Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Камалова Наиля Рашитовна

На уроке учащиеся  обучались комплексному анализу текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

;Тема урока: И.С.Тургенев «Когда меня не будет...» Анализ художественного текста.

Цель: познакомить учащихся с содержанием лирической миниатюры; ввести их в атмосферу жизни и творчества писателя; развивать умение находить в тексте тропы, фигуры речи и определять их функцию; воспитывать самостоятельность, творческую активность; помочь учащимся осмыслить мотивы любви и жизни, памяти и бессмертия.

Оборудование: портреты Тургенева и Полины Виардо; музыка: Поль Мориа «История любви», Бетховен «К Элизе».

Ход урока

  1. Учитель объявляет тему и цель урока.
  2. Чтение текста учащимися. Знакомство с содержанием.
  3. Учитель читает произведение вслух на фоне музыки Поля Мориа.

Когда меня не будет...

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мои могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

  1. Обмен впечатлениями. Какие чувства испытывали при знакомстве с миниатюрой? Помогла ли музыка воспринять содержание текста?
  2. Сообщения учащихся.

Ученик 1. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе». Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о любви и чести, правде и совести, о жизни и смерти. Это своего рода лирический дневник.

Стихотворения в прозе» завершают творческий путь Тургенева. Ключевые слова «жизнь» и «смерть» формируют два тематических ряда, которые представляют собой особую картину мира.

Учитель:  Ребята, что вы знаете о жанре «Стихотворения в прозе»? В чем своеобразие этого жанра? Назовите основные признаки «Стихотворения в прозе». Какие миниатюры изучали?

 Ученик 2. «Стихотворения в прозе» -  это стихи без рифмы и размера. В них много переживаний, личных ощущений, размышлений. Главное в них - лирическое начало, ярко выраженные чувства автора. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы», «Памяти Ю. Вревской», «Мне жаль».

Учитель: Основные признаки жанра:

герой - я, его чувства;

речь эмоциональна; большое значение придается художественным средствам (средствам выразительности), поэтической фонетике, синтаксису).

Лирическая миниатюра, которую мы прочитали, посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо. (Портрет П. Виардо).

Выступления учащихся:

1. В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо.

2. Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

3. «О, мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед  его  глазами  и  он  покланяется  мне.  И  это  будет  истинная правда...   Все  мои  помыслы  постоянно  вьются  возле  Вас,  и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег».

                                                                             Тургенев - Полина Виардо.

                                                                                             1867г.

                                                                 (через 16 лет после их знакомства).

Учитель: Перейдем к анализу миниатюры. Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.

(Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы).

Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.

Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.

Мотив красоты (умиленные красотою).

Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

Мотив жизни (переживешь меня).

Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).

Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:

Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.

Учитель: Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения? Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

Запишем в I колонку слова и сочетания слов, связанных с грустной тональностью:

  1. печаль;
  2. когда меня не будет;
  3. рассыплется прахом;
  4. могила;
  5. отсутствующий;
  6. застенчивая грусть.

Во II колонку - светлой тональностью:

  1. любил так нежно;
  2. не забывай;
  3. протяни руку;
  4. отрадно думать;
  5. умиленные;
  6. сладкие слезы.

Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая

(жизнеутверждающая).

- Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?

Ученики: Текст можно разбить на 2 части; в I - она - ее память, во II части – я (герой) - его чувства.

- Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я

любил так глубоко и так нежно!)

- Кольцевая   композиция   помогает  лирическому   герою   более

эмоционально   выразить   свои   чувства.   Текст   построен   на   внутреннем монологе.

- Ребята, вспомните  фигуры речи:  антитеза,  повторы,  градация,

перифраз,  обращения,  инверсия,  фигура умолчания  и  другие. Какие  из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?

Ученики: антитеза: (не забывай - не вспоминай, жизнь - смерть. Контраст усиливает чувства);

повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства);

                    обращения: единственный друг (создается образ друга);

градация: книга - страница - строка - слова;

перифраз:        рассыплется       прахом       (умрет),         (усиливает выразительность).

- Какая из найденных фигур главная?

Ученики: Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной. Эмоциональные и психологические паузы.

Учитель: Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет...» Какое заглавие больше соответствует тексту?

Ученики: «Когда меня не будет...» содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.

Учитель: Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.

Ученики: Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.

Учитель: С помощью эпитетов передается интимность, сокровенность. А как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?

Ученики: Это оксюморон - слезы радости, умиления.

Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.

Учитель:  Ребята,  вы,  наверное,  обратили внимание на художественные детали. Назовите их. Определите, как эти детали помогают установить связь между настоящим, прошлым и будущим?

Ученики: рука (реализуется связь будущего с настоящим); слезы (связь настоящего с прошлым); книга (прошлое и настоящее); могила (связь с будущим).

Учитель: Есть ли интерьер? Каковы пространственные параметры?

Ученики:   Интерьера   нет.   Но   слово   «могила»   говорит   о   будущем.   В последнем  абзаце льются  слезы, очищающие  и объединяющие  в  одном порыве.

Учитель: Он и она живут в сердце, в памяти. Это история души, любви. Это их    тайна.    Обратим    внимание    на    синтаксические,    морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.

Ученики:  Предложение   сложные,    простые   осложнены    обращениями, однородными членами, вводными словами.

Учитель: Какая часть речи преобладает? Почему?

Ученики:   Тургенев   использует   глаголы   в   повелительном   наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.

Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты, тобой.

Любовь - это чувство, таинство двух сердец, это умиление красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.

Учитель:    Музыкальность, напряженное    состояние    души   передает

звукопись. Найдите предложение: «Но в часы уединения...» Какие звуки слышатся чаще? («с», «з»). Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты. А в предложении «Прочти...». Аллитерация «р», «п», ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.

Вывод: Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

Стиль Ивана Сергеевича Тургенева отмечает эмоциональность, откровенность, глубина, насыщенность лексическими средствами. Мелодию стиха создают повторы, инверсия, звукопись, поэтические приемы. «Стихотворения в прозе» - это ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли», - писал Анненков Павел Васильевич. Я думаю, что очень созвучна с миниатюрой Тургенева музыка Бетховена «К Элизе» (звучит музыка).

Домашнее задание: написать сочинение «Мое восприятие стихотворения «Когда меня не будет...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников,  как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....

План анализа стихотворения и прозы

План анализа стихотворения и прозы...

Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби"

Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби". Составление речетворческой карты  к слову "голубь"...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

Комплексный анализ стихотворения В. Ходасевича "Дактили"

Работа представляет собой примерный образец комплексного анализа стихотворения Владислава Ходасевича "Дактили". Такое задание было предложено на муниципальном этапе олимпиады по литературе в...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"

В данной  методической  разработке  содержится  методика  проведения  урока  литературы, на котором  обучающиеся  учатся  анализировать стихотворение ...