочки? Почему?

- Противоречивое, неоднозначное. Людочка и ее мать хоть и боялись его, но чувствовали себя рядом с ним уверенно и защищенно.

- Шпана увидела в его устрашающем облике настоящего грозного деятеля преступного мира.

- Его решительная расправа над Стрекачом воспринимается нами как долгожданное восстановление справедливости, наказание зла, которое не может или не хочет осуществить милиция.

   2) Какой вывод делает в связи с этим писатель?

- Мудрым взглядом В.Астафьев увидел в этом опасное явление: оставшиеся без защиты закона и милиции люди идут «под крыло такого вот пахана».

- В конце 1980-х годов писатель предостерегал, что дело к тому движется. Как такое предвидение совпадает с нашей действительностью?

  3) Как писатель предостерегает нас от иллюзий надежды на спасение с помощью таких «деятелей»?

- Автор с натуралистической точностью воспроизводит образ преступника Стрекача, его речь, его торжествующее от безнаказанности хамство, которое приводит нас в ужас.

  4) Как  В.П.Астафьев выразил в рассказе жгущую его сердце тревогу?

- Во многом особенностями стиля. В художественном рассказе много публицистических размышлений, в которых прямо звучит взволнованный голос автора.

- Кроме того, рассказ насыщен острыми и горькими сатирическими красками, печальной иронией.

5) Какие выводы делаем мы, прочитав рассказ? Вспомним, как он назвал те законы, которые не должен нарушать человек, иначе он погибнет.

- Затесями. Этот рассказ высекает в нашей памяти вывод писателя: «Без Бога, без природы, без человека – ужас».

7. Реализация темы урока. Роман В.П.Астафьева «Печальный детектив».

      Астафьев выложил такие кровоточащие черты.., выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться. (Мих. Дудин.)

  Учащимся заранее даны вопросы к уроку:

  1. Кто Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
  2. Зло многолико. Покажите на примерах.
  3. Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами она связана?
  4. Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?

1-й ученик:

        Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В 70-е годы В.Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще 10 лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

        Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

2-ой ученик:

        Что есть правда? В.Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий поэт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».

1-й ученик (приводит цитату из давнего интервью с В.Астафьевым):

       «Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».

2-ой ученик:

     «Дата создания «Печального детектива»: 1982-1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

      Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

     Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу о ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

     Учитель (вступление):

    «Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть роет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».

    Вопрос: Так кто же такой Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?

      (Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.

    Но он борец. Даже по первому его посещению издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходил с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»)

    Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, есть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примерыю

      (Теща Сошнина, Ф.Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский.)

    1-й ученик:

    Еще в 1974 году, когда вышла книга «Царь-рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда-то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я , ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире».

     Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лина, Тутышиха, мать Юльки.)

     «Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась».  (Выступление ученика.)

    1-ый ученик:

    «Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья». И в конце романа Астафьев    подчеркивает эту мысль: Муж и Жена.

    «От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?

      И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».

    Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?

                   (С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря-казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту.

                 Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.

  (Прочитать стихотворение А.Вознесенского «Ахиллесово сердце».)

   «Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.)       Так что с нами происходит?

  «Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.

   Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».

     Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?

  8. Итоги.

  9. Оценки. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?

Отзыв о проведении занятия преподавателем Николаевой Н.Н.

Дисциплина: Литература.

Тема: ”Нравственные проблемы произведений В.Астафьева”.

Тип образовательной технологии: Технология развития проблемного и аналитического мышления.

             Использование технологии развития проблемного и аналитического мышления способствовало повышению педагогического эффекта, позволило развить у студентов такие качества, как: любознательность, активность, заинтересованность в образовательном процессе (студенты активно принимали участие в обсуждении вопросов; осознанно и аргументировано высказывали своё мнение).

            Николаева Н.Н. в ходе занятия смогла сформировать умение вести самостоятельную поисковую деятельность, повлияла на развитие логического, критического и творческого мышлений студентов, и они смогли продемонстрировать свой уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности. В результате положительные оценки получили 73 %.

           Использование ИКТ повлияло на мотивацию обучения и стимулировало познавательный интерес студентов, что дало возможность эффективнее провести самостоятельную работу.

Методист КТУИС___________   Дерябина И.В.

Отзыв о проведении занятия по дисциплине «Литература» преподавателем Николаевой

Тема занятия: Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.

             Преподавателем четко спланированы тема, цели и задачи  занятия,  реализация происходит последовательно согласно интегративной технологии.

Интеграция материала по дисциплине литература  дала возможность учесть познавательные интересы студентов, их возраст, заинтересованность, способности, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.

В целях формирования коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к себе и другим на занятии была создана свободная и позитивно-настроенная обстановка, что способствовало устранению неуверенности подростков.

Николаева Н.Н. в конце занятия подвела итоги деятельности студентов, объясняя и комментируя ответы.

            Применяемые преподавателем методы (наглядные, словесные и практические), интеллектуальная нагрузка, применение ИКТ позволили сохранить познавательную активность студентов на протяжении всего времени занятия и, следовательно, выполнить поставленные задачи

       

Преподаватель ГБ ПО УКК «ПСХК»,

Заслуженный учитель России     ____________  Л.А.Торопчина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувст...

Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева «Записка»

Методическая разработка- презентация...

"Носите бремена друг друга..."(Гал.6:2).(Тема бремени, креста в рассказе В.П.Астафьева "Людочка".)

Статья  " Носите бремена друг друга..." ( Гал. 6:2)  относится к разделу " Литература ". Тема бремени, креста  актуальна сегодня. Цель данной работы - показать на примере рассказа В.П. ...

Урок-размышление «Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

Мы живем в век сумасшедших скоростей, огромного информационного потока, быстро сменяющихся, как в калейдоскопе, событий. Как не утонуть в этом водовороте, не потеряться в череде дневных и ночных ...

Урок по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"

Урок нравственности для учащихся 10 класса...