"Как день светла, но непонятна..." Урок по рассказу И.Бунина "Роман горбуна".
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Данная разработка представляет собой конспект внеклассного урока по творчеству И.Бунина. Разработкой урока может быть полезна учителям литературы, работающим в 9-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_gorbuna.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         «Как день светла, но непонятна…»

(урок по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» с использованием технологии РКМЧП)

Цель: привлечь  обучающихся к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их.

Задачи: развивать умение анализировать текст,

    воспитывать активную жизненную позицию,

    развивать критическое мышление учащихся.

Оборудование:

 подготовленные тексты рассказа

 презентация  к рассказу «Роман горбуна» И. Бунина

 музыкальное сопровождение (Шарль Азнавур «Вечная любовь»).

ХОД УРОКА

1. Предварительная беседа. Стадия мотивации.

Темой нашего урока я взяла сегодня небольшое стихотворение А.М.Горького

«Как день светла, но непонятна,

Вся явь, но как обрывок сна,

Она приходит с речью внятной,

И вслед за ней всегда весна…»

И хотя на дворе осень, но сегодня мы будем говорить о вечном, о том чувстве, которое не подстраивается ни под время года, ни под цвет кожи и национальность человека. Рано или поздно, оно приходит ко всем. И вы, конечно, догадались, что я говорю о любви. Автором произведения, которое мы будем  рассматривать, является величайший писатель России XXвека – Иван Алексеевич Бунин. В этом знаменательном году, который в России отмечается как Год литературы, И.А.Бунину отмечается юбилейная дата – 145-летие со дня рождения.

Каждому из нас хорошо знакомы эти строки:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

За сборник лирических стихотворений, который неизменно открывался именно этим стихотворением «Листопад», совсем еще юный Бунин был удостоен самой высокой литературной награды – Пушкинской премии. А потом были повести о вымирающих помещичьих усадьбах, сборник рассказов «Темные аллеи» и автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 году Бунину была присвоена престижная Нобелевская премия. Первому русскому писателю. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».  Действительно, кто же еще более красиво и просто скажет об осени:

 «Вспоминается  мне  ранняя  погожая  осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими  для  сева,  с дождиками  в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. Потом бабьим летом паутины много село на  поля. Это  тоже  добрый знак: "Много тенетника на бабье лето – осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню  большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий  аромат  опавшей  листвы  и  - запах антоновских яблок, запах меда и осенней  свежести.  Воздух  так  чист,  точно  его совсем  нет,  по всему саду раздаются голоса и скрип телег…». («Антоновские яблоки»)

Но сегодня наш разговор о рассказе, вошедшем в сборник так называемых «крохоток, написанных в 1930 году.

Беседа перед прочтением рассказа

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?

- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?

- А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?

Итак, я наконец-то называю вам это произведение - «Роман горбуна». О чем он, как вы думаете?

- Как вы думаете, в данном случае «роман»- это роман жанр или роман - отношение?

- А что такое для вас любовь?

Медленное чтение с остановками и осмысление прочитанного.

- Давайте прочитаем этот рассказ, используя   чтение с остановками. Проверим наши предположения.

Чтение первой части рассказа

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

- Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору?        

- Горбун и любовное письмо… необычно.

- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

Чтение второй части рассказа

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)

- Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…)

- Что будет дальше?         (Ничего хорошего не выйдет.)

- Когда и где должна состояться встреча. Почему там?

- Настораживает письмо?

Предположите, как отреагирует горбун?

Чтение третьей части рассказа

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!

- Оказывается – первое письмо! Первое свидание…        

- Что испытывает человек, собираясь на первое свидание?

В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.

- А почему – рокового часа?        

- Давайте обратим внимание на цвета: серый, лиловый, сиреневые, фиалки.

- Какой оттенок превалирует? (Холодные тона, безнадежность, неуверенность…)

Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.        

Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.

- Как вы думаете, будет ли то самое счастье? (Нет…)

- Но он ведь его предвкушает, ждет.

- Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? (Роковой час, грозно, содрогнулся, страхом.)

Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг… оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой…

-  Как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли?        (Кто-то, кого он не ожидал увидеть… Ослепительная красавица,  Старая знакомая)

- Чехов сказал в одном из своих рассказов написал: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло быть дальше.

Учащиеся высказывают предположения.

Горбунья… Беспощаден кто-то к человеку!

- Ожидали ли вы такого поворота?

- И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»

- В чем могло проявиться родство душ?

Стадия рефлексии

Что означают последние слова рассказа? (Разочарование горбуна.  Страшная безысходность и грусть…) В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями…

- Вернемся к заглавию:

- А был ли роман? (Похоже, что нет.)

- Но присутствует ли любовь? (Да.)

Когда я готовилась к нашему уроку, то нашла вот такое продолжение рассказа. Его написала одна девочка, которая не захотела мириться с печальной безысходностью рассказа:

Когда закат алел вдали,

То в этом розовом сиянии

Два силуэта вместе шли

Из сквера к дому со свидания.

Два одиночества смогли

Найти друг в друге утешение,

Поверьте, счастливы они.

Остались в прошлом все сомнения.

Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Чтобы вам легче было еще раз погрузиться в атмосферу рассказа, предлагаю послушать песню «Вечная любовь» в исполнении Шарля Азнавура (учащиеся случают песню и пишут синквейн)

Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина из цикла «Темные аллеи» (2-3 по выбору)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "От улыбки хмурый день светлей"

ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ...Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.Пр...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)

Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...

презентация к рассказу И.А.Бунина "Роман горбуна"

Внеклассное занятие по литературе по рассказу И,А,Бунина "Роман горбуна". На занятии используется чтение с остановками....

Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Учеников можно научить находить в тексте выразительные средства языка, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» учени...

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсе...

Презентация к открытому уроку по литературе по рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"

Данный материал направлен на осмысление текста рассказа И. А. Бунина "Роман горбуна", что способствует лучшему восприятию авторского текста....