Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе по теме "Победа добра над злом - традиция русских народных сказок" (по сказке-пьесе С.Я. Маршака)
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Данейкина Надежда Петровна

    Урок является заключительным  по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Он построен в рамках технологии критического мышления с элементами игровой технологии. Цель урока: формирование умения анализировать художественные образы, воспитание интереса к литературе как к виду искусства. Для достижения данной цели используются следующие элементы: видео-отрывок из фильма-сказки А. Роу "Морозко", кроссворд, компьютерная презентация. Эти элементы учитывают возрастные особенности учащихся и повышают мотивацию к изучении предмета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе.

    Тема урока: Победа добра над злом - традиция русских народных сказок (по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»).

    Дата проведения: 05.02.2014г.

    Учитель: Данейкина Н.П.

    Цель урока: формирование умения анализировать художественные образы, воспитание интереса к литературе как к виду искусства.

    Планируемые результаты:

    Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

    Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу.

    Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Оборудование: текст пьесы – сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», видеофрагмент сказки «Морозко» режиссёра А. Роу, слайды мультимедийной презентации, кроссворд на доске, таблица «Знаю-Узнал», листочки со смайликами.

    Тип урока: обще-методической направленности.

    Вид урока: урок в рамках технологии развития критического мышления.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое целеполагание.

        - На прошлом уроке мы читали и обсуждали сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Проверим, насколько хорошо вы знаете её содержание. (Предлагается выполнить задание на интерактивной доске.)

        - Сопоставьте действующие лица с их фразами: 

    Мачеха            Лес недалеко, сбегать недолго

    Дочка              Я очень люблю подснежники

    Королева        Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись

    Учитель королевы     И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко!

    Первый глашатай     Нарвите до рассвета подснежников

    Второй глашатай        Подснежников корзину несите во дворец 

    Слайд №1

    - Разгадайте кроссворд, размещённый на доске.

    По горизонтали: 1.Человек, занимающий высшую государственную должность. 4. Накидка или длинная широкая одежда, надеваемая поверх платья. 5. Медная труба, на которой исполняется торжественная музыка. 7. Письмо монарха к подданному с выражением благодарности.

    По вертикали: 2. Человек, объявляющий народу царские приказы. 3. Гадатель по звёздам, предсказатель судьбы. 6. Просьба.   (По горизонтали: 1. Канцлер. 4. Мантия. 5. Фанфара. 7. Рескрипт. По вертикали: 2. Глашатай. 3. Астролог. 6. Ходатайство.)

           - Молодцы! А теперь внимание на экран…

    Просмотр видеофрагмента сказки «Морозко».

           - Как называется сказка, отрывок из которой вы посмотрели? («Морозко»).

           - Как вы думаете, почему я решила в начале урока показать отрывок из   фильма по русской народной сказке «Морозко»?  (Она близка по сюжету со сказкой «Двенадцать месяцев».)

              - Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западнославянская легенда о братьях-месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь. Но во многом сказка «Двенадцать месяцев» близка и русским народным сказкам, например, сказке «Морозко».

              - Прочитайте тему урока: «Победа добра над злом - традиция русских народных сказок» (по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»).

    Слайд №2

              - О чём мы сегодня будем говорить? (О русских народных сказках и о сказке С.Я. Маршака, о добрых и злых героях.)

              - Проблемный вопрос нашего урока: Почему в сказках всегда добро побеждает зло?

    Слайд №3

    1. Стадия осмысления.

            -  Вы уже знаете, что сказка-пьеса С.Я. Маршака относится к литературным сказкам. А что ещё вы знаете о литературных и народных сказках? Запишите это в таблицу, которая у вас на столе, в графу «Знаю».  Теперь прочитайте статью о сказках и заполните кратко графу «Узнал».

    Знаю

    Узнал

    Текст

    Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес... И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.

    Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая рыбка…

    Сказки писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в которое происходит событие.  А вот в литературной сказке часто можно определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а литературные сказки могут занимать десятки страниц.

    Некоторые писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции народных сказок.       

            -  Что нового вы узнали о литературных и народных сказках?

            - Скажите, что в сюжете пьесы Маршака близко к народной сказке? (Старуха и Дочка отправляют Падчерицу в лес, герои-лесные звери, братья-месяцы.)

            - В каких народных сказках к девочке тоже очень плохо относилась злая мачеха? («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» и др.)

    Физкультминутка.

           - Вспомните, какие животные встречаются в сказке С.Я. Маршака?  (Лиса, Заяц, Сорока).

           - Я называю одно из животных, а вы движениями изображаете его.

           - А теперь обратимся к тексту сказки.

    Чтение по ролям диалога Королевы и Профессора с начала картины до слов «Да-да, воля моя…» Слайд 4

          - Охарактеризуйте Королеву. Какие черты характера и поступки Королевы достойны осуждения?

    Чтение по ролям диалога Старухи и Дочки со слов «А что, мама, в ту корзинку…» до слов «Ужинать пора». Слайд 4

         - О чём мечтают Старуха и Дочка? Как они относятся друг к другу?  К Падчерице?

         - Каких героев сказки мы отнесём к положительным, а каких к отрицательным?  (Положительные: Падчерица, Солдат, месяцы; отрицательные: Старуха, Дочка, Королева.)  Охарактеризуйте их, приводя примеры.  (На доске записываются имена героев, под каждым из них записывается их качество.)

         - Кому из названных положительных героев труднее всего приходилось в жизни? (Падчерице) Докажите примерами из текста.

         - А теперь я предлагаю вам поработать в группах.  В каждой группе есть вопросы. Обсудите их и дайте связный развёрнутый ответ.

                1 группа.

    • Кто из героев стоит на стороне добра?
    • Какие их добрые дела и мысли показаны в пьесе?

      2 группа.

    • Кто помогает Падчерице?
    • Почему ей помогают окружающие?

    3 группа

    • За что наказаны отрицательные герои?
    • Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?

    (Ответы каждой из групп. Совместно делается вывод, почему в сказках всегда побеждает добро. Слайд №2)

           - Итак, судьба доброй и трудолюбивой Падчерицы в пьесе С.Я.Маршака складывается счастливо, и справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей. Зло должно быть наказано, а добро должно торжествовать. В это верил русский народ, эта вера воплотилась в народных сказках, стала традицией. С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке продолжил эту традицию. Мне хочется закончить урок словами писательницы М. Алигер: «Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным – и зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»

     Слайд 6

    4. Стадия рефлексии. 

    - Вот и подошёл к концу наш урок. Всем огромное спасибо за работу, общение с вами доставило мне большое удовольствие. Мне хотелось бы знать о вашем впечатлении об уроке. Перед вами листочки, на которых изображены смайлики. Каждый смайлик – определённая эмоция. Обведите ту эмоцию, которую вызвал у вас наш урок. Спасибо.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

    разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Русский народный танец

    Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма занятия – урок.Форма обучения коллективная.Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, ...

    Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

    .Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

    Урок литературы "Курочка Ряба как носитель добра и зла в русском фольклоре".

    Данный урок может проводиться в 5 классе как итоговый  после изучения произведений русского фольклора. А также в старших классах в конце учебного года в качестве урока повторения, итогового урока...