Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Честных Валентина Юрьевна

На уроке обучающиеся систематизируют знания по творчеству поэта, развивают навыки анализа художественного произведения, подбирают яркие цитаты, характеризующие героев поэмы, выясняют, как решается проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме и в жизни, работают со словарем, подбирают высказывания писателей и поэтов о счастье.

Для проведения урока обучающиеся делятся на микрогруппы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_nekrasovu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Г.МИЧУРИНСКА    ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ

ПО  ТЕМЕ:

« ПРОБЛЕМА  СЧАСТЬЯ,  ДОЛГА,  СМЫСЛА  ЖИЗНИ  В

ПОЭМЕ  Н.А. НЕКРАСОВА   «  КОМУ  НА  РУСИ  ЖИТЬ ХОРОШО»

 

  УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                                   ЧЕСТНЫХ  ВАЛЕНТИНА  ЮРЬЕВНА

МИЧУРИНСК                                                                                

ПЛАН  УРОКА

                                                                                                                                     

Тема: « Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А Некрасова « Кому на Руси жить хорошо».

Цели:

  1. добиться понимания решения вопроса о путях выхода к свободе и счастью, раскрытия богатства, сложности, противоречивости русского крестьянства;
  2.  развивать навыки анализа художественного произведения, работы с книгой, умение подбирать яркие цитаты, характеризующие героев поэмы;
  3.  воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, интереса к предмету, умение общаться в группе.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: История « Реформа 1861  года».

Учебно-материальное оснащение: поэма Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», видеосюжет « Биография Н.А.Некрасова», аудиозаписи песен Г.Добросклонова ( «Доля народа», «Средь мира дольнего», «Русь»), записи на кадоскопе о счастье, сборники стихотворений Некрасова, иллюстрации , рисунки, портреты главных героев поэмы.

Ход урока.

 

1.Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка списочного состава, психологический настрой).

2. Проверка знаний по ранее изученному материалу.

     Вопросы по видеосюжету:

  1. Какие стихи прозвучали в этом видеосюжете?
  2.  Для чего покупает поэт имение Карабиха?
  3.  Кому отдает Некрасов свой дом?
  4.  С какими передовыми журналами того времени сотрудничает Н.А.Некрасов?
  5.  Как отзываются крестьяне о поэте?
  6.  Какие стихи и поэмы были написаны во время охотничьих странствий?
  7.  О какой поэме идет речь?

Объяснение новой темы.

 Продолжая изучение поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», называю вам тему сегодняшнего урока.

 Но прежде чем приступить к ее изучению, предлагаю вам ответить на вопрос: как вы понимаете, что такое счастье?

Итак, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как решается проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Для проведения урока групп делится на микрогруппы. Деятельность микрогрупп будет осуществлять эксперт.

                                                 

План:

1.Словарная работа.

2.Задание обучающимся.

3.Историческая справка ( выступления обучающихся).

4.Работа с текстом произведения в микрогруппах.

5.Комментирование песен Гриши Добросклонова.

  1. Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание. На доске записаны слова, встречающиеся в тексте поэмы, правописание которых вам надо запомнить.

 

В словарь- Русь, Россия, заступник, обездоленный, странники, спасенный.

        2.  Задание обучающимся: по ходу изложения нового материала каждая микрогруппа должна составить план по теме урока.

         3.  Историческая справка.

          а/ 19 февраля 1861 года Александр П издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ? Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

            Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие  с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп – временно-обязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности ( платить оброк или отрабатывать барщину ).

            б/ Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же  выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который  они получали до реформы.

              Нищенский надел не мог прокормить крестьянина и ему  приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни.

             в/  Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после « освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившиеся в отказе принять эти документы.

             Как же воспринял Н.А.Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения?  Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского: « В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части « Положения о крестьянах». « Да разве это настоящая воля! – говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать его». Н.А.Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

              Начало поэмы « Кому на Руси жить хорошо» - с знаменательными названиями губернии, уезда, деревень приковывает наше внимание к бедственному положению народа.

                                       « В каком году рассчитывай

                                           В какой земле угадывай

                                           На столбовой дороженьке

                                            Сошлись семь мужиков

                                            Семь временнообязанных

                                            Подтянутой губернии

                                            Уезда Терпигорева

                                            Пустопорожней волости

                                            Из смежных деревень

                                             Заплатово, Дырявино,

                                             Разутово, Знобилино,

                                             Горелово, Неслово,

                                             Неурожайка тож...

            Поэма – путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущая панорама жизни. В центре поэмы не судьба отдельной личности, а широкий охват народной жизни. И вопрос по которому разгорается спор – самый главный в жизни всего крестьянства. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке крестьян оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как о материальном благополучии.

            Вопрос о счастье, который будут решать странники – не личный, а общественный и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства.

            А теперь проследим по тексту поэмы, как автор передает динамику нарастания спора, чтобы сделать выводы по теме урока.

Задание для микрогрупп: Найдите строки в поэме, в которых говорится о понимании счастья различными героями.

  1. Счастье в понимании попа. ( Глава « Поп»)  Чтение цитат из текста.
  2. Какое же дворянское понимание счастья? ( Глава « Помещик») ( Богатство, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть над людьми)

Помещик Оболт-Обалдуев считал труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия.

Чтение цитат из текста.

- Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?

( Глава « Счастливые»)

            Выслушав эти рассказы « Счастливых» странники отвергают мужицкие представления о счастье « дырявом с заплатами», « горбатом с мозолями».

  1. Ермила Гирин  ( Чтение цитат из текста)

        -  Как же удалось простому крестьянину завоевать доверие людей? Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий « счастливо». « вольготно», « счастье», «воля»,»свобода».

      4.  Матрена Тимофеевна. ( Чтение цитат из текста)

       Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Счастье Матрены – не стать солдаткой, найти силы молчать, терпеть и растить детей.

5.Савелий – богатырь святорусский. ( Чтение цитат из текста).

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучия в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Рассказы о жизни этих героев убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Н.А.Некрасов считал, что « наше счастье невозможно без счастья других».  « В каких бы условиях ни стоял человек, он не может быть вполне счастливым, если его окружают несчастливые». Так преобразовывалась идея поэмы. Ввод в поэму Гриши Добросклонова связан прежде всего с новым решением заглавного вопроса.

6. Гриша Добросклонов . ( Чтение цитат из текста).

В чем его счастье?

Его счастье в том, что он пишет песни для народа.

Комментирование песен Гриши Добросклонова.

            1 микрогруппа  -  « Доля народа» ( прослушивание грамзаписи)

            2.микрогруппа -  « Средь мира дольнего».

            3 микрогруппа -  « Русь».

Итак, поэт создает « народную книгу». Гриша, по оценке автора, счастливый человек. За время путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Они единодушно называют счастливым Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.

        Счастье Гриши не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника. В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов находит смысл жизни. Только  в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека.

Закрепление.

а/ Как же решается проблема счастья в поэме?

б/ Чьи образы положил в основу Некрасов, рисуя Гришу Добросклонова?

в/ Чтение составленных планов по теме урока.

Итог урока, комментирование оценок.

        Произведение Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни. А человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет его найти.

        В начале урока мы пытались ответить на вопрос, что такое счастье?

Вы говорили, что это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой.

        А мне хочется закончить сегодняшний урок стихотворением Э.Асадова «Что такое счастье?»

                                 

                                 Что же такое счастье?

                                  Одни говорят страсти:

                                  Карты, вино, увлеченье –

                                  Все острые ощущенья.

                                                               Другие верят, что счастье –

                                                             В окладе большом и власти

                                                             В глазах секретарш увлеченных

                                                             И в трепете подчиненных.

                               Третьи считают, что счастье –

                               Это большое участье:

                                Забота, тепло, внимание

                                И общность переживанья.

                                                             По мненью четвертых – это

                                                             С милой сидеть до рассвета,

                                                             Однажды в любви признаться

                                                              И больше не расставаться.

                                Еще есть какое мненье,

                                Что счастье – это горенье,

                                 Поиск, мечта, работа

                                 И дерзкие крылья взлета.

                                                             А счастье, по-моему, просто,

                                                             Бывает разного роста

                                                              От кочки и до Казбека

                                                             В зависимости от человека.

Эксперт объявляет оценки, учитель комментирует их.

На доске проецируются высказывания о счастье.

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.

                                                                                                 Д. Дидро.

Человек не может быть счастлив, когда страдает весь мир.

                                                                                                  Л.Н.Толстой.

Счастье – это когда тебя понимают.

                                                      П. Васильев.

Счастье – это не только иметь, брать, получать, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

                                                      В. Чивилихин.

Домашнее задание:

  1. Стр. 157-159. Лебедев.
  2. Песню « Русь»  наизусть.
  3. Сочинение-миниатюру « Мое понимание счастья».        

Литература.

  1. М. М. Гин. О своеобразии реализма Н. А. Некрасова – М, - 1996.
  2. Н. Скатов.
  3. Г. И. Успенский «Кому на Руси жить хорошо». Письмо в редакцию.
  4. О. Федотов. Поэзия II пол. XIX века – М, - 2000.
  5. И. В. Грачева. Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М, 2001.
  6. Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. – Л, 1980

      7. Грачева И. В. Притча, ставшая песней. – Россия молодая, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Что такое счастье? Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.Подтвержде...

Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать образы крестьян в поэме.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произве...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...

Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...