Конспект урока по литературе.Тема "Ребёнок на войне" (по произведению В.Катаева "Сын полка")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.
Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».
Тип урока: урок-анализ.
Цели:
обучающие: развивать навыки выразительного чтения на основе анализа эпизодов;
развивающие: формировать у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работать над развитием логического и критического мышления;
воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.p.kataev_syn_polka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фандюшкина Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУСОШ №237 Санкт-Петербурга.
Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.
Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».
Тип урока: урок-анализ.
Цели:
обучающие: развивать навыки выразительного чтения на основе анализа эпизодов;
развивающие: формировать у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работать над развитием логического и критического мышления;
воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей.
1. Вступительное слово учителя о В.Катаеве
Валентин Петрович Катаев (1897 – 19860) – русский писатель. Родился в Одессе в семье учителя. В 1915 году ушёл на фронт добровольцем. А какая война была в 1914 году? Был два раза ранен, отравлен газами. После революции в 1917 году Катаев едет в Москву, где работает корреспондентом в газете. Пишет очерки, заметки, рассказы, повести, пьесы. В 1941 году становится военным корреспондентом.
К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть «Сын полка», написанную в 1944 году.
2. Беседа по вопросам
- В каком году происходят события, о которых пишет В.Катаев в повести? (1944г.)
- Что это за время для нашей страны, для нашего народа?
= Молодцы, ребята. Правильно. Это было очень тяжелое время для нашей страны. Великая Отечественная война. Боль, страдания, потери. Война ломает судьбы людей, особенно детские.
- Откройте тетради, пропустите 8 клеток, начертите таблицу 2 колонки= Запишите ассоциации к этим словам. Это могут быть слова разных частей реи, словосочетания. Вспомним, что такое ассоциации? (Связь между отдельными чувствами, при которых одно вызывает другое)
Ребенок | Война |
Радость беззащитность Счастье беззаботность | Страх несчастье кровь потери |
- Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов. Что вы можете сказать о них? Они по значению одинаковые или противоположные ? А как называются слова противоположные по значению ?
= Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.
-Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь. Война все, что мы записали в I ст., перечеркивает.
3. Определение темы урока. Запись эпиграфа
- Итак, тема нашего урока: Ребенок на войне (по повести В. Катаева «Сын полка»)
«Ах, война, что ж, подлая, сделала…» - эту строчку из стихотворения Булата Окуджавы, поэта, человека, прошедшего всю войну, я взяла в качестве эпиграфа. Запишите над таблицей тему и эпиграф, он будет выражать основную мысль нашего урока. (Записываем)
4.Беседа по вопросам . Анализ эпизодов
- Вы прочитали повесть «Сын полка»
- Понравилось?
- Какие чувства вы испытывали при прочтении повести или когда закончили читать повесть?
- А кто является там главным героем?
= Правильно. Герой повести «Сын полка»- маленький мальчик, ваш ровесник, Ваня Солнцев, попадает на войну. Прочитаем отрывок из 1 гл. (стр.8)
- Что мы можем сказать, проследив поведение спящего мальчика, о его жизни в оккупации?
- Как вы понимаете значение слова оккупация?
( Чтение отрывка )
- Итак, как вы думаете, как жил Ваня в оккупации?
- Хорошо. Молодцы. А теперь в правом последнем абзаце этого эпизода прочитайте глаголы, выражающие действие мальчика (проснулся, вскочил, сел, блеснули глаза, выхватил гвоздь).
- Что писатель хотел передать читателю с помощью этих глаголов?
= Эти глаголы помогают понять его душевное состояние, быстро меняющие чувства.
- Какие? (ужас, отчаяние, ярость).
-А в конце главы, когда Ваня увидел, что солдаты были русские? (радость)
= Посмотрите, проанализировав действия Вани, мы смогли понять, что происходит у него в душе.
- А что мы узнаем о жизни мальчика до его встречи с разведчиками?
= Итак, маленький мальчик попадает в водоворот истории, в водоворот войны. Как мы с вами уже говорили ребенок и война - понятия несовместимые. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…»
Война отняла у Вани дом, близких, любовь, ласку, он становится «диким как волчонок» - так говорит про него сержант Егоров. Но мальчик скорее умрет, чем покориться врагу.
- Какая деталь говорит о ненависти к фашистам? (отточенный гвоздь)
= Он каждую минуту готов вступить с врагом в схватку.
- Кем мы можем назвать Ваню? (патриотом)
5. Физкультурная минутка
6. Беседа по вопросам
= Война. Неужели на ней невозможны человеческие отношения? Неужели на войне исчезнут потребность любить, заботиться о ком то?...
= Конечно же, нет. Без всего этого человек не сможет остаться человеком. И вот Ваня, много испытавший, истосковавшийся по человеческой ласке, впервые за годы оккупации попадает к своим, к разведчикам.
- Как чувствует себя мальчик в палатке у разведчиков? Прочитаем гл. 4 стр. 28. (читает подготовленный ученик )
- «Как в необыкновенном, сказочном мире»
- Почему «сердце мальчика было полно бурной» радости?
=«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Эти простые, кажущиеся нам с вами обыденными вещи: горячий чай, свиная тушенка, сахар - рафинад, возможность постричься, одеться - превращаются на войне в сказку.
- Можем мы сказать, что Ваня обретает семью? (Да, его здесь полюбили, относятся как к сыну, брату.)…
- Но один человек приказывает отправить мальчика в тыл. Как звали этого человека? (Кап.Енакиев)
- Почему он приказывает отправить Ваню Солнцева за линию фронта? (Боится, что он может погибнуть. Детям не место на фронте. У него был сын - погиб)
-Прав ли кап. Енакиев?
= Ваня С. сбегает от Биденко и хочет вернуться к разведчикам. Почему? А сложно понять Ваню?
- Мальчик чувствует себя частью великого народа, хоть чем-то помочь солдатам - вот его желание, а еще убить хоть одного фрица, как говорит сам Ваня. В тыл его отправили по недоразумению, которое легко исправить, как считает Солнцев, стоит только хорошенько попросить. Но просить оказалось некого, разведчиков он не нашел, зато встретил военного мальчика. – Как его звали?
7. Инсценировка (готовится заранее)
- Понравилась игра наших актеров?
- Как ведут себя мальчики во время диалога?
- Какое значение для Вани имеет эта встреча?
= Кругом Война, но жизнь для этих мальчиков не остановилась. Они общаются друг с другом, по-детски завидуют, расстраиваются.
8. Послушайте стихотворение К. Симонова, тоже участника ВОВ «Майор привез мальчишку на лафете…» (читает подготовленный ученик)
- Что почувствовали, прослушав стихотворение?
- О ком\чем оно? (война, мальчик)
- Сколько лет мальчику? (10) Ваш ровесник.
- Как вы думаете, это стихотворение подтверждает правильность решения капитана Енакиева отправить Ваню в тыл?
- Какое еще стихотворение читали, посвященное вашему ровеснику на войне? (Твардовский «Рассказ танкиста»)
9. Итог урока
= Мальчики во все времена играют в войну, а здесь дети оказались на настоящей войне, которую нельзя остановить, когда надоест играть, на войне, которая несет боль, страдания, ужас, смерть. Таких детей, обездоленных и осиротевших, в годы войны было много.
«Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…»
Как же это противоестественно- седой мальчишка…
10. Домашнее задание . Выставление оценок
-Перечитать гл.№ 13,14,24,2
-Ответить на вопросы:
а) Как ведет себя Ваня на допросе?
б) Какая фраза из букваря становится символом его жизни?
в) Какое желание чуть было не привело Ваню к гибели?
г) Как вы думаете, этот поступок мог привести к провалу боевого задания? Докажите.
-По желанию – рисунки.
-Индивидуальное задание: рассказ о Суворовском училище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Анализ отрывков текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....
Конспект урока по алгебре 7 класса На тему: Произведение разности двух выражений на их сумму.
Тема урока значимая в курсе математики т.к. формулы сокращенного умножения применяются на протяжении всего периода обучения математике, они используются при умножении многочленов, упрощении алгебраиче...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"
Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 2) способствовать развитию речи учащихс...
Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...