Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Хазова Юлия Александровна

Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leskov._ocharovannyy_strannik.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Слайд 2

Н.С. Лесков. Художник В. Серов

Слайд 3

Иван Северьянович Флягин Художник И. Глазунов «Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.» Повесть задумана после летней поездки по Ладожскому озеру Повествование ведётся от лица Ивана Северьяновича Флягина (пережил крепостно право, солдатчину, скитания, плен, войны, монастырскую службу)

Слайд 4

Орловские конные заводы Через заволжские степи до астраханских промыслов От Каспия через Бугкские лиманы, мимо Марьевских ярмарок под Нижним к Петербургу От Кавказа до Ладоги и монастыря на одном их северных островов Одиссея российского странника

Слайд 5

«Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.» Воплощение русского характера Очарованный странник Мощь, богатырство героя, претерпевающего страдания, и поневоле доставшиеся ему от жизни, и взятые им на себя добровольно Чрезмерность и неукротимость страстей Носитель высокой чести Выходец из скованного крепостнической неволей народа, живущего ещё «в очарованье бездыханном» (А. Блок) «младенческое», не до конца развитое сознание героя Носитель народной восприимчивости к прекрасному, обворожён поэзией увиденного им мира.

Слайд 6

На пути к монашеской пустыни он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженные березы» с их пленительной зеленью и духом. В курских землях он любуется « претеплейшей и премягкой » темной ночью: « По небу звезды как лампады навешены, а понизу темнота такая густая, что словно кто-то в ней тебя шарит и трогает ». Даже в жестоком плену он способен наслаждаться бескрайним простором степи, где « ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется ». Природа

Слайд 7

Увлечение хохлатыми голубями. С умилением наблюдает, как они целуются, как пошли у них маленькие « голубяточки ». Привыкает к маленькому « дитяти », а потом испытывает наслаждение от лечения и воспитания девочки, в няньках у которой оказался. С волнением рассказывает он, как его «дитя подросло и стало дыбки стоять» Всякая живнос ть

Слайд 8

Когда Иван видит идущего по степи улана-ремонтера, у него возникает желание « отлично с ним со скуки поиграть ». Рассказывая об этом, он произносит: « Это, восторгаюсь, будет чудесно ». Другой случай « поиграть » - сразиться с ловким татарином на ремнях, обнаружить буйство сил. Любуется укротителем коня: «… просто статуй великолепный, на которого на самого заглядеться надо ». Игра физических сил

Слайд 9

Интерес к чужим нравам, обычаям Рассказ о татарском плене. Художник Н. Кузьмин Редким чудом кажется Флягину схватка татар под названием « наперепором »: «В первый раз мне такое диво видеть довелось…»

Слайд 10

Преодолевая свои «выходы» (запои), герой тянется к светлому, прекрасному, духовному. Глубоко чувствует музыку и по-детски ею восторгается. Он удивительно сосредоточенно слушает песню, « томную-претомную, сердечнейшую », которая его « так за душу и щиплет, так и берет в полон ». Музыка

Слайд 11

Флягин «возлюбил коня», «постиг тайну познания в нем». «Я в лошади красоту понимаю». Восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», тяготением к степной воле, красотой и совершенством. Любуется « дивной » невысокой кобылицей, восторгается караковым жеребцом, который «даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось»; пленился кобылицей Дидоной , «дивной красавицей». Лошади

Слайд 12

Рассказ об укрощении коня. Художник Н. Кузьмин

Слайд 13

Женщина Грушенька . Художник И. Глазунов Грушенька . Художник Н. Кузьмин

Слайд 14

История увлечения Грушей – постижение настоящей красоты (стилизация рассказа под романс). Высшее очарование – в любви, в восторге перед неповторимым человеческим характером. Высшее «природы совершенство»

Слайд 15

Очарование тишиной монастырской жизни, особая « отрада упования », пока не услышит герой голос свыше: «Ополчайся!» и не придет к нему жажда воевать за свой народ. « Мне за народ очень помереть хочется », - признается он, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя. Идея героического самопожертвования – образ достигает эпического величия. Тишина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии"

Презентация к уроку по древнерусской литературе...

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Презентация к уроку литературы по повести Дины Рубиной "Любка" ( 10 класс)

Материал для обсуждения повести Д.Рубиной "Любка"...

Презентация к уроку литературы по повести М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"

Презентация носит       сопроводительный характер на протяжении всего урока по повети М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"...

Презентация к уроку литературы по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие.."

Более тридцати произведений, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Данная презентация может быть использована на...

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Презентация к уроку литературы по повести В.Кондратьева "Сашка"

Презентация к уроку по повести В.Кондратьева "Сашка"...