Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Дворянова Наталья Викторовна

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым у учащихся формируется представление об авторе. Урок предназначен для учащихся 9 -х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Безымянный автор «Слова о полку Игореве»

      Цели урока:

  • сформировать эмоционально-личностное отношение;
  • освоить нравственные ценности через литературу Древней Руси;
  • через систему образов выявить авторскую позицию;
  • создать на уроке психолого-педагогические условия для личностного роста ученика;
  • обогатить филологическую культуру школьника;
  •  в процессе изучения  произведения осуществить интеграционную связь литературы с историей;
  • сформировать у учащегося понимание непреходящего значения русской культуры

«Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить в многоличии и многообразии его произведений тайну его личности, т.е. особенности его духа, которые принадлежат ему одному».

                                                                                               (В.Г.Белинский)

«Полнее сознавая прошлое, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед».

                                                                                                       (А.Герцен)

                                 Вступительное слово учителя.

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник Древней Руси ХП века. Чем интересна современному читателю литература прошлого и интересна ли? Этим вопросом в свое время задавался еще А.С.Пушкин и дал на него такой ответ: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый раз заменяются другими - произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны». Поэтому так понятно обращение к читателю современного поэта  Леонида Мартынова:

                                                         Ты

                                                   Не почитай

                                                Себя стоящим

                                      Только здесь-вот, в сущем,

                                                В настоящем,

                                        А вообрази себя идущим

                                 По границе прошлого с грядущим.

«Слово о полку Игореве» - драгоценный памятник искусства, добытый из глубин веков, пощаженный веками, сохранивший представление о человеческий ценностях, чаяниях людей Древней Руси. Есть такое предположение, что по бренным останкам    можно восстановить облик человека, черты его лица. Произведения, чему бы оно ни посвящалось, все-таки одновременно говорят об авторе.

                               Эвристическая беседа с учащимися.

Что может сказать о поэте ХП века текст, которым мы владеем?

          Что  мы узнаем из летописных сказаний о походе в Степь -  Ипатьевской и Лавреньтьевской?

         Каково отношение автора к Вещему Бояну?

         В чем оно заключается?

Пушкин в своих филологических заметках написал следующее: «Стихотворцы никогда не любили упреков в подражании, и неизвестный певец «Слова» преминул объявить в начале своей поэмы, что он будет петь по-своему, по-новому, а не тащиться по следам старого Бояна»

         Как относится автор «Слова» к походу Игоря?

         Легкой дымкой романтики овеяны слова автора о несчастливом походе и его неблаговидных целях. Автор стремится сказать о многом, показывая рыцарские заслуги Игоря, но вместе с тем не оправдывая его.

Кто произносит обвинительные слова?

Чем объяснить неоднозначный характер авторской позиции?

Одержав победу, половцы открыли ворота, брешь в триста километров, и половецкие ханы стремились как можно быстрее ворваться в русские земли. Автору необходимо было выразить мысль о необходимости объединения всех князей для защиты русского государства. Трагедия Игоря перестает быть личной и становится всеобщей.

Что помогает автору простить Игоря?

Любовь к Родине, русским людям помогает автору понять и простить Игоря. Творец был подлинным, истинным патриотом.

         Где душа автора?

 Искать нужно в слове. В изображении природы, в системе художественных образов, в призыве к защите Руси.

                               Лингвистическая работа с текстом.

Язык произведения - есть выражение идеи произведения.

(Выявление изобразительно-выразительных средств произведения.)

- Каким вы себе представляете автора, каков род его деятельности, кто он -    христианин или язычник?

Необыкновенно чутко сердце автора к народному горю, народным чаяниям.

И неважно, был ли он светским человеком или монахом.

Важно другое. Автор припал пророческим ухом к земле и услышал тупой гул ордынских коней. Предсказал грозную опасность и призвал к единению русских князей. Памятник, память - родственные слова. «Самостоянье человека, залог величия его...» и заключается в памяти, любви к нашим предкам.

                                   Два чувства дивно близки нам-

                                   В них обретает сердце пищу-

                                   Любовь к родному пепелищу,

                                   Любовь к отеческим гробам.

На памяти держится вся культура человека. «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Само ее настоящее существует в отношении к прошлому и к прогнозам будущего», - писал Ю.М.Лотман.

Домашнее задание: темы творческих работ: «Дальнейшая судьба автора «Слова о полку Игореве», «Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве».



».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Урок-игра по "Слову о полку Игореве"

Урок-игра по "Слову о полку Игореве" - возможный вариант проведения заключительного урока по произведению. По форме организации возможно деление на 2 или 4 команды. Жюри может быть представлено ученик...

Контрольно-обобщающий урок по произведению "Слово о полку Игореве" в форме игры "Своя игра"

quot;Своя игра" по произведению "Слово о полку Игореве" - это нестандартная форма проведения заключительного урока (после которого последует контрольная работа или контрольное сочинени...

Презентация к циклу уроков литературы по "Слову о полку Игореве"

В презентации представлены материалы к циклу уроков литературы по "Слову" (историческая основа, авторство, композиция, образы, пейзаж)...