Обобщающее занятие "Жизнь и творчество С. Есенина".
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Свежинцева Галина Николаевна

Необходимые условия: деление участников на две равносильные команды, строгая последовательность выполняемых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_s._eseninu.odt13.33 КБ

Предварительный просмотр:


Обобщающее занятие  "Жизнь и  творчество С. Есенина".

Форма: интелллектуальная игра.

Участники: учащиеся 10 класса.

Оборудование: медиапроектор, компьютер.

Необходимые условия: деление участников на две равносильные команды, строгая последовательность выполняемых заданий.

 Цели занятия: Обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков методом тестирования, углублённого исследования.

Начало занятия: чтение десятиклассниками стихотворений: "Не жалею, не зову, не плачу"..., "Низкий дом с голубыми ставнями",       " Быть поэтом..."

Формулировка темы: "Жизнь и творчество Сергея Есенина".

Представление команд, участниц обобщающего занятия.

Представление членов судейской команды: учителя- филологи.

Ход игры:

 Тестирование. (Командное решение тестов на точность и скорость)

  1. Где родился С. Есенин?

         а)Орловская губерния

         б)Воронежская губерния

         в)Рязанская губерния

  1. Кем воспитывался поэт?

         а) дедами и дядьями

        б)тёткой

        в)матерью и отцом

  1. Кем работал Есенин, окончив учительскую школу?

      а)продавец книг в лавке

      б)помощник корректора в типографии

      в)учителем в сельской школе

  1. Годы жизни С. Есенина:

      а) 1890 - 1960

      б) 1880  - 1921

      в) 1895  - 1925

  1. В каком литературном объединении участвует поэт?

      а) футуристы

      б) имажинисты

      в) символисты

      г) акмеисты

  1. С кем из поэтов лично знаком С. Есенин?

      а) А. А. Фет

      б) М. Ю. Лермонтов

      в) А. Блок

      г) Н. А. Клюев

  1. Как называется первый сборник стихотворений С. Есенина?

     а) «Сельский часослов»

      б) «Голубень»

      в) «Преображение»

      г) «Радуница»

  1. Какой цвет является главным в творчестве поэта?

      а) красный

      б) жёлтый

      в) синий

  1. Установите правильную последовательность жён С. Есенина:

         а)  Зинаида Николаевна Райх 2

         б)  Анна Изряднова 1

         в)  Айседора Дункан 3

         г)  Софья Андреевна Толстая 4

    10.  За что переживает С. Есенин в совершившийся Октябрьский переворот?

          а)  за убитых в революции невиновных людей

          б)  за погубленную деревенскую Русь

          в)  за уходящую молодость

  1. Ассоциации. Каждой команде по картинке назвать стихотворение С. Есенина и зачитать  его строки.

«Отговорила роща золотая», «Письмо матери»,

«Белая берёза», «Сыплет черёмуха снегом»,

«Край ты мой заброшенный», «Нивы сжаты, рощи голы», «Зелёная причёска, девическая грудь», « Поёт зима, аукает» 3. Растолкуйте слово. В четверостишьях выделены слова. Необходимо дать толкование  этим словам.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом (хороводом)

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,(полевые полосы)

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

          Пахнет рыхлыми драчёнами;( блины с яйцами, молоком и маслом)

        У порога в дежке квас,

        Над печурками точёными

        Тараканы лезут в паз.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.(сумерки)

  1. Работа с художественными средствами выразительности.

 «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Душа грустит о небесах... ( стр.108,112)

  1.  Закончите четверостишье .(Задание даётся командам на  точность и скорость)

 За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой    …... (плетень)

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной  ….....(ветерок)

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе …... (монастырь)

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и     …....(кресту)

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу   ….(мою).

(На экране появляется правильный ответ)

  1. Установите правильную последовательность стихотворений С. Есенина:

Снежная замять  крутит бойко,

По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость.

Где моё счастье? Где моя радость?

Всё укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.   4/5 октября 1825 г.

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где -то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мёртвой колотушкой.      1910 г.

Иорданская голубица

Земля моя златая!

Осенний светлый храм!

Гусей крикливых стая

Несётся к облакам.

То душ преображенных

Неисчислима рать,

С озёр поднявшись сонных,

Летит  в небесный сад.

А впереди их лебедь.

В глазах, как роща, грусть.

Не ты ль так плачешь в небе,

Отчалившаяся Русь?    20 - 23 июня 1918 г.

(или)

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь.     1917 г.

  1. Подведение итогов. Слушанье песен на стихи С. Есенина.
  2. Объявление команды - победителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"

План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "

Конспект  для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...