Конспект урока по литературе "Личность и художественный мир Марины Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шаповалова Ольга Владимировна

конспект по литературе по творчеству М. Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_m._tsvetaeva.docx41.65 КБ
Office presentation icon urok_tvorchestvo_tsvetaevoy.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «М. И. Цветаева. Личность и художественный мир поэтессы» 

Цели урока:

  • познакомить обучающих с личностью и творчеством Марины Цветаевой;
  • выработать у обучающихся способность погружаться в художественный мир поэта;
  • воспитывать у обучающихся нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности;

Оборудование: презентация, романсы: «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под маской плюшевого пледа…», «Генералом двенадцатого года», «В огромном городе моем ночь»,  карточки с названием группы: биографы, критики, декламаторы.

Тип урока: урок изучения  нового материала  

Форма урока: урок открытых мыслей.

Продолжительность: 45 минут.

План урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап.
2. Операционально-исполнительский этап.
3. Рефлексивно-оценочный этап.

ХОД УРОКА

Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Мне нравится..."

1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Слово учителя.

"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами..."

Эти строки, наверное, хотя бы один раз, слышал каждый из вас. Сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века М.И.Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась. Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. Мы рассмотрим ее жизнь с разных позиций. И помогут в этом нам группы экспертов. Сегодня на уроке у нас присутствуют: биограф, критик, декламаторы. Каждый расскажет со своей точки зрения о жизни великого человека. Биограф представят самые яркие, запоминающиеся страницы жизни М.Цветаевой, декламаторы расскажут нам стихотворения поэтессы, а критик даст оценку произведениям Цветаевой. Также вам будут даваться задания на рассуждение, поэтому слушаем внимательно выступления своих товарищей. Слайд 1.

2. Операционально-исполнительский этап (30 мин.)

Декламатор 1: “Красною кистью...” 

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне 
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Учитель: Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?

(В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

Задание 1. Каким был мир детства М.Цветаевой?

Биограф: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.  Отец Марины Цветаевой - Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства
дала им в руки лучшие в мире книги. 
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
Слайд  2

Из воспоминаний М. Цветаевой:

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская».

Декламатор 2: «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (стих) Слайд  3

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

                                              23 мая 1920.

Коллективный анализ стихотворения.

1.  Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

Биограф:  Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино. "Марина будет пианисткой, а Ася художницей", – говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в сон," – пишет сестра Марины. Не дождалась мать того времени, когда слово отвлечет ее первенца от музыки и унесет в мир поэзии. А сама когда-то в дневнике записала: "4-летняя моя Маруся ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы". М.А. Мейн свободно владела 4 языками (английским, немецким, французским, итальянским), вела переписку мужа. Она "хотела возле итальянского, как гитару возле рояля, еще и испанский – для дочерей".

Критик: Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.

Биограф: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так на немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям «быть самой собой» – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Мир детства – это мир музыки, поэзии, радости, добра.

Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете»?

Декламатор 3: «Книги в красном переплете» (стих) Слайд 4

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- "Уж поздно" - "Мама, десять строк!"...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Вывод: Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный.

Биограф: В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".  Слайд 5

Критик: На книгу последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина... Так начинались стихи, которыми поэт и критик М. Волошин приветствовал выход в свет первого поэтического сборника 18-летней Марины Цветаевой. Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Декламатор 4: «Пусть я лишь стих в твоем альбоме…» (стих) Слайд 6

Пусть я лишь стих в твоём альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник…
Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик…
— Пусть я лишь стих в твоём альбоме!

Биограф: Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературно-художественном кружке на Малой Дмитровке в обществе "Свободная эстетика". Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И вот триумф. Аплодисменты.

Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение.

Биограф: Вскоре произошло событие в жизни М.Цветаевой, которое в дальнейшем определит всю ее судьбу – это встреча с Сергеем Эфроном. Встретились два одиночества. Сергей болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор. Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых». Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Слайд 7

Задание 4. Какие чувства показаны в стихотворении?

Декламатор 5: «Я с вызовом ношу его кольцо!» Слайд 8

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Критик: Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов
: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.), изданные при содействии Сергея Эфрона.

Задание 5. Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать сущность своего творчества?

Декламатор 6: «Моим стихам, написанным так рано…» Слайд 9

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Биограф: М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней.  Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала им стихи. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. 
Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
 Слайд 10

Биограф: Революция – событие, которое отложило отпечаток на творчество многих поэтов. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, она находила мужества писать, ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем. Слайд 11, 12, 13

Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Генералам двенадцатого года..."

Критик: Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).

Биограф:  Эмиграция – один из тяжелых моментов в жизни поэта.
В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось.
 Слайд 14

Критик: Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой).

Биограф: 1939 год, возвращение в Советскую Россию с сыном Георгием. Муж с дочерью вернулись в Россию раньше. Трудно перелистывать трагические страницы жизненной поэмы великой поэтессы: каторжно-суровый быт времен гражданской войны, заграничные мытарства и возвращение в кощеево царство сталинщины, арест мужа и дочери, разлад с сыном. В Советской России ее стихи не печатали. Жить она могла только переводами. Она не понимала, как можно переводить с языков, которых не знаешь (грузинский, татарский и др.)

Критик: Жаловалась Борису Пастернаку, что делает только 20 строк в день, а потом их еще четыре дня переделывает. Книгу стихов Марины, которую готовили к печати в Советской России, запретили в последний момент. Своей знакомой она однажды сказала: "Человек, признавший эти стихи как формализм, просто бессовестный. Я это говорю вам из будущего". 

Биограф:  К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. Грянула война. 8 августа Марина Ивановна уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Там, в Елабуге, 31 августа 1941 года её не стало.

4. Рефлексивно-оценочный этап (7 мин.)

Викторина:

  1. Что в переводе означает имя Марина?
  2. Где и когда родилась М.Цветаева?
  3. Как звали родителей Цветаевой?
  4. Какая атмосфера царила в доме Цветаевых?
  5. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева цикл стихов?
  6. Как назывался первый альбом поэта?
  7. Кто дал высокую оценку первому сборнику стихов Цветаевой?
  8. В каком году Цветаева издает второй сборник стихов?
  9. Где и когда произошла встреча Цветаевой с С.Эфроном?
  10. Как звали детей М.Цветаевой?

Заключение (3 мин.)

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам 
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Звучит романс «В огромном городе моем ночь»

Декламатор 1: “Красною кистью...” 

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне 
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Декламатор 2: «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (стих) Слайд  3

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

                                              23 мая 1920.

Декламатор 3: «Книги в красном переплете» (стих) Слайд 4

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- "Уж поздно" - "Мама, десять строк!"...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Декламатор 4: «Пусть я лишь стих в твоем альбоме…» (стих) Слайд 6

Пусть я лишь стих в твоём альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник…
Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик…
— Пусть я лишь стих в твоём альбоме!

Декламатор 5: «Я с вызовом ношу его кольцо!» Слайд 8

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Декламатор 6: «Моим стихам, написанным так рано…» Слайд 9

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

КРИТИК

БИОГРАФ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посвящается жизни творчеству Марины Цветаевой Жизнь и творчество Марины Цветаевой 1892 - 1941

Слайд 2

… Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась…. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Слайд 3

Задание 1. Каким был мир детства М.Цветаевой? Родители поэтессы Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств Мария Александровна Мейн - «Талантливая пианистка, она открыла глаза детям на вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги»

Слайд 4

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя Марина, Я- бренная пена морская. «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Слайд 5

Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете» ?

Слайд 6

Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) «Надпись в альбом» Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из Ее первого сборника «Вечерний альбом» (1910г.) Понравились Максимилиану Волошину, который стал другом на всю жизнь.

Слайд 7

Любовь в жизни Цветаевой В 1911 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. «Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге!»

Слайд 8

Задание 4. Какие чувства показаны в стихотворении? «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Слайд 9

Задание 5. Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать сущность своего творчества? «Моим стихам, написанным так рано…»

Слайд 10

Кумиры Цветаевой

Слайд 11

Годы революции и гражданской войны (1917 - 1920) были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют. C о старшей дочерью Ариадной (Алей) муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой Добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. Стихи из цикла «Лебединый стан», посвященного именно Белой армии, она демонстративно читала на публичных вечерах: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, - Цари на каждом бранном поле И на балу. («Генералам двенадцатого года»)

Слайд 12

Дочери Ариадна и Ирина

Слайд 13

За границей. Ариадна и Георгий

Слайд 14

Эмиграция Война и революция изменила жизнь Цветаевой. В 1922году она вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону. Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине…» Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной…

Слайд 15

Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Потому что это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды.

Слайд 16

Викторина: 1. Что в переводе означает имя Марина? 2. Где и когда родилась М.Цветаева? 3. Как звали родителей Цветаевой? 4. Какая атмосфера царила в доме Цветаевых? 5. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева цикл стихов? 6. Как назывался первый альбом поэта?

Слайд 17

7. Кто дал высокую оценку первому сборнику стихов Цветаевой? 8. В каком году Цветаева издает второй сборник стихов? 9. Где и когда произошла встреча Цветаевой с С.Эфроном? 10. Как звали детей М.Цветаевой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура"....

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...

Конспект урока "Роль прилагательных в художественном тексте" 6 класс

Урок с использованием технологии критического мышления "Роль прилагательных в художественном тексте"....