Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Косарева Татьяна Николаевна

дана информация о технологии проблемного обучения и применении на уроках литературы и русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Технология проблемного обучения на уроках

                     литературы и русского языка.



 В настоящее время наиболее эффективной современной технологией, которая позволяет  более качественно усвоить новые знания,  развивать интеллект и творческие способности обучающихся, является
технология проблемного обучения.

    Проблемное обучение предполагает:

  1. усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях;
  2.   усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний;
  3.   развитие его творческих способностей.

Ученик становится активным участником собственного обучения. Ученики поставлены в ситуацию поиска ответа на вопрос, а для этого они связывают жизненный материал с учебным материалом по русскому языку и литературе. Поэтому в настоящее время  проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость.

     В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я обращаюсь именно к этому методу.
 Конечно же, многие знакомы  с этим методом, используют его в своей работе. Я хотела бы немного поделиться своими наработками в этой области. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы в связи с новым государственным стандартом решила использовать технологию проблемного обучения постоянно в своей работе.

Как же я применяю данную методику. Начнем с элементов урока.  Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, на любом уроке является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. Это я считают самым важным моментом, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая работа на уроке. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез, что я активно использую в своей практике. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными, я чаще использую: дискуссии, семинары, практикумы,  творческие мастерские.

Как же построить урок через создание учебной проблемы? Для этого мы можем использовать самый разнообразный материал ( если речь идёт о литературе): биографические сведения о писателе, высказывания великих людей, притчи, легенды и т.д.


Наиболее часто на уроках литературы, используя технологию проблемного обучения, чтобы добиться понимания со стороны учеников, изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Например, в 11 классе, изучая пьесу «На дне» М. Горького, много времени уделяется на познание сути правды. Для этого я задаю вопрос « Какая правда мне ближе и почему?» или «Какая правда в наше время нам больше нужна?»

 Или на уроке русского языка в 5 классе, изучая тему « Имена существительные, которые имеют форму множественного числа», чтобы определить тему урока вместе с учениками, можно создать проблемную ситуацию: что общего между словами пазлы и прятки? Так, ученики приходят к ответу, что употребление только во множественном числе.

   Таким образом, когда мы ставим проблемные вопросы, тем самым учеников ставим перед нравственным выбором, пытаемся формировать их собственное мнение.
Данная технология  даёт учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и игровой характер урока.
Так, Технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы

Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления ...

« Технология проблемного обучения на уроках литературы как эффективный способ развития учащихся»

Сегодня  актуально  проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов.      Вы...