конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сорокина Лариса Ивановна
Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavkazskiy_plennik.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литература

Класс: 5

Учитель Сорокина Лариса Ивановна

Тема «Нравственные ценности в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели:

1.Обучать анализу эпического произведения, продолжить работу с литературоведческими терминами. Дать понятие «антитеза» и «сравнительная характеристика» литературного героя.

2.Подчеркнуть нравственный смысл рассказа «Кавказский пленник», обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: интернационализм, гуманизм, толерантность.

3.Развивать у учащихся умения выделять главное, отбирая материал из текста для работы над темой, развивать навыки сопоставительной характеристики героев.

Мотивация:

  1. Стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению.
  2. Способствовать обеспечению психического и физического здоровья школьников на уроке.
  3. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Оборудование: портреты Л.Н. Толстого, карточки с терминами, фотоальбом «Ясная Поляна», иллюстрации, таблица, грамзапись вальса Л.Н. Толстого.

                                          Ход урока

  1. Организационный момент

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

  Тихо сели, на меня все посмотрели.

     2.Сообщение темы урока,  постановка целей. Проблемная ситуация.

          - Прочитайте тему нашего урока (запись на доске).

          - Сегодня мы будем учиться анализу эпического произведения, продолжим работу с литературоведческими терминами и познакомимся с новым понятием. И в результате нашей работы вы должны ответить на основной вопрос урока: Почему Л.Н. Толстой считал рассказ «Кавказский пленник» очень важным в своем творчестве?

         - Надеюсь. Что на сегодняшнем уроке будет работать не только ваша память, но и душа, и сердце.

      3 .Музыкальная минутка.

         (звучит вальс Л.Н. Толстого)

        - Только что вы услышали вальс, написанный Л. Толстым. Эта мелодия приглашает нас в имение «Ясная Поляна», где в 1872 году в «комнате для приезжающих», служившей в то время кабинетом, был написан «Кавказский пленник».Писатель говорил, что музыка побуждает его к художественному творчеству. Человек, пишущий музыку, чувствующий душу и сердце людей, способен создать произведение с таким художественным совершенством, что с первых строк завладевает вниманием читателя. Это, несомненно, относится и к «Кавказскому пленнику».

      4. Повторение.

      - Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. К какому жанру литературы относится «Кавказский пленник»?

   - Назовите главные жанровые признаки рассказа.

   - Что значит быль?

   - К какому роду литературы относится рассказ?

   - Что главное в эпическом произведении?

   - Почему при 2-х главных героях, попавших в плен, рассказ называется «Кавказский пленник»? Как название помогает понять авторскую позицию?

    - Согласны ли вы с автором? Какую роль играют главные герои? А второстепенные?

    - Дина, старик и черный татарин одинаково относятся к русским офицерам? Что хотел сказать эти Л.Толстой?

    - А эта мысль была актуальна только в 19 веке, или это общечеловеческая мораль?

    5. Работа над новым материалом.

    - Кроме сюжета, писатель пользуется  многими средствами, чтобы читатели  поняли его задумку, разгадали характеры действующих лиц.

    - Одним из таких средств является пейзаж.

    - Что такое пейзаж? В 6 главе есть описание природы. Послушаем  выразительное чтение этого отрывка (ученица читает наизусть).

    - Как вы считаете, зачем Толстой вводит в эпизод 2-го побега описание ночи и месяца?

   - Значит, пейзаж помогает нам понять состояние героя.

  - Что такое портрет? Дает Толстой портреты Жилина и Костылина?

  - Говорит Толстой прямо, что Жилин мужественный, добрый, а Костылин трусливый и слабохарактерный?

   - Почему писатель не использует такое замечательное средство характеристики героев?

   - А что главное в человеке, когда он попадает в такую экстремальную ситуацию, как плен?

   - Одинаково ли отношение у Толстого к своим героям?

   6. Работа исследовательского характера.

    - Дома я просила вас посмотреть по словарю значение слова «жила» и «костыль» и сделать выводы о значении фамилий. (Жила – прочное окончание мышц, отсюда – жилистый, двужильный, так говорят о крепком, выносливом человеке. Костыль – палка для хромых. Безногих, т.е. можно сказать, что герой, носящий такую фамилию – слабый, нуждающий в поддержке и опоре).

    - Так автор с помощью «говорящих» фамилий дает своим героям дополнительную характеристику и выражает свое отношение.

    - Сравнение героев – это еще одно средство, их характеристика.

     - Каких героев легче сравнивать – похожих или разных?

     - В рассказе, противопоставляя Жилина Костылину, автор использует прием антитеза, греч.antithesis, (противо+ положение), противопоставление характеров, образов. Обстоятельств (записать в тетрадь).

     7. Работа с текстом.

     - Сравним двух героев. Будем сравнивать их по поведению в разных ситуациях. Вам нужно показать хорошее знание текста.

     - Рассмотрим 1 ситуацию. Глава 1. Как ведут себя герои во время нападения татар? Подтвердите свою мысль цитатами из текста.

     -Художник Родионов проиллюстрировал этот  эпизод. Каким вы видите Жилина? Совпадают чувства художника с чувством автора?

    - 2 ситуация. Глав 2. Прочитаем по ролям сцену «Выкуп».

   - Почему татары о Жилине говорят «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?

   - Какую часть речи употребляет автор в 3-4 главах, характеризуя поведение героев  в плену? К кому из героев можно отнести глаголы – «действия», а к кому – «бездействия»? Докажите!

                      Жилин                                                        Костылин

              -высматривает                                                     - ждал      

             - выпытывает                                                       - скучал

             - ходит                                                                  - считал

            - рукодельничает                                                  - спит    

            - копает                                                                 - стонет

   - Следующая ситуация. Какими показали себя главные герои при побеге?    

   - Какую фразу несколько раз повторяет Жилин?

   - А почему, по-вашему, удался второй побег?

   7. Обобщение.

    - Посмотрите, в одних и тех же условиях один герой проявляет мужество,  находчивость. Активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, бездействие.

   - Прочитайте эпиграф урока и ответьте на вопрос: что хочет сказать нам Толстой, рисуя разных героев в похожих ситуациях?

   - А в повседневной жизни эта мысль актуальна?

   - Лев Николаевич очень любил свой рассказ. «Вот «Кавказский пленник» - Жилин и Костылин, - вот это я люблю»,- говорил он друзьям.

   - А теперь вопрос, прозвучавший в начале урока: почему писатель считал это рассказ важным в своем творчестве? (Толстой выступает против национальной розни. Люди должны понимать, что нужно быть добрым, терпимым ко все людям, независимо от их национальности. Нет внутренней вражды между народами, есть люди, которые натравливают один народ на другой).

   - Рассказ злободневен и в наше время. На плане постоянно идут войны: затихли на Кавказе, воюют на Ближнем Востоке.

   9. Домашнее задание.

     - Составить план ответа на вопрос: какие эпизоды показывают разницу в поведении героев?

    10. Итог урока.

     - Чем интересна вам тема сегодняшнего урока?

     - Какие мысли вас посетили?

    - Какие выводы вы сделали для себя?

(оценки выставляются за оригинальные мысли, выразительное громкое чтение, хорошее знание текста, за умные, правильно сделанные мысли и самому активному ученику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...

Конспект урока литературы по творчеству А.А. Блока.

Конспект урока литературы по теме "Родная природа в стихотворениях А.А. Блока: "Летний вечер", "О, как безумно за окном". 6 класс....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"....