Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

 

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс. Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Вступление учителя.

Вчерашний день, минувший год 
Не умирают в человеке. 
Прошедший век – он в нашем веке 
Ещё звенит, ещё поёт.

Сегодня мы обратимся к творчеству поэтов пушкинской поры: К.Батюшкову и Е.Баратынскому, вместе с ними творила целая плеяда  замечательных поэтов:  Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Но имя Пушкина затмило всех, поэтому многие из них оказались незаслуженно забытыми.

Ученик читает стихотворение Л. Озерова «Далёкий отсвет пушкинской плеяды…»

Далёкий отсвет пушкинской плеяды… 
Нам вряд ли увидать другой такой. 
Не своды, не колонны, не аркады, 
А правда чувств в строке и за строкой. 
И между строк просветы и пробелы 
Как между звёзд, как в сонмище планет, 
Откуда говорят со мной поэты 
Не отошедших, а грядущих лет.

Открываем наш устный журнал «Поэты пушкинской поры».

1 страница. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ.

В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С. Пушкина. Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина.

 Презентация ученика. Рассказ о поэте. ( Класс записывает основные даты жизни и творчества)

Обратимся к  элегии К.Н.Батюшкова «Мой гений»

Вспомним, какой жанр литературы мы называем элегией? (Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.)

К какому литературному направлению принадлежит жанр элегии?

.Вспомните и перечислите черты романтизма. (взгляд на жизнь сквозь призму сердца, мучительное переживание разлада с действительностью)

Стихотворение «Мой гений» «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения» Пушкин назвал «лучшей элегией Батюшкова». (Чтение стиха).

Об истории создания стихотворения. (См. приложение №1)

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Вопросы к анализу стихотворения:

1.Какова общая тональность стихотворения?

Общая тональность стихотворения — нежность, общее впечатление — гармония

2.Какие в первом стихе  намечены  темы,  настроения?

печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие. Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками — «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

3.Чем открывается стихотворение, как это связано с темами элегии?

Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца».

4.О чем говорит 2 строфа?

Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы — вплоть до последней строки! — ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!)

Во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой.

4.О чем говорит 3 строфа?

А в третьей — он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.


5. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины — это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. Ему важно было показать чувства.

6. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его.

Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины — это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. Ему важно было показать чувства.

Вывод: «Мой гений» -  одна из самых «воздушных» элегий Батюшкова ,  один из  лучших образцов любовной лирики XIX века.

Творчество Батюшкова многожанрово. Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Восторженно отзывался о стихах Батюшкова А.С. Пушкин: «Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Что за чудотворец этот Батюшков».

Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: «Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности».

Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

2 страница. ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ.

Имя этого поэта принадлежит к числу почётных имён нашей литературы и занимает одно из первых мест в пушкинской плеяде поэтов. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Презентация ученика.

Обратимся к  элегии «Разуверение»  Е.А. Баратынского

Элегия его «Разуверение» стала широко известна благодаря музыке Глинки, восхищённого текстом.

Звучит романс Глинки.

«Разуверение» Евгений Баратынский

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Об истории создания стихотворения. (См. приложение №1)

Вопросы к анализу стихотворения:

-Каким настроением проникнуто произведение?

- Что мы узнали о лирическом герое, прочитав элегию?

- Как форма речи помогает лирическому герою выразить внутренние переживания?

Глаголы изъявительного наклонения с-не-.  Глаголы повелительного наклонения помогают      понять, что герой окончательно решил для себя, быть  или не быть чувству.

-Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней?  Восклицательные предложения подчеркивают силу желания героя освободиться от прежней любви.

- С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

Неполный контраст – «волнение, а не любовь». Это сходные, но не одинаковые психические состояния.

- Почему элегия называется «Разуверение»?

Поэт не просто прощается с возлюбленной, но стремится объяснить ей неизбежность разрыва, убедить ее в том, что былая любовь неотвратимо угасает. Так Баратынский прокладывал пути психологической лирике, создавая новый тип элегии – философский.

- Как вы понимаете слово «разуверение»?

-В чем причина грусти героя?

-Что обозначают строчки «Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей» ?

- О чем просит герой свою девушку?

-Почему герой отказывается от любви, ведь она возвращает ему свою нежность и дружбу?

- В чем находил спасение от своего разочарования?

-Как вы думаете, какое чувство пришло на смену любви?

Итоги урока. Рефлексия.

Чем похожи и чем отличаются эти две элегии? Почему мы относим их к жанру романтизма? (написать несколько предложений).

Чтение работ. Обсуждение.

Вот и закрыта последняя страница устного журнала «Поэты пушкинской поры». Сегодня мы говорили о поэтах, которым по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств. Я надеюсь, что эти два поэта стали ближе и понятнее вам.

Д.З. Чт.статьи учебника о биографии А.С.Грибоедова (вопросы 1-9 устно, групповые задания)

                                                                                                                         Приложение №1

История создания  стихотворения Батюшкова «Мой гений»

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», — отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем. Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Анализ стихотворения Баратынского «Разуверение»

Мать Евгения Баратынского была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, поэтому будущий поэт в подростковом возрасте был определен в пажеский корпус. Его родители рассчитывали, что юноша сделает блестящую карьеру при дворе, однако он не оправдал этих надежд и за многочисленные шалости был исключен из воспитанников этого учебного заведения. Однако этим наказание не ограничилось, и 15-летний Баратынский вскоре был извещен о том, что отныне он может связать свою жизнь лишь с военной службой.

Так или иначе, но к 1821 году, когда было написано стихотворение «Разуверение», вчерашний паж превратился в бледного молодого человека с горящим взором, который слыл среди дам настоящим сердцеедом. Получив звание унтер-офицера, Баратынский снимал квартиру вместе с Дельвигом, и друзья по вечерам нередко сочиняли стихи, скрашивая таким нехитрым образом свой досуг. О том, кому именно посвящено стихотворение «Разуверение», история умалчивает. Однако очевидно, что с той, кому адресовано это рифмованное послание, Евгения Баратынского когда-то связывали очень теплые и нежные чувства. Впрочем, ветреный молодой человек очень быстро охладевал к своим избранницам, которые недоумевали, чем же вызваны такие перемены. Объяснялось все просто: поэту нравилось влюблять в себя барышень, после чего он терял к ним всякий интерес.

Стихотворение «Разуверение» — яркий тому пример. В нем автор пытается убедить неизвестную особу в том, что он уже не верит в любовь. Обращаясь к избраннице, он просит ее: «Не искушай меня без нужны возвратом нежности своей». Что именно произошло между влюбленными – неизвестно. Однако это была не просто размолвка, а достаточно крупная ссора, во время которой девушка, по-видимому, уязвила самолюбие Баратынского своею холодностью и надменностью. Поэтому поэт решил поставить точку в этом романе, хотя его избранница была уверена, что все обойдется. Но, увы, по мнению поэта, к прошлому нет возврата, и он просит любимую: «Слепой тоски моей не множь». Автор явно разочарован, он не привык, чтобы с ним поступали подобным образом.И, в то же время, его самолюбие удовлетворено, потому что именно возлюбленная сделала первый шаг к примирению. Но она не нужна поэту, который давно уже расстался с иллюзиями. Поэтому признается: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты». Отвергая избранницу, Баратынский, тем не менее, остается в ней предельно искренним и не утрачивает чувства собственного достоинства.

                                                                                                           

                                                                                                                        Приложение №2

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.                      К.Батюшков

Вопросы к анализу стихотворения:

1.Какова общая тональность стихотворения?

2.Какие в первом стихе  намечены  темы,  настроения?

3.Чем открывается стихотворение, как это связано с темами элегии?

4.О чем говорит 2 строфа?

5.О чем говорит 3 строфа?

6. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

7. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

«Разуверение» Евгений Баратынский

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Вопросы к анализу стихотворения:

 -Каким настроением проникнуто произведение?

- Что мы узнали о лирическом герое, прочитав элегию?

- Как форма речи помогает лирическому герою выразить внутренние переживания?

- Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней?

-С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

- Почему элегия называется «Разуверение»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...