Литературный вечер к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
методическая разработка по литературе на тему

Платонова Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon литературный вечер38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

с углубленным изучением отдельных предметов

Литературный вечер

«Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

(к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина)

Автор сценария: учитель русского языка и литературы Платонова Елена Владимировна

Дата проведения: 12 сентября 2015 года

г.о. Орехово-Зуево

2015 год

Цель: нравственно-эстетическое воспитание детей.

Задачи:

1. Прививать детям интерес к русской литературе.

2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений.

3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.

Оформление: презентация, видеоаппаратура, сборники стихов С.Есенина, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А.Кольцову»; свечи в подсвечниках.

Рекомендации по проведению мероприятия:   Для удобства воспроизведения  кадров фильма необходимо заранее сделать выборку определенных эпизодов и записать их на диск в определенной последовательности. Количество ведущих может варьироваться, но к чтению стихотворений (по возможности и к исполнению романсов) необходимо привлекать детей.

Данное мероприятие рассчитано на детей от 12-14 лет, т. е. с 6 класса и старше.

Ход мероприятия

   Звучит песня на стихи С. Есенина “Под окном черемуха колышется…”. Демонстрируются слайды: портреты Есенина разных лет, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А. Кольцову».

Ведущий 1: 1918 год. Чудо кинематографа сохранило для нас «живого» Сергея Есенина. Мы видим его молодым и красивым.

Чтец 1:

Тоскуют, тоскуют березы,

Осенним исходят дождем

И желтые листья, как слезы,

Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,

И вдруг замирают в забвенье,

И шепчут тоскливо кому-то:

“Есенин, Есенин, Есенин…”

(Татьяна Смертина)

Ведущий 1:  Что мы знаем о Сергее Есенине? Его стихи – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее? Знаем ли мы ее? О бурной жизни, о романах поэта говорят и пишут очень много. А что мы знаем о детстве Есенина? Мудрые люди говорят, что все наши удачи и поражения корнями уходят именно туда, в детство. Так что же мы знаем о детстве великого русского поэта?

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» были страной его детства.

Чтец 2:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

Демонстрируются слайды видеофильма «Родина С. Есенина»

Ведущий 2:  «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын», - не без гордости писал поэт в 1925 году. О своих родовых крестьянских корнях Есенин с достоинством говорит в автобиографиях. «Я сын крестьянина», - читаем мы в начале автобиографии, написанной им в 1922 году. «Сын крестьянина Рязанской губернии», - сообщает поэт о себе в незавершенной автобиографии, относящейся к 1923 году. «Я родился, - писал Есенин в 1924 году, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уезда.  Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово».

Ведущий 1: Детство без родителей оставило в душе Есенина глубокую травму. Пережитое в детстве отозвалось не одной грустной, тревожной нотой в юношеских стихах поэта.

Догадался и понял я жизни обман,

не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто не страданью, ни горю, -

писал шестнадцатилетний Сергей Есенин в стихотворении «Моя жизнь».

Ведущий 2:  О жизни в доме деда и бабки, где прошло детство поэта, кое-что он поведал сам.

Чтец 3:

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя.

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Ведущий 2:  «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе...

Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, расказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».

Звучит русская народная песня

Ведущий 1: И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов:

Года далекие,

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело...

Ну, а если тянет -

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл».

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.

Ведущий 2: Трое взрослых неженатых сыновей Федора Андреевича Титова каждый по-своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил поэт позднее, озорные и веселые. Они сажали трех-четырехлетнего мальчугана на лошадь и пускали ее в галоп или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки.

Ведущий 1: Заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», - признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд.

Чтец 1

Под окнами

Костер метели белой.

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот...

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

Порой зевая

И крестя свой рот.

Ведущий 2:  Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением от рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин.

Чтец 4

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Ведущий 1:  Так рос маленький Есенин под присмотром бабки и деда. Но его жизнь за стенами дома Титовых была иной. «Уличная же моя жизнь, - писал поэт в 1924 году, - была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, начала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало».

Ведущий 2: Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. Особенно любил бывать Есенин в лугах во время сенокоса. В эти дни село как бы вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьей в шалашах, привольно, весело, шумно. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки...

Чтец 5

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ведущий 1:  Часто вместе с деревенскими ребятами Есенин отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. «Ночью луна, - вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Ведущий 2:  Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

Чтец 2

Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет».

Ведущий 1:  «За озорство, - вспоминает Есенин, - меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его на трожь. Он так будет крепче».

Ведущий 2:  В автобиографии 1923 года Есенин писал, что его «детство прошло среди полей и степей».

Чтец 6

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняся, дремлет

Под звуки песен соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

Ведущий 1:  Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, «моет лапкой рот»; как переживал, что лошади на Оке чуть было «не выпили» луну; как однажды был удивлен, увидев, что «словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом»...

Ведущий 2:  Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к Родине.

Чтец 3

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Звучит песня на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая...”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Литературная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена. В ней изложен материал о годах, проведенных А.С.Пушкиным в Лицее...

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

Литературный  вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.«Он был источник дерзновенный…»...

Проект "Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"

Литературный вечер - это прекрасная возмоность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и чувствами о творчестве и личности писателя, поэта. Общение с миром литературы проис...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...

Литературная гостиная, посвящённая 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.

Данная методическая разработка посвящена творчеству Сергея Александровича Есенина. Эта тема актуальна в любое время....