"Трагедия океанического человека" (Максим Горький и его судьба)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лазукина Надежда Юрьевна

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Трагедия «океанического человека»

(Максим Горький и его судьба)

  1. час)

           Цель  урока: овладение учащимися новым материалом

 Задачи:

- обучающие познакомить учащихся с личностью А.М.Горького как одной из гигантских трагических фигур ХХ века.

-развивающие  развитие мышления учащихся посредством поиска ответов на проблемные вопросы

-воспитательные  на примере жизни и творчества М.Горького  воспитание у учащихся таких качеств, как: честность, совесть.

Тип урока изложение нового материала.

Формы работы учащихся   коллективное обсуждение

Необходимое техническое оборудование  компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

1

2.

Мотивационный

ЭОР № 1. Аудиофрагмент.

Звучит художественное чтение произведения М.Горького «Песня о Буревестнике» в исполнении Владимира Яхонтова.

http://www.staroeradio.ru/audio/14966

Интернет-ресурс: «Старое радио», участник программы «Детский Интернет»

Включает  ЭОР № 1.

Предлагает ответить на  вопрос: Как называется это произведение? Кто его автор? Что вы знаете о нем?

 В случае отсутствия ответа поясняет, что это знаменитая «Песня о Буревестнике», написанная Алексеем Максимовичем Горьким в 1901 году в Нижнем Новгороде сразу после его поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в журнале «Искра» и вызвала переполох в среде жандармов. Журнал был закрыт, но «Песня» была включена в сборник революционных стихов, выходивших за границей.

Большевистская пропаганда многократно использовала образы «Песни о Буревестнике», отчего, зачастую, произведение воспринимается только в политическом и временном контексте.

 Однако в «Песне о Буревестнике», кроме призыва бури, звучит вечная тема одиночества отважного героя и противопоставление этой отваги обывательской трусости и ограниченной серой жизни.

Все это говорит о неоднозначности произведения Горького, как неоднозначна была и фигура его автора.

Слушают аудиозапись. Пробуют дать ответ.

В процессе беседы с учащимися на доске оформляется кластер: записываются сведения о М.Горьком, которые уже известны учащимся и которые они узнают в ходе урока.

Длительность аудиофрагмента 3,52

3

3.

Усвоения новых знаний и способов действий

 Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на ключевые слова: «океанический» (что это может значить?) и «трагедия» (в чем трагедия? Почему?).

Эпиграфы к уроку:                                                          1.Гений – это нация в одном лице. (Ф.Абрамов)                      2.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую…"    (М.Горький)                      

Записывают тему урока и эпиграфы в тетрадь.

2

ЭОР № 2. Портрет писателя.

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f52913.jpg

Интернет-ресурс «Урок в формате А4»

Слово учителя:  

В литературе уходящего столетия вряд ли найдется художник, который был бы столь знаменит, как Горький. И творчество, и многие обстоятельства биографии – все способствовало всеохватной, воистину невиданной славе художника, вознесенного на горние вершины жизни с самого ее дна. Самоучка-уникум, ставший энциклопедически образованным человеком, он словно бы персонифицировал в себе духовные силы нации, пробуждающейся для «невиданных перемен». Дебютантом он вступил на рубеже веков в напряженный интеллектуальный диалог с двумя крупнейшими художниками мира –  Львом Толстым и Антоном Чеховым, - и вступил как равный. Восторгаясь величием Горького, Б.Пастернак называл его «океаническим человеком», современники молвили восхищенно: не человек, а гоголевский Днепр!

Предлагаю вашему вниманию два видеофрагмента.

Слушают учителя.

2

 

4.

Актуализация знаний.

 Ответ на проблемный вопрос  элементами дискуссии.

 

ЭОР №  3. Документальный фильм (учебный фильм о М.Горьком)

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&filmId=PgJsG9piUXI%3D

Предлагает посмотреть документальные фильмы о М.Горьком и после просмотра принять участие в беседе по вопросу: Какие ощущения у вас остались после просмотра данных  фильмов? Что нового вы узнали?

Включает ЭОР № 3 и 4.                  

Слово учителя после просмотра документальных фильмов:        волею исторических обстоятельств Горький в 20-30е годы стал объектом пересечения нескольких политических сил. Сторонник преобразования действительности в духе социализма, много лет он прожил на Западе в условиях капиталистической системы, с тревогой следил за рождением фашизма. Особенность положения Горького в 1930-е годы проницательно охарактеризовал Стефан Цвег: «Горький хорошо знает, что весь мир ждет от него свидетельств: Советы ждут, чтобы он высказался за них и все одобрил, а другие ждут, чтоб он все осудил. А он молчит, и кто способен понимать, может понять и его молчание… Его положение трагично».

Вопрос учащимся: Что нового узнали о М.Горьком?

                                                           

Смотрят документальный фильм. Коллективно обсуждают увиденное.

Варианты кластера:

Великий писатель, общественный деятель, председатель 1 Всесоюзного съезда советских  писателей, прозаик, публицист, драматург, мыслитель, национальный герой, одинокий, пленник, честь, совесть, правда, 1868-1934

Инициатор серии «Жизнь замечательных людей», «Всемирная литература»

Длительность видеофрагмента 18 мин

ЭОР № 4. Документальный фильм. Фрагмент лекции Андрея Кончаловского о М.Горьком.

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&filmId=mQML3sues3M%3D

Длительность фрагмента 4 минуты

ЭОР № 5. Скриншот странички.

http://rusforus.ru/viewtopic.php?f=60&t=5319

Интернет-ресурс: Русский язык для нас. Форум любителей русской словесности

Слово учителя: вернемся к эпиграфу урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую…"    

Вопрос: Что именно подразумевать под гниением и под горением? А какую форму жизни, по-вашему, выбрал сам автор этого афоризма?


Принимают участие в полемике.

4

5.

Формулирование выводов урока

Возможные варианты:

  1. Судьба М.Горького соткана из противоречий. Здесь есть все – от явного компромисса и восславлений вождя, до скрытого противостояния ему и даже прямого резкого протеста.
  2. Судьба Горького трагична. В ней отразились глобальные противоречия века, и в первую очередь трагедия России и ее интеллигенции.

Формулируют выводы урока. записывают в форме тезисов в тетрадь

4

6.

Объяснение домашнего задания

ЭОР № 3. Материалы сайта «Урок в формате Ф4».

Объясняет домашнее задание с указанием ЭОР.

Используя материалы сайта «Урок в формате А4», подготовить краткое сообщение «Как я представляю себе М.Горького»

Записывают домашнее задание в дневник

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда трагедия становится судьбой

Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...

Афанасий Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. Презентация.

В презентации представлен материал о жизни и творчестве Фета. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет н...

Трагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова Судьба человека

Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности...

урок-память "Когда трагедия становится судьбой"

Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....

урок-память "Когда трагедия становится судьбой"

Управление образованием Яшкульского  РМО                МОУ  «Хартолгинская средняя общеобразовательная школа» Районный семинар  учителей ру...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...