Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Исламов Дмитрий Фаритович

Урок в рамках нового ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дубровский и Маша29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6б классе по литературе:

тема «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

подготовил учитель русского языка и литературы

Исламов Дмитрий Фаритович

МАОУ Лицей № 46

Учебное пособие: Коровина В.Я. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2010 г.

Цели урока: познакомить с А.С. Пушкиным как с писателем, его писательской судьбой. Комментированное чтение и идейный анализ романа во взаимосвязи с художественными особенностями, тренировка навыков выразительного чтения, чтения в форме диалога, инсценировок эпизодов; развивать самостоятельную деятельность учеников по поиску необходимой информации, давать ощущение «присутствия в действии»; продолжать деятельность по развитию креативного мышления; создавать условия для развития навыков дискуссии; развивать навыки групповой деятельности; развивать понимание литературы «как зеркала душ», как «источника опыта поколений»; воспитывать уважительное отношение к авторскому труду, умение правильно подбирать языковой материал для собственных высказываний, ответов, формировать умение устанавливать взаимосвязь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью; совершенствовать умение принимать различные точки зрения.

                        Планируемые результаты:

  1. предметные: дать новые подробности из жизни классика А.С.Пушкина, развивать деятельность по пониманию романа и раскрытию философских и эстетических проблем данного произведения, поддерживать интерес юных читателей, довести до учащихся общность стремлений литературы и жизни - гуманизм;
  2. познавательные УУД: нахождение и использование нужной информации, высказывание на уроке на основе истинного понимания, а не механического зазубривания, лёгкость в освоении художественного текста, чтение «со смыслом», изменение текста для установления общих закономерностей, анализ, умение приводить доказательства;
  3. личностные УУД: «найти себя», нравственность и этика как эталоны в обществе, способность к самостоятельно и адекватно оценивать свои действия, поступки, совершенствовать духовно-нравственные качества личности, использование для решения задач познания различных источников информации и методов;
  4. регулятивные УУД: установление целей, составление плана, самоконтроль, нахождение и понимание учениками того, что уже пройдено и что еще нужно осознать, рефлексия, самоконтроль;
  5. коммуникативные УУД: план учебного взаимодействия с педагогом и одноклассниками, умение правильно подбирать лексику для речевой ситуации, умение уверенно отстаивать своё мнение.

Средства обучения:

  1. Учебные пособия: (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, репродукции картин
  2. Медиаобеспечение (проектор, экран, электронная доска или плазменный телевизор с чтением USB и подключением через HDMI-кабель, ноутбук с выходом в Интернет, видеовырезка из художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»).

Литература:

  1. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
  2. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2009.
  3. Литература в 6 классе «Урок за уроком». Б.И. Турьянская, Изд-во: Москва, 2002.
  4. Литература. 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина,

В.П. Журавлёв, В.И. Коровина.

Работа со словарём: (Словарь Ожегова и Шведовой).

  1. Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; интимные отношения и др.
  2. Романтика - то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению. Р. творческих исканий. Р. трудных путей. Р. Севера. II прил. романтический, -ая, -ое.

Эпиграф: «Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном, ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее даже умирая»

Э Гольдернесс

Межпредметные связи: история России, изобразительное искусство, лингвистика.        

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Имена и женские образы в русской литературе (http://rusnamelit.narod.ru/rusname.html)
  2. Литературный музей А.С. Пушкина (http://www.vilniausmuziejai.lt/a_puskinas/zizn_i_tvorcestvo_puskina/index.htm)

  1. Сеть учителей и работников образования (http://imteacher.ru/)

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА, ЕГО ХОД

Блоки

Формирование универсальных учебных действий

Действия учителя

Действия учеников

Методы обучения

Введение в урок

личностные: внимательность, уважение к одноклассникам;

коммуникативные: выстраивание учебного взаимодействия с педагогом, одноклассниками;

регулятивные: концентрация умственной деятельности, самоконтроль

Добрый день! Садитесь, пожалуйста! Желаю плодотворной деятельности и здоровой дискуссии всем на нашем уроке. (Важно правильно создать психологический климат для результативной деятельности)

Рассаживаются, проверяют, все ли предметы к уроку на своём месте.

Объяснительно-иллюстративный

Ориентирование на учебную работу

личностные:

приоритет духовных и нравственных основ в воспитании подрастающего поколения, воспитание толерантности по отношению к традициям и нравам других народов; коммуникативные УУД: выстраивание учебного взаимодействия с педагогом, одноклассниками; умение образно и точно выражать своё мнение в речевой ситуации

Сегодня мы подробно обратимся к образам двух героев романа «Дубровский» - Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой. Мы с вами уже говорили о том, как менялось представление о юном офицере с начала произведения по ходу событий. Главные качества, которые унаследовал Владимир от отца – честность, благородство, чистота душевных помыслов

Восстановление сведений, полученных на прошлом уроке, в памяти.

Объяснительно-иллюстративный

Восстановление сведений и выявление пробелов в знаниях

познавательные УУД: выявление и использование нужных сведений, ответ по принципу осмысленного, добровольного объяснения, осмысленная работа с текстом, использование нужных эпизодов, фрагментов, изменение текста для выявления закономерностей; анализ, умение приводить доказательства;

коммуникативные УУД: выстраивание учебного взаимодействия с педагогом, одноклассниками; умение образно и точно выражать своё мнение в речевой ситуации

Почему же Владимир Дубровский не дал волю бушующим в нём страстям и не совершил преступление?

Кто стал причиной отступления молодого мстителя от своего жуткого решения? Давайте зачитаем фрагмент, когда Владимир по просьбе Марии отказывается от величайшего счастья своей молодой жизни.

Всё дело в том, что Владимир Дубровский полюбил Машу Троекурову. (Читают со слов: «Вдруг раздались крики погони...») стр. 133

Репродуктивный

Выявление причин пробелов в знаниях и постановка целей урока учащимися

личностные: приоритет духовных и нравственных основ в воспитании подрастающего поколения, воспитание толерантности по отношению к традициям и нравам других народов; приобщение к различным видам информации для работы

регулятивные УУД: постановка целей, составление плана, рефлексия, самоконтроль;

коммуникативные УУД: выстраивание учебного взаимодействия с педагогом, одноклассниками; умение образно и точно выражать своё мнение в речевой ситуации

Предлагаю вам внимательно вчитаться в эпиграф сегодняшнего урока. Почему я решил обратиться именно к данному выражению? Пусть подсказкой вам станет не только знание текста, но и иллюстрации с изображениями главных героев.

Я с вами полностью согласен. Тогда давайте вместе попытаемся дать определение теме сегодняшнего занятия.

Хорошо, давайте запишем в тетради.

Теперь скажите, пожалуйста, чего должны мы сегодня добиться на уроке, какие вопросы решить?

Тогда я предлагаю вам заглянуть в словарь Ожегова и найти лексические значения слов «романтика» и «любовь». Прочтёт вслух…

Как вы можете видеть, в словаре несколько значений слова «любовь». Какое же значение больше подходит для обсуждения романа?

Хорошо. Предлагаю

записать эти понятия в тетрадь. И не забудьте выделить их цветным шрифтом.

Скажите, а как вы понимаете, что такое любовь?

Любовь – это нечто высшее, что заставляет людей волноваться, а сердце начинает биться быстрее. Порою человек ищет причины возникновения этого чувства, но оно слишком загадочно, поэтому каждый из вас понимает любовь по-своему. Случается, что она заставляет идти людей на решительные действия, связанные с риском.

Учащиеся вспоминают о том, с какой силой чувства Дубровский говорил Марии о том, что счастье для него уже в возможности охранять её покой. Кроме того, он попытался освободить её от ненавистных брачных уз, жертвуя жизнью.

«Чувства главных героев»

«Любовь Маши и Владимира»

«История отношений Дубровского и Троекуровой как основа романтической линии»

Записывают.

Продолжить разбор произведения по главам.

Понять, какие чувства испытывают Маша и Владимир друг к другу.

Обращаться к тексту, чтобы доказывать своё мнение.

Проявить свои актёрские способности в инсценировке.

Вспомнить, что такое романтика, и, как она связана с любовью.

Самим становиться лучше, знакомясь с прекрасным.

Ученица читает.

Скорее всего, нам подойдёт значение «Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство».

Записывают.

Ученики предлагают самые разнообразные варианты ответов.

Эвристический

Центральный блок

личностные: приоритет духовных и нравственных основ в воспитании подрастающего поколения, воспитание толерантности по отношению к традициям и нравам других народов; приобщение к различным видам информации для работы

регулятивные УУД: цветовая рефлексия, самоконтроль;

познавательные УУД: выявление и использование нужных сведений, ответ по принципу осмысленного, добровольного объяснения, осмысленная работа с текстом, использование нужных эпизодов, фрагментов, изменение текста для выявления закономерностей; анализ, умение приводить доказательства; инсценировка эпизода из произведения.

коммуникативные УУД: выстраивание учебного взаимодействия с педагогом, одноклассниками; умение образно и точно выражать своё мнение в речевой ситуации

Приехав в дом Троекуровых, Владимир, тогда ещё Дефорж, знакомится с его дочерью. Давайте поближе познакомимся с образом главной героини и Владимира воочию.

Как вы считаете, друзья, любовь Дубровского прекрасна, её можно считать идеалом проявления чувств? У вас на столах лежат кружки 3 цветов: если вы положительно отвечаете на вопрос, поднимите зелёный; если отрицательно – красный; если затрудняетесь ответить – жёлтый.

Что ж, теперь я предлагаю вам послушать аудиозапись из главы 12. Слова всё скажут сами: «… Вы прошли мимо меня, как

небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы,

священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит

моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил

около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших

неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту,

счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я

присутствую тайно». 4.30

ИНСЦЕНИРОВКА ТАЙНОЙ ВСТРЕЧИ МАШИ И ВЛАДИМИРА:

Дубровский: Я всё знаю». Вспомните ваше обещание.

- Вы предлагаете мне свое покровительство, но не

сердитесь - оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помощь?

- Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.

- Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня

любите - я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса...

-  Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию.

Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже

и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?

- Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он

упрям, но он так меня любит.

Учащиеся голосуют.

Всё-таки любовь Владимира можно считать прекрасной, идеальной, потому что он всё время стремился быть для Маши ангелом-хранителем, способным охранять её покой и любоваться не только её внешностью, но и постигать её богатую, чуткую душу.

Исследовательский

При расставании Дубровский хотел услышать… А, впрочем, посмотрим фрагмент, вы всё увидите сами…

Почему же Дубровскому так важно было согласие Марии, было важно, чтобы она его не отвергла? Оказывается, в глубине веков этому были свои предпосылки. Мы попросили найти по данному поводу информацию….

Бездна обстоятельств, которая разделяет Машу и Владимира, не даст ей стать его супругой. Он хочет хотя бы оберегать её, незримо ступая по её следам, хотя бы надеяться на редкие встречи, письма… Лишь бы она не смогла забыть о нём. В этом и заключается суть романтической любви, о которой так мечтала дочь Троекурова.

Дети внимательно смотрят конец 3 серии фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (01.02)

Ученик сообщает: «В средние века европейские рыцари, которые нашли предмет своего обожания, Даму своего сердца, служили ей бескорыстно, ничего не прося взамен. Она лишь должна была дать своё согласие на служение благородного рыцаря её особе».

Исследовательский

Бездна обстоятельств, о которой я только что упомянул, тянется с ссоры Андрея Дубровского с Кириллой Петровичем. Используя свою власть, Троекуров уничтожает мирный быт семьи Дубровских, лишает жизненных сил хозяина поместья, а Владимир становится скитальцем-разбойником. Предлагаю вам очень хорошо подумать над спорным вопросом, который я сейчас задам. Сын Дубровского, который влюбился в дочь своего врага, который отказывается от мщения в угоду любви, не предаёт ли память отца?

Ученики высказывают своё мнение, обращаясь к образу Владимира Дубровского. ВЕРСИЯ:

Месть – это качество, вызванное злобой, низшими мотивами. Это удел неправедных, бесчестных людей. Не пристало Владимиру уподобляться врагу своего отца, продолжая разворачивать «кровавые» споры о том, чего уже всё равно не вернёшь.

Ещё Александр Суворов, известный русский полководец, говорил: «С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных».

А общественный деятель и журналист Валентина Беднова утверждала: «Глупый ищет ошибки у других, умный у себя, а мудрый - всех прощает». 

Не по годам оказался мудрым и молодой Дубровский, сумевший понять, что месть – последний аргумент, которым пользоваться не стоит. Он исполнил божий завет, прощая врага своего и не пятная руки в крови. Дубровский-младший остаётся честным, как и его отец в былые времена.

Итоговый блок

Обсуждение

Наступил момент, когда у Маши не оставалось иного выхода, как обратиться за помощью к Дубровскому.

Я предлагаю послушать чтение по ролям эпизода, откуда становится ясно, почему Маша обратилась за помощью к Дубровскому.

В завершение нашей с вами работы я хотел бы вас попросить взять в руки пульты и проголосовать, отвечая на вопрос: «Почему Троекуров дал согласие на брак своей дочери со старым князем Верейским?»

Дети будут обращаться к тексту для аргументирования своих ответов.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ:

-  Подойди сюда, Маша,

 скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует.  Вот

тебе жених, князь тебя сватает. Согласна, конечно, согласна, но знаешь,

князь: девушке трудно выговорить это слово.  Ну, дети, поцелуйтесь и будьте

счастливы. Пошла, пошла, пошла, осуши свои слезы и

воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке,

это у них уж так заведено...  Теперь, князь,

поговорим о деле - т. е. о приданом.

"Нет, нет,

лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского".

*******************

- Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит ваш отец только обыкновенную

боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж

не по страсти, а из благоразумного расчета; что если возьмет он себе в

голову сделать счастие ваше вопреки вас самих; если насильно повезут вас под

венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа...

- Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною - я буду вашей женою.

Дети участвуют в интерактивном опросе в системе «Votum».

Варианты ответа на экране:

А) Троекуров уважал князя как человека

Б) Маша проявляла к князю симпатию

В) Троекуров позарился на положение князя в обществе и его богатства.

Проблемное изложение

Оценивание и подача домашнего задания

Мария и Владимир открыли друг в друге прежде всего богатство души, возвышаясь над корыстью Троекурова и его людей. Такое мировоззрение помогает делать правильный выбор, помогает поддерживать в сердце великое чувство – любовь.

Сегодня за работу на уроке получают оценки….

Домашнее задание: сочинить продолжение истории жизни Дубровского после его расставания с Машей около 20 предложений.

Всех благодарю за урок! До новых встреч! (на экране слайд)

Учащиеся подают дневники на выставление оценок.

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»помочь учащимся разобраться в нравственных проблем...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

Конспект урока литературы «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока литературы в 6 классе. В этом конспекте я попыталась затронуть одну из самых важных тем, это тема любви....

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....