Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Сорокина Лариса Ивановна
Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_l.i.no2_.doc94.08 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок по литературе в 10 классе

       Тема: Испытание любовью  (по роману И.С Тургенева «Отцы и дети»)

 Цели: 1.Выявить своеобразие системы взглядов И.С. Тургенева, его концепции любви как высочайшего проявления человеческой души.

2.Выяснить, какую роль играет любовь в жизни Е. Базарова, выдержал ли главный герой испытание любовью.

 3.Учить искусству полемики, обоснованности выводов, логике доказательств.         4. Формировать читательскую культуру.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети», выписки из критических статей.

Учитель Сорокина Л.И. МБОУ «СОШ№5»     

1. Организационный момент.

2. Тема и цели.

     - Сегодня на уроке поговорим об одной из вечной человеческой ценности-о любви. Любовь таинственна и всесильна. И. С. Тургенев всегда считал важным критерием оценки человека способность к истинной любви. Ведь любовь « оказывает на человека влияние, несравнимое с влиянием любого иного чувства, что всякий, кто по-настоящему влюблен, как бы полностью отрекается от себя, необыкновенным ощущением наполняется сердце». Иван Сергеевич видел в любви неподвластную человеку слепую стихию, нередко порабощающую его. У высших натур, по мнению писателя, чувство всегда трагично, счастье может быть только мгновенным: но, не правда ли, мгновения любви есть лучшие мгновенья нашей жизни. На протяжении всего своего творчества Тургенев остался верен своему эстетическому принципу: любовь, нередко приводящая к переоценке всех ценностей, становится пробным камнем для выявления существа натуры человека. Поэтому всех своих героев он проверяет любовью. Не исключение и Евгений Базаров. И сегодня нам предстоит найти ответы на вопросы: (на доске, прочитать).

3. Работа по теме урока.

         - В атмосфере праздности, характерной для «дворянских гнезд» любовь была чувством, которое культивировалось и поэтизировалось. Считалось, что все тонкости и нюансы этого чувства доступны лишь утонченным дворянским натурам.

А какое место занимает любовь в жизни труженика-разночинца, способен ли он к сильному и глубокому чувству, выдержит ли он испытание любовью?  Эти далеко не праздные вопросы возникали перед современниками Тургенева.

        - Известно, что русские демократы проявляли по отношению к интимной сфере человеческих чувств довольно характерную противоречивость. С одной стороны, культивировалось сознательное ограничение чувственного начала, своеобразный аскетизм; на первом месте наука, служение обществу, на втором - любовь. « Бог с ними, с эротическими вопросами, - писал Чернышевский, - не до них читателю нашего времени, занятому вопросами об административных и судебных улучшениях, о финансовых преобразованиях, об освобождении крестьян». Это самоограничение не могло не иметь определенных драматических последствий, не могло не повлечь за собой некоторых утрат человечности. А обратной стороной аскетического самоограничения была эмансипация плоти, связанная с ограниченностью взглядов на науку о биологической природе человека.

         -Современный исследователь Скатов пишет, что « для новых людей оказалась моральной и эстетической проблемой. Но проблема каждый раз вставала шире, чем только отношения мужчины и женщины, оказывалась вопросом о всем богатстве чувств, о всей полноте жизни...»

- Давайте посмотрим, каковы взгляды на любовь у Базарова до встречи с Одинцовой?

-Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет, полюбив ее (Мне не любовь теперь нужна, Занятья нужны мне иные) Рылеев

- Зачитаем о переменах, происходящих в герое!

-Что же явилось причиной всех этих перемен?

Я все забыл, дышу лишь ею,

Всю жизнь я отдал ей во власть

Благословить ее не смею

И не могу ее проклясть. ( Апухтин, 19в.)

- Теперь в душе у Базарова совершается трагический раскол. Жизнь заставляет его пережить такие ощущения, которые подрывают основу его убеждений, ставят под сомнение его философскую систему. Герой попадает в ситуацию, требующую от него нравственных компромиссов. Отречься от веры во всемогущество науки, или спасти веру или убить любовь?

«Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья»,- писал Некрасов, воссоздавая образ борца-революционера своего времени. И в реальной жизни революционеры-демократы поступали подобным образом, так, например, Н. Добролюбов , Н. Г. Чернышевский долго колебался - связать свою судьбу с женщиной или нет?

-И Базаров, мы видим, пытается победить свою любовь, но разрешить противоречия своей души он не смог: потребовались десятилетия, прежде чем была выработана новая революционная мораль.

-Тургенев постепенно подводит своего героя к главному испытанию романтической любви:

О, слушай! О, пойми-я страсти не скрываю, И я хочу сказать, что я люблю тебя-Тебя, одну тебя люблю я и желаю! ( А. Фет)

- Глава 18 , прочитаем сцену признания в любви.

-Что же оттолкнуло Анну Сергеевну от Базарова? В чем причина краха отношений Базарова и Одинцовой?

Тургенев об Одинцовой: « Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова. Это та же представительница наших праздных мечтателей, любопытных и холодных барынь - эпикуреек, наших дворянок. Ей бы хотелось сперва погладить по шерсти волка ( Базарова ), лишь бы он не кусался - потом мальчика по его кудрям - и продолжать лежать вымытой на бархате.»

     Писарев:

« Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви. Она с любопытством, свойственном холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней, прижимает ее к своей груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он не так понял, что он ошибся.

Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения... Потом он видится раза два с Анной Сергеевной, ... но они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных людей...»

-Но так ли это? Не просмотрел ли Писарев что — то главное в душе Базарова?

-Чем явился для Базарова его второй приезд? Ведь его определяют смысл его жизни, и вдруг?

( Он нарушил свой принцип: « Нравится тебе женщина, - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась. » Знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, и все равно к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому и тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности, вдруг она тоже его полюбит.)

- Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит нарушить один принцип, то какова цена всему остальному?

Что же произошло во время третьей встречи? (побыл не долго, понял, что Одинцова не изменится).

Ты бурных чувств моих чужда, Чужда моих суровых мнений.

- Еще один эпизод: « Одинцова посмотрела на Базарова; горькая усмешка подергивала ее бледное лицо. «Этот меня любил!» - подумала она. И жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку. Но и он ее понял. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте - с и будьте здоровы.»

Чтобы б то ни было земного, я не сделался рабом.

М. Лермонтов.

(- В третий раз, теперь уж последний, Базаров терпит сокрушительное поражение ).

- Как нужно было Одинцовой, чтобы Базаров остался. Но почему?

( Ей, оказавшей временно слабой и беззащитной, стало неуютно, что Базаров бесцеремонно выявил сокровенное в ней - культ денег, застал ее врасплох, выявил ее отношение к нему как интригу, неискренность) ( И отомстить...)

- А почему Одинцова поцеловала умирающего Базарова? Неужели это только прощание или жест жалости?)

( ели бы не поцеловала, то он доказал бы, что все - таки сильнее ее) ( она не позволила ему восторжествовать над собой)

- Можно ли согласиться с Тургеневым, который в стихотворении в прозе « Воробей», сказал: « Любовь сильнее смерти. - Только ею, только

любовью держится и движется жизнь» ?

- Как соотносятся эти слова с финалом романа: « Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!...?

 - Что означают слова о вечном примирении и жизни бесконечной? ( Они напоминают о бунте Базарова против законов природы, против краткости жизни, в которой человек обречен пройти через скоротечное очарование надежд на близкое счастье, осознать неизбежность утраты разочарований. Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны. Нои мятежность бунтующего сердца тоже вечная ценность. И цветы на могиле Базарова призывают нас « к вечному примирению и к жизни бесконечной», верить всесильной, преданной любви...

Верь в великую силу любви! Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий Мир, погрязший в грязи и крови... Верь в великую силу любви.

(С.Я. Надсон, 60-80г. 19в.)

4. Итог урока

- Давайте сделаем вывод по теме нашего урока. Выдержал Базаров испытание любовью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Лирика Б.Л. Пастернака " 11 класс

В этом материале затронуты темы лирики поэта, дан анализ стихов, показана связь лирики Пастернака  с русской и зарубежной музыкой....

Конспект урока по литературе по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."

Текстовое сопровождение к презентации урока по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."Викторина....

Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс

Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать  свою...

Конспект урока по литературе УМК В.Я.Коровина 5 класс на тему "Пословицы и поговорки".

Урок литературы в 5 классе по теме "Пословицы и поговорки", построен в виде конкурсной программы....

Конспект урока по литературе.Повесть "Ася" И.С.Тургенева.

Эта повесть актуальна во все времена....

Конспект урока по литературе "Любимые героини русских писателей" 11 класс

Урок по литературе о предназначении женщины в произведениях Пушкина, Толстого, Куприна....

Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс

Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс...