Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Галина Михайловна Кошелева

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

 Цели урока:

-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакомить с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира.

-Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков.

-Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, чуткое отношение к людям, к природе, философское отношение к миру.

                                                                 Писатель мыслит образами.

                                                                                                      И.Бунин.

                                                                Действительность…-только то, что я чувствую.

                                                                                                      И.Бунин.

 

На доске опорные слова и выражения:

Величайший мастер слова, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний передано в…, особенность поэтики Бунина, личные тончайшие переживания, стихотворение поражает своими художественными открытиями.

 

Ход урока.

      1.Подготовка к восприятию темы. Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять,  в чём красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению И.Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: «Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?»

- Так что же такое СЛОВО в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес-лесом, зелёное-зелёным… Вот мы смотрим на небо, звёзды, дома, деревья… Попробуем описать летнюю лунную ночь, тополь растущий перед домом.

2. Проверим домашнее задание. Прочитайте этюды, которые вы написали.

3.Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина «Восход луны».

               В чаще шорох потаённый,

               Дуновение тепла.

               Тополь, сверху озаренный,

               Перед домом вознесенный,

               Весь из жидкого стекла.

 

               В чащу тёмную глядится

               Круг зеркально-золотой.

               Тополь льётся серебрится,

               Весь трепещет и струится

               Стекловидною водой.

- О чём это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Всё засыпает.

- Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:

                      В чаще  шорох  потаённый…

-Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)

-Слышите ли вы этот шорох?

-Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха.

-А что ещё необычно в этой строке? (инверсия)

-С какой целью используется инверсия?

-Объясните значение слова «потаённый». Подберите синонимы (тайный, скрытый).

-Мы услышали шорох, и он – потаённый. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)

-Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.

-Почему «жидкое стекло»? В чём смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А ещё - листья тополя, как капельки, и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла». И вот стекло стало жидким. Бунин именно таким видел тополь и остановил прекрасное мгновение.

-А луны всё ещё нет. Описание её появляется  во второй  строфе:

                       В чащу тёмную глядится

                       Круг зеркально-золотой…

-Что необычного в этих  строчках? (Это метафора. И луна словно   не  описана, а нарисована. И всё это на фоне чащи тёмной)

-Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи тёмной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.

-Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:

                       Тополь льётся, серебрится,

                       Весь трепещет и струится

                       Стекловидною водой.

-Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёплой летней ночи.

-Вернёмся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне ещё нет ни слова.

-А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет?

-Как создаётся это ощущение?

-Мы слушали, осязали,а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

-Каким видит тополь поэт?

-Почему у Бунина так построена фраза?

                     Тополь, сверху озаренный,

                     Перед домом вознесенный.

(Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).

-А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещённый, высокий).

Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль,  книжный стиль).

-Почему  поэт использует именно эти слова?

-Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый

От луны, и он царит в этой лунной ночи).

-Смотрите-луны нет, а мы её увидели. А ещё мы почувствовали, как поэт изумлён красотой лунной ночи  и находит неожиданный образ.

-С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)

-А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит  или  КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы-это олицетворения.

4. Развитие речи. Письменно ответить 3-4 предложениями.

-Как же Бунин видит эту ночь? Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает?

5. В качестве вывода прочитать стихотворение И.Бунина.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный-речь!

6. Домашнее задание. Используя записанные на доске опорные слова, ответить на вопрос «Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение от этой ночи?»

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_11_klasse.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

 Цели урока:

-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакомить с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира.

-Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков.

-Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, чуткое отношение к людям, к природе, философское отношение к миру.

                                                                 Писатель мыслит образами.

                                                                                                      И.Бунин.

                                                                Действительность…-только то, что я чувствую.

                                                                                                      И.Бунин.

На доске опорные слова и выражения:

Величайший мастер слова, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний передано в…, особенность поэтики Бунина, личные тончайшие переживания, стихотворение поражает своими художественными открытиями.

Ход урока.

      1.Подготовка к восприятию темы. Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять,  в чём красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению И.Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: «Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?»

- Так что же такое СЛОВО в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес-лесом, зелёное-зелёным… Вот мы смотрим на небо, звёзды, дома, деревья… Попробуем описать летнюю лунную ночь, тополь растущий перед домом.

2. Проверим домашнее задание. Прочитайте этюды, которые вы написали.

3.Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина «Восход луны».

               В чаще шорох потаённый,

               Дуновение тепла.

               Тополь, сверху озаренный,

               Перед домом вознесенный,

               Весь из жидкого стекла.

               В чащу тёмную глядится

               Круг зеркально-золотой.

               Тополь льётся серебрится,

               Весь трепещет и струится

               Стекловидною водой.

- О чём это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Всё засыпает.

- Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:

                      В чаще  шорох  потаённый…

-Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)

-Слышите ли вы этот шорох?

-Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха.

-А что ещё необычно в этой строке? (инверсия)

-С какой целью используется инверсия?

-Объясните значение слова «потаённый». Подберите синонимы (тайный, скрытый).

-Мы услышали шорох, и он – потаённый. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)

-Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.

-Почему «жидкое стекло»? В чём смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А ещё - листья тополя, как капельки, и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла». И вот стекло стало жидким. Бунин именно таким видел тополь и остановил прекрасное мгновение.

-А луны всё ещё нет. Описание её появляется  во второй  строфе:

                       В чащу тёмную глядится

                       Круг зеркально-золотой…

-Что необычного в этих  строчках? (Это метафора. И луна словно   не  описана, а нарисована. И всё это на фоне чащи тёмной)

-Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи тёмной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.

-Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:

                       Тополь льётся, серебрится,

                       Весь трепещет и струится

                       Стекловидною водой.

-Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёплой летней ночи.

-Вернёмся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне ещё нет ни слова.

-А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет?

-Как создаётся это ощущение?

-Мы слушали, осязали,а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

-Каким видит тополь поэт?

-Почему у Бунина так построена фраза?

                     Тополь, сверху озаренный,

                     Перед домом вознесенный.

(Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).

-А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещённый, высокий).

Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль,  книжный стиль).

-Почему  поэт использует именно эти слова?

-Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый

От луны, и он царит в этой лунной ночи).

-Смотрите-луны нет, а мы её увидели. А ещё мы почувствовали, как поэт изумлён красотой лунной ночи  и находит неожиданный образ.

-С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)

-А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит  или  КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы-это олицетворения.

4. Развитие речи. Письменно ответить 3-4 предложениями.

-Как же Бунин видит эту ночь? Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает?

5. В качестве вывода прочитать стихотворение И.Бунина.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный-речь!

6. Домашнее задание. Используя записанные на доске опорные слова, ответить на вопрос «Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение от этой ночи?»

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Технологическая карта урока физической культуры(модуль ритмика) 2 класс.Тема урока - "Танец музыкальный человек" (раздел "Детские образные танцы").

Предлагается познакомиться с учебным материалом для учащихся 2 класса по предмету физическая культура (модуль ритмика). На уроке учащиеся осваивают танцевальные действия, пополняют словарный запас анг...