Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Алыпова Светлана Анатольевна

Как важно, чтобы каждый урок литературы стал уроком-открытием, уроком-размышлением, уроком-сотворчеством с писателем! Знакомство с необычными, удивительными рассказами-крохотками А. И. Солженицына дает возможность понять важные истины каждому, кто понимает их идейно-художественное своеобразие. Урок внеклассного чтения - это попытка помочь шестиклассникам, впервые открывающим художественный мир писателя, приблизиться к пониманию истинных ценностей и смысла жизни. Урок разработан в технологии критического мышления. Формы работы: парная, групповая, коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_6_klass.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 6 классе

Урок Любви и Мудрости (по рассказам – «крохоткам» А. И. Cолженицына).

Цель: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.

Дидактические задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Крохоток» А. И. Солженицына;

Развивающая: формировать диалогические умения; развивать логическое мышление, коммуникативные навыки;

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию, воспитывать читательский вкус.

Формы работы: парная, групповая, коллективная.

Рассказы «Шарик», «Костёр и муравьи», «Молния», «Лиственница».

                                                                           

                                                                               

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Вступительное слово учителя.

- Добрый день. Наш урок литературы  сегодня  не совсем обычный. Но начнем мы его с привычных и так необходимых всем нам слов:

                                            Мы знаем: каждый в классе – ГЕНИЙ!

                                            Но БЕЗ ТРУДА талант НЕ ВПРОК!

                                            Скрестим же шпаги НАШИХ МНЕНИЙ!

                                            Мы вместе СОТВОРИМ УРОК!

   Я желаю, чтобы у нас сегодня обязательно состоялся урок-открытие, урок-размышление. Итак, я объявляю тему: « Урок Любви и Мудрости (по рассказам … А. И. Солженицына)». Имя писателя вам уже знакомо. А как вы с ним познакомились? Каким человеком предстал перед вами Александр Исаевич Солженицын? Да, судьба писателя трудна, интересна, необычна, как и его произведения.

2. Стадия Вызова. Нам нужно определиться с теми вопросами, на которые, исходя из темы урока,  необходимо найти ответы. Для этого предлагаю вам познакомиться с текстами, которые у вас на столах,  заполнить таблицу «Инсерт», поделиться своими наблюдениями. Работа в парах,  время – до 5 минут. (Приложение)

- Сравниваем варианты ответов. Какая же информация требует пояснения?

Проблемные вопросы (целеполагание): Почему у Солженицына такие маленькие рассказы? В чем необычность рассказов – крохоток? Чему учат рассказы А. И. Солженицына?

3. Стадия Осмысления. В каждой «крохотке» - всего лишь одно мгновение жизни, одна маленькая картина. Верно или нет? Докажите. Но не случайно же писатель обращается к мгновениям жизни?! (размышляет, направляет, они дороги ему, чем?)

     Ключевые слова темы урока – Любовь и Мудрость. В каких сочетаниях, словах встречаются они? Любовь к мудрости, Любомудрие.  Очень редко встречаем это слово в наше время. Но есть хорошо знакомое вам слово в греческом языке, обозначающее то же самое. Что это за слово?  Философия. Какими вопросами занимается эта наука?  А встречаются ли философские размышления, глубокие переживания человека в рассказах Солженицына? О чем же размышляет автор в каждом рассказе?

Учитель: Конечно, « крохотки»  представляют собой философское размышление, зарисовку, где показаны глубокие психологические переживания человека. По типу речи - это рассуждение о сущности бытия, о неразрывной связи человека и природы. Рассказы имеют глубокий подтекст. Определите этот подтекст в каждом рассказе. Зачитайте предложения, в которых заключается важная истина для каждого из нас. (Работа в мобильных группах. Обсуждение до трех минут. Выступление до 1 мин).

Ученик. Рассказ «Шарик». Писатель призывает нас внимательно вглядываться в окружающий нас мир: даже для животного радость оказаться на воле, без привязи, оказывается важнее еды. В таком простом произведении автору удалось сочетать лёгкость повествования с серьёзностью темы. “Очеловечивая” поведение собаки, Солженицын раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы.

Ученик. В рассказе “Костёр и муравьи» герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.

Ученик.   Рассказ “Лиственница” построено на сравнении: дерево сравнивается с определённым типом людей. Лиственница осенью опадает вместе с лиственными деревьями (“Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр”), хотя “сколько видим её – хвойная, хвойная”. А весной она снова к своим, хвойным, возвращается через шелковистые иголочки… Поведение “диковинного дерева” очеловечено: автор размышляет о нём, как о живом существе. Рассказ завершается неожиданно – сравнением с людьми (“Ведь – и люди такие есть”).

Ученик.  Крохотка “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.

Учитель. Итак, «крохотки» Солженицына различны по настроению.  Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.

4. Составление мини-рекомендаций. Работа в мобильных группах. Задание: «Составьте мини-рекомендации (2-3 предложения) своим сверстникам о том, почему следует прочитать «крохотки» «Костёр и муравьи», «Шарик», «Молния», «Лиственница» (о чем заставляют задуматься, чему учат)». Работа до 5 минут. Выступление 5 минут.

 

5. Рефлексия. Составление синквейна.

Крохотки.

Маленькие, необычные.

Открывают, учат, направляют.

Важная истина для каждого из нас.

Мудрость.

Вывод учителя: Итак, «крохотки» - это маленькие рассказы, в которых отражается нечто большое, важное. Это глубокие размышления о связи человека и природы, о человеческой совести и истинных нравственных ценностях. Это уроки Любви и Мудрости.

6. Домашнее задание. По выбору учащихся:

 1.  Написать  сочинение-миниатюру «О чем меня заставили задуматься   «Крохотки»   А. И. Солженицына?»(5-7 предложений)  

 2.   Написать свою  «крохотку».

Приложение.

«ИНСЕРТ» (интерактивная система разметки текста)

Прочитайте текст. Промаркируйте его (поставьте соответствующие пометы), запишите информацию, соответствующую знакам, в таблицу (записывайте очень кратко, используя отдельные слова или словосочетания).

      Свои маленькие рассказы Александр Исаевич Солженицын назвал «крохотками». Многие из этих рассказов совсем коротенькие – меньше одной странички. В «крохотках» необычно всё!

      Удивляют названия некоторых рассказов. Есть рассказы с обычными названиями и совсем без названий.

       Необычен взгляд писателя на обычные, и казалось бы, вполне привычные вещи, явления, случаи из жизни.

       Удивительно завершение каждого из этих маленьких рассказов, которое почти неприметно укладывается в последнем абзаце, или предложении, или слове. Но цена этим завершениям – необычайно велика!

«V» - то, что известно, «это я знаю»

«+» - то, что новое, «эта для меня новая информация»

« - » - то, что противоречит тому, что знали, «я думал иначе»

«?» - то, что требует дополнительных сведений, «хочу узнать»

Задание:  «Составьте мини-рекомендации (2-3 предложения) своим сверстникам о том, почему следует прочитать «крохотку» «Костёр и муравьи» (о чем заставляет задуматься рассказ, чему учит)».

   

Мы советуем прочитать рассказ А. И. Солженицына «Костёр и муравьи»…

Задание:  «Составьте мини-рекомендации (2-3 предложения) своим сверстникам о том, почему следует прочитать «крохотку» «Шарик» (о чем заставляет задуматься рассказ, чему учит)».

   

Мы советуем прочитать рассказ А. И. Солженицына «Шарик»…  

_________________________________________________________________

Задание:  «Составьте мини-рекомендации (2-3 предложения) своим сверстникам о том, почему следует прочитать «крохотку» «Лиственница» (о чем заставляет задуматься рассказ, чему учит)».

Мы советуем прочитать рассказ А. И. Солженицына «Лиственница»…

Задание:  «Составьте мини-рекомендации (2-3 предложения) своим сверстникам о том, почему следует прочитать «крохотку» «Молния» (о чем заставляет задуматься рассказ, чему учит)».

Мы советуем прочитать рассказ А. И. Солженицына «Молния»…

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...