Конспект урока по литературе в 9 классе. Н.В.Гоголь «Мертвые души» (Образ Чичикова).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»
Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова;
ответить на проблемный вопрос: почему И.Золотусский сказал о герое поэмы : «Он все же подлец какой-то странный»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_9_klasse_chichikov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 9 классе.
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (Образ Чичикова).
Учитель: Мусина А.С.
Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»
Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова; ответить на проблемный вопрос: почему И.Золотусский сказал о герое поэмы : «Он все же подлец какой-то странный»?
Ход урока:
- Определите героя по его визитной карточке
«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.
Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.
Критик И. Золотусский сказал о нем : « Он все же подлец какой-то странный…»
Попробуем разобраться, почему И.Золотусский дал Чичикову такую оценку? ( Запись темы урока)
На прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Так, может быть, и Чичиков «мертвая душа»?
Можно ли отнести Павла Ивановича к «мертвым душам»?
( ответы учащихся)
Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город Н, сумел польстить каждому чиновнику.
2.Рассмотрим иллюстрацию к поэме «Мертвые души». Как вы считаете, кто изображен на ней? Что увидел в портрете Чичикова художник?
- бесовское начало
-торгует мертвыми
-хищная птица
-погибающая душа
Как вы считаете, прав ли художник? Вписывается ли Чичиков в галерею «мертвых душ»? Его душа уже окончательно «мертвая» или еще «живая»?
Если Чичиков «мертвая душа», то почему Гоголь сделал его главным героем поэмы? Есть ли в Чичикове что-то, что отличает его от других героев?
К одному из уроков вы выполняли творческое задание: создавали эскизы гербов, которые мог бы иметь каждый помещик. Рассмотрите одну из работ. Это не гербы, а ассоциации, возникшие в воображении ученика. А с каким представителем животного мира ассоциируется у вас Чичиков?
-с птицей (а это образ традиционно высокий) воробей
-с лисой
- имя Павел- имя христианского апостола, который из гонителя Христа превратился в одного из самых верных служителей
- Чичиков едет в конце поэмы в знаменитой птице-тройке
Есть ли у Чичикова положительные качества?
(энергичен, деятелен, умен, находчив)
Что оправдывает Чичикова? Вспомните, зачем он скупает «мертвые души», зачем ему нужны деньги? О чем он мечтает?
Детство, проведенное в маленькой горенке, с не отворявшимися ни зимой, ни летом окнами, больной отец, наказания за любую оплошность. Он хочет, чтобы его дети не презирали своего отца, а вспоминали с благодарностью.
Он мечтает о любимой женщине, о семье, о детях, ему грезится « свежая белолицая бабенка…и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилью Чичиковых: резвунчик- мальчишка и красавица-дочка, или два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком…» Мечта, которая свойственна каждому нормальному человеку. Он хочет благополучия, достойной свободной жизни.
- Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?
Вспомним историю с губернаторской дочкой. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы…И вдруг на балу перед Чичиковым предстает блондинка, встреченная им когда-то на дороге. Что происходит с нашим героем?
( текст гл. 8 « Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова.., было что-то такое странное…чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, что весь бал…стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрыпки и трубы нарезывали где-то за горами, и все подернулось туманом. И из этого мглистого поля выходили ясно и окончательно только одни тонкие черты увлекательной блондинки,…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром ». И тут же расплата: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова.»
Итак, не пренебреги он вниманием городских дам, обделай свой интерес к губернаторской дочке тонко, тайно, не публично - все было бы прекрасно и никакие россказни Коробочки и сплетни Ноздрева ничего бы не сделали.
Какой еще эпизод доказывает, что в характере Чичикова далеко не все контролируется и измеряется приобретательским духом?
( текст гл.7 Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ».)
«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»
Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?
Сделайте вывод, почему срываются аферы Чичикова?
Проснулось сердце, жива душа.
А почему же так мало хорошего осталось в герое? Почему все хорошее в нем постепенно умирает?
Видеофрагмент из фильма «Мертвые души». Режиссер М.Швейцер
Духовный завет отца. 1. В тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться.
А есть у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?
2. В данных условиях, в современной Чичикову России нельзя, так как сама русская жизнь, само государство так устроено.
Нет среди чиновников и помещиков тех, кто живет честно. В обществе этих людей процветает подлость. Каждый блюдет здесь свой собственный интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения. Казнокрадство, взяточничество, грабеж крестьян- явления повседневные и вполне закономерные. К сожалению, в стране искаженных моральных ценностей способности Чичикова направляются в дурное русло.
4. Что же позволило И.Золотусскому дать подобную оценку нашему герою?
( ответы учеников)
5. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?
6. Домашнее задание.
Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?
( Возможные варианты
- тяжелая болезнь
- нахождение в тюрьме
- встреча с праведником
- любовь )
МБОУ «Буранчинская ООШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
Конспект урока по литературе 9 кл "Встреча с прошлым"(по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Урок проводился в 9 классе при изучении темы"Творчество Н.В.Гоголя"...
Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...
Презентация. Литература. 9 класс. Н.В. Гоголь "Мертвые души"
Материалы для подготовки к сочинению по литературе...
Конспект урока. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков
Данный урок позволяет детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеро...
Открытый урок по Литературе 6 класс "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"
Конспект урока...
Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён ...