Конспект интегрированного урока по литературному чтению для 3, 4 классов "Идёт волшебница зима..."
план-конспект урока по литературе по теме

Крицкая Наталья Николаевна

Урок способствует воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

3 «Б»

4 «Б»

Тема:

«Идёт волшебница зима…»

Цели:

  1. Обучающая:

  1. Коррекционно-развивающая:

  1. Воспитательная:

показать зимнюю природу, учить оформлять мысли в речевое высказывание, анализировать стихотворения, совершенствовать умение свободно ориентироваться в названиях книг, их авторов; формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения;

способствовать развитию и коррекции творческих способностей, мышления, внимания, памяти, речи, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор;

способствовать воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств.

показать зимнюю природу, учить оформлять мысли в речевое высказывание, совершенствовать умение свободно ориентироваться в названиях книг, их авторов; формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения;

способствовать развитию и коррекции творческих способностей, навыка самостоятельного чтения, мышления, внимания, памяти, речи, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор;

способствовать воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Методы:

частично - поисковый, наглядно-иллюстративный, беседа.

Форма работы:

фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование:

- иллюстрации, рисунки учащихся,

- выставка книг о природе, о животных: НАЗВАНИЯ

 иллюстрации  о зиме;

- экран, мультимедийный проектор.

- презентация.

Используемые современные педтехнологии:

- здоровьесберегающая технология;

- игровые технологии.

Подготовительная работа:

готовится презентация «Зима», заранее проведен конкурс рисунков на тему: «Зима»; учащимися подобраны поговорки, половицы, народные приметы о зиме; учителем и детьми подобраны книги о зиме, о животных, о птицах.

Предполагаемый результат:

- учащиеся научатся оформлять мысли в речевое высказывание, анализировать стихотворения, ориентироваться в названиях книг;

- познакомятся с авторами книг о природе, о животных;

-  появится желание читать книги самостоятельно;

-  обогатится словарный запас;

- научатся любить животных и природу; видеть прекрасное вокруг.  

Продолжительность урока:

40 минут.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Физминутка.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

9. Информация о домашнем задании.

10. Комментирование оценок за работу на уроке.

  1. Организационный момент. (2 мин.)

    Дидактическая задача: создание настроя, организация внимания учащихся.

Ход урока.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Всем- всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Тихонько садитесь, ребята. Выровняли спинки, сели ровно, красиво.

А сейчас мы проведём небольшую речевую зарядку.

Произнесем звук «С» (Слайд №1)

     сна – сно – сне  снег            снегови́к

    ас – ос – ис                пу-шис-тый    

                                        пуши́стый

                                       пуши́стый снег

        Па́дает пуши́стый снег.

    Де́ти ле́пят снеговика́.

  1. Актуализация знаний. (8 мин.)

    Дидактическая задача: проверка выполнения домашнего задания - работа с учащимися по изученному материалу по данной теме, работа со словами. 

Вводная беседа.

– Ребята, что вы выполняли  дома? 

3 класс -  ответить на вопросы к стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

4 класс -  подготовиться к письменной работе по рассказу Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег».

Сейчас мы построим работу таким образом: учащиеся 4 класса будут выполнять задание по карточкам по рассказу «Для чего нужен снег», а с 3 классом мы поработаем по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

  а) чтение стихотворения;

  б) работа по вопросам:

- кто автор стихотворения?

- о чем говорится в стихотворении? (о зимнем утре)

- какое оно – хмурое или солнечное?

- почему так думаете?  какие слова подтверждают это?

- что сказано про снег, про лес, про речку?

 - какой бы рисунок вы нарисовали к стихотворению? (словесное   описание).

    Вывод: Мы видим, что А. С. Пушкин показывает солнечное зимнее утро: небо голубое, снег блестит на солнце, много снега, так как поэт говорит, что снег лежит «великолепными коврами», лес чернеет, только ель зелёная, и речка блестит подо льдом.

Работа по карточкам (выбрать правильный вариант ответа).

3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)

    Дидактическая задача: мотивация учебной деятельности. 

А сейчас мы отгадаем загадку. Внимательно смотрим на экран. (Слайд №2)

         (Учащиеся читают и отгадывают загадку.)

   

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Ребята, у вас на столе лежит конверт, в котором находится загадка. Ваша задача: её отгадать.

(Учащиеся вместе отгадывают загадку, затем один ученик зачитывает её и называет отгадку).

Как вы думаете, почему я предложила вам загадку о зиме? (Потому что сейчас зима). О чём мы будем разговаривать сегодня на уроке?

- Молодцы! Правильно, мы продолжим разговор о зиме и проведём урок внеклассного чтения на тему «Идёт волшебница зима…» ( Слайд № 3).

- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль). (Слайд № 4).

А сейчас, ребята, послушайте музыку и посмотрите, каким разным может быть лес зимой.

Музыкальный фильм «Зима». (Слайд № 5).

О зиме говорят, что она волшебница. Что волшебного происходит зимой? Происходят такие явления в природе, которые можно принять за волшебство. На первый взгляд всё одно: снег да мороз. А приглядишься – зима и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой разный день зимой! Утро неслышное, тихое – подёрнутое синевой мороза, со снегом, искрящимся в лучах солнца. А вечер – такой длинный и задумчивый. Кажется, сама природа ждёт появления сказки, и она приходит в дома из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха…

Физминутка «Деревья». (1 мин.)

 

  1. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин.)

  Дидактическая задача: обобщение и систематизация знаний.

а) Беседа по прочитанным произведениям. (Названия и авторы - на доске).

        - Какие рассказы о зиме мы прочитали? (Учащиеся отвечают, называют рассказы: «Первый снег», «На горке», «Зима в лесу», «Какая бывает зима», «Для чего нужен снег», «В гостях у дедушки Мороза»).

     - Ребята, а кто из вас назовет авторов этих рассказов?        

«Первый снег» - Антон Павлович Чехов,

«На горке» – Николай Николаевич Носов,

«Зима в лесу» – Иван Сергеевич Соколов – Микитов,

«Какая бывает зима» – Михаил Спартакович Пляцковский,

«Для чего нужен снег» – Юрий Арсеньевич Дмитриев,

«В гостях у дедушки Мороза» – Владимир Фёдорович Одоевский.

- Чем похожи эти рассказы?

- Чем отличается рассказ А. П. Чехова «Первый снег» от других рассказов?

 - А вот так красиво о первом снеге написал в своём стихотворении Павел Кудрявцев:

Если б знал, если б знал,

Ни за что бы не проспал,

Сам бы видел, как зима в гости приходила,

Как белила дома, белый снег стелила.

б) Природа зимой. (Слайд № 6).

 - Ребята, теперь поговорим о природе. Чем отличается зима от лета, какие изменения происходят в природе зимой, что вы наблюдаете?

        - Падает мягкий пушистый снег.

        - Снег лежит на земле, на крышах домов, на деревьях.

        - На улице холодно, мороз.

в) Жизнь животных зимой. (Слайд № 7).

- Ребята, все мы зимой ходим в лес, восхищаемся красотой природы и видим на снегу следы животных. Следы каких животных вы видели? (Медведь спит в берлоге, ёж зарывается в листья, заяц прячется в кусты, белка прыгает с ветки на ветку, лиса бегает по снегу, мышей ловит).

г) Дидактическая игра «Птицы».

  На уроках развития речи мы говорим о разных птицах. Какие птицы живут в наших краях?

 А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске вы видите картинки с изображением птиц. Ваша задача: выбрать птиц, которые не улетают на юг, а остаются зимовать в наших краях. Нужно поместить картинки с их изображением в кармашек.

д) Детские забавы. (Слайд № 8).

 

 - Ребята, а кто больше рад зиме: взрослые или дети? А почему?

Физминутка «Геометрические фигуры».

- Ребята катаются на санках.

- Ребята катаются на лыжах.

- Ребята катаются на коньках.

- Дети лепят снеговика.

- Дети играют в снежки.

6. Применение знаний и умений. ( 9 мин.)

Дидактическая задача: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

а) Работа с пословицами, поговорками и народными приметами о зиме.

 - Существует много пословиц, поговорок, народных примет о зиме. Кто создает их? (народ)

- Ребята, какие народные приметы о зиме вы знаете? (Молодцы).

- А теперь обратите внимание на доску. Помогают ли иллюстрации понять смысл приметы?

- Мы делаем вывод: Народные приметы создает народ, опираясь на собственные наблюдения.

- А пословицы и поговорки тоже создает народ?

- Пословицы – это маленькие произведения устного народного творчества с поучительным содержанием.

- я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.

После брата января служить очередь моя.

Помогают мне два друга: снежная метель и вьюга.

- Ребята, сейчас вы самостоятельно попробуйте составить из слов пословицу. (Индивидуальная работа – учащиеся  4 класса составляют пословицы из слов).

( Взаимопроверка пословиц)

б) Работа с сюжетными картинками (расположить в правильном порядке, составить предложения, чтобы получился связный рассказ). (Слайд № 9, № 10).

7. Итоги урока. (1 мин.)

Дидактическая задача: формирование выводов по изученному материалу.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили?

- Хотели бы вы продолжить читать произведения о зиме?

8. Рефлексия. (1 мин.)

Дидактическая задача: способствовать формированию самоконтроля, саморегулирования и формирования привычки к осмыслению событий.

- У каждого из вас на партах лежат снежинки – веселая и грустная. Я предлагаю вам выбрать ту, которая соответствует вашему настроению после урока и прикрепить её к доске.

9. Информация о домашнем задании.         ( 1 мин.)

Дидактическая задача: закрепление знаний, полученных в классе.

Подготовить пересказ сказки В. Одоевского «В гостях у дедушки мороза».

Написать мини-сочинение на тему: «За что я люблю зиму».

10. Комментирование оценок за работу на уроке. (2 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners"

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners" составлен для урока с учащимися татарской группы в русск...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА...

Конспект обобщающего урока по литературному чтению в 4б классе. 2022, 24.11.

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" Часть1....