Конспект интегрированного урока по литературному чтению для 3, 4 классов "Идёт волшебница зима..."
план-конспект урока по литературе по теме
Урок способствует воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: | 3 «Б» | 4 «Б» |
Тема: | «Идёт волшебница зима…» | |
Цели:
| показать зимнюю природу, учить оформлять мысли в речевое высказывание, анализировать стихотворения, совершенствовать умение свободно ориентироваться в названиях книг, их авторов; формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения; способствовать развитию и коррекции творческих способностей, мышления, внимания, памяти, речи, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор; способствовать воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств. | показать зимнюю природу, учить оформлять мысли в речевое высказывание, совершенствовать умение свободно ориентироваться в названиях книг, их авторов; формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения; способствовать развитию и коррекции творческих способностей, навыка самостоятельного чтения, мышления, внимания, памяти, речи, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор; способствовать воспитанию интереса к творчеству русских поэтов и писателей, любви к природе и животным, нравственных качеств. |
Тип урока: | урок обобщения и систематизации предметных знаний. | |
Методы: | частично - поисковый, наглядно-иллюстративный, беседа. | |
Форма работы: | фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. | |
Оборудование: | - иллюстрации, рисунки учащихся, - выставка книг о природе, о животных: НАЗВАНИЯ иллюстрации о зиме; - экран, мультимедийный проектор. - презентация. | |
Используемые современные педтехнологии: | - здоровьесберегающая технология; - игровые технологии. | |
Подготовительная работа: | готовится презентация «Зима», заранее проведен конкурс рисунков на тему: «Зима»; учащимися подобраны поговорки, половицы, народные приметы о зиме; учителем и детьми подобраны книги о зиме, о животных, о птицах. | |
Предполагаемый результат: | - учащиеся научатся оформлять мысли в речевое высказывание, анализировать стихотворения, ориентироваться в названиях книг; - познакомятся с авторами книг о природе, о животных; - появится желание читать книги самостоятельно; - обогатится словарный запас; - научатся любить животных и природу; видеть прекрасное вокруг. | |
Продолжительность урока: | 40 минут. | |
План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Обобщение и систематизация знаний. 5. Физминутка. 6. Применение знаний и умений в новой ситуации. 7. Итоги урока. 8. Рефлексия. 9. Информация о домашнем задании. 10. Комментирование оценок за работу на уроке. | ||
Дидактическая задача: создание настроя, организация внимания учащихся. | Ход урока. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас. Всем- всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться! Не мешай учиться! Тихонько садитесь, ребята. Выровняли спинки, сели ровно, красиво. А сейчас мы проведём небольшую речевую зарядку. Произнесем звук «С» (Слайд №1) сна – сно – сне снег снегови́к ас – ос – ис пу-шис-тый пуши́стый пуши́стый снег Па́дает пуши́стый снег. Де́ти ле́пят снеговика́. | |
Дидактическая задача: проверка выполнения домашнего задания - работа с учащимися по изученному материалу по данной теме, работа со словами. | Вводная беседа. – Ребята, что вы выполняли дома? | |
3 класс - ответить на вопросы к стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро». | 4 класс - подготовиться к письменной работе по рассказу Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег». | |
Сейчас мы построим работу таким образом: учащиеся 4 класса будут выполнять задание по карточкам по рассказу «Для чего нужен снег», а с 3 классом мы поработаем по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро». | ||
а) чтение стихотворения; б) работа по вопросам: - кто автор стихотворения? - о чем говорится в стихотворении? (о зимнем утре) - какое оно – хмурое или солнечное? - почему так думаете? какие слова подтверждают это? - что сказано про снег, про лес, про речку? - какой бы рисунок вы нарисовали к стихотворению? (словесное описание). Вывод: Мы видим, что А. С. Пушкин показывает солнечное зимнее утро: небо голубое, снег блестит на солнце, много снега, так как поэт говорит, что снег лежит «великолепными коврами», лес чернеет, только ель зелёная, и речка блестит подо льдом. | Работа по карточкам (выбрать правильный вариант ответа). |
3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.) Дидактическая задача: мотивация учебной деятельности. | А сейчас мы отгадаем загадку. Внимательно смотрим на экран. (Слайд №2) (Учащиеся читают и отгадывают загадку.)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима). | Ребята, у вас на столе лежит конверт, в котором находится загадка. Ваша задача: её отгадать. (Учащиеся вместе отгадывают загадку, затем один ученик зачитывает её и называет отгадку). | ||
Как вы думаете, почему я предложила вам загадку о зиме? (Потому что сейчас зима). О чём мы будем разговаривать сегодня на уроке? - Молодцы! Правильно, мы продолжим разговор о зиме и проведём урок внеклассного чтения на тему «Идёт волшебница зима…» ( Слайд № 3). - Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль). (Слайд № 4). А сейчас, ребята, послушайте музыку и посмотрите, каким разным может быть лес зимой. Музыкальный фильм «Зима». (Слайд № 5). О зиме говорят, что она волшебница. Что волшебного происходит зимой? Происходят такие явления в природе, которые можно принять за волшебство. На первый взгляд всё одно: снег да мороз. А приглядишься – зима и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой разный день зимой! Утро неслышное, тихое – подёрнутое синевой мороза, со снегом, искрящимся в лучах солнца. А вечер – такой длинный и задумчивый. Кажется, сама природа ждёт появления сказки, и она приходит в дома из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха… | ||||
Физминутка «Деревья». (1 мин.)
| ||||
Дидактическая задача: обобщение и систематизация знаний. | а) Беседа по прочитанным произведениям. (Названия и авторы - на доске). - Какие рассказы о зиме мы прочитали? (Учащиеся отвечают, называют рассказы: «Первый снег», «На горке», «Зима в лесу», «Какая бывает зима», «Для чего нужен снег», «В гостях у дедушки Мороза»). - Ребята, а кто из вас назовет авторов этих рассказов? «Первый снег» - Антон Павлович Чехов, «На горке» – Николай Николаевич Носов, «Зима в лесу» – Иван Сергеевич Соколов – Микитов, «Какая бывает зима» – Михаил Спартакович Пляцковский, «Для чего нужен снег» – Юрий Арсеньевич Дмитриев, «В гостях у дедушки Мороза» – Владимир Фёдорович Одоевский. - Чем похожи эти рассказы? - Чем отличается рассказ А. П. Чехова «Первый снег» от других рассказов? - А вот так красиво о первом снеге написал в своём стихотворении Павел Кудрявцев: Если б знал, если б знал, Ни за что бы не проспал, Сам бы видел, как зима в гости приходила, Как белила дома, белый снег стелила. б) Природа зимой. (Слайд № 6). - Ребята, теперь поговорим о природе. Чем отличается зима от лета, какие изменения происходят в природе зимой, что вы наблюдаете? - Падает мягкий пушистый снег. - Снег лежит на земле, на крышах домов, на деревьях. - На улице холодно, мороз. в) Жизнь животных зимой. (Слайд № 7). - Ребята, все мы зимой ходим в лес, восхищаемся красотой природы и видим на снегу следы животных. Следы каких животных вы видели? (Медведь спит в берлоге, ёж зарывается в листья, заяц прячется в кусты, белка прыгает с ветки на ветку, лиса бегает по снегу, мышей ловит). г) Дидактическая игра «Птицы». На уроках развития речи мы говорим о разных птицах. Какие птицы живут в наших краях? А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске вы видите картинки с изображением птиц. Ваша задача: выбрать птиц, которые не улетают на юг, а остаются зимовать в наших краях. Нужно поместить картинки с их изображением в кармашек. д) Детские забавы. (Слайд № 8).
- Ребята, а кто больше рад зиме: взрослые или дети? А почему? | |||
Физминутка «Геометрические фигуры». | - Ребята катаются на санках. - Ребята катаются на лыжах. - Ребята катаются на коньках. - Дети лепят снеговика. - Дети играют в снежки. | |||
6. Применение знаний и умений. ( 9 мин.) Дидактическая задача: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. | а) Работа с пословицами, поговорками и народными приметами о зиме. - Существует много пословиц, поговорок, народных примет о зиме. Кто создает их? (народ) - Ребята, какие народные приметы о зиме вы знаете? (Молодцы). - А теперь обратите внимание на доску. Помогают ли иллюстрации понять смысл приметы? - Мы делаем вывод: Народные приметы создает народ, опираясь на собственные наблюдения. - А пословицы и поговорки тоже создает народ? - Пословицы – это маленькие произведения устного народного творчества с поучительным содержанием. | |||
- я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать: Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось. После брата января служить очередь моя. Помогают мне два друга: снежная метель и вьюга. | - Ребята, сейчас вы самостоятельно попробуйте составить из слов пословицу. (Индивидуальная работа – учащиеся 4 класса составляют пословицы из слов). ( Взаимопроверка пословиц) | |||
б) Работа с сюжетными картинками (расположить в правильном порядке, составить предложения, чтобы получился связный рассказ). (Слайд № 9, № 10). | ||||
7. Итоги урока. (1 мин.) Дидактическая задача: формирование выводов по изученному материалу. | - Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили? - Хотели бы вы продолжить читать произведения о зиме? | |||
8. Рефлексия. (1 мин.) Дидактическая задача: способствовать формированию самоконтроля, саморегулирования и формирования привычки к осмыслению событий. | - У каждого из вас на партах лежат снежинки – веселая и грустная. Я предлагаю вам выбрать ту, которая соответствует вашему настроению после урока и прикрепить её к доске. | |||
9. Информация о домашнем задании. ( 1 мин.) Дидактическая задача: закрепление знаний, полученных в классе. | Подготовить пересказ сказки В. Одоевского «В гостях у дедушки мороза». | Написать мини-сочинение на тему: «За что я люблю зиму». | ||
10. Комментирование оценок за работу на уроке. (2 мин.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners"
План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners" составлен для урока с учащимися татарской группы в русск...
Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок»
Урок разработан в соответствии с треованием ФГОС О УО (ИН)...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. Драгунский "Кот в сапогах" 2 часа
Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)...
Конспект обобщающего урока по литературному чтению в 4б классе. 2022, 24.11.
Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" Часть1....