«Ну вот мы и дома!» (урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»)
план-конспект урока по литературе (7, 8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина "Новогодний праздник отца и маленькой дочери" для учащихся 7-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ну вот мы и дома!»

Урок внеклассного чтения
по рассказу А. Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»

Конспект урока

Читая этот рассказ, мы с вами попытаемся не только представить героев, понять их, но и вспомним, по каким законам строится рассказ как произведение повествовательного жанра.

Экспозиция (время, место действия, герои) — завязка действия — развитие действия — кульминация — развязка.

1 часть рассказа (экспозиция)

Соберите рассыпанные части. Укажите слова, с помощью которых связаны абзацы. Работа в парах. Подготовьте выразительное чтение выделенного абзаца.

Дети читают поочередно 1-ю часть рассказа.

Мы познакомились с главным героем. Какой он, Эгмонт Дрэп?

Запись в тетради

Эгмонт Дрэп

Увлечен наукой.                        Жалкий. Угрюмый. Нелюдимый.

Трудолюбив.                        Не приспособленный к жизни.

Целеустремлен.                        Странный. Рассеянный. Неаккуратный.

Восхищение?                        Пренебрежение?

Уважение?                                Презрение?

Какое чувство вызывает у вас Дрэп? Восхищение или пренебрежение? Уважение или презрение? Прислушайтесь, что говорит вам сердце.

Этот человек вызывает у нас жалость. Почему? Его никто не может понять, он вне мира людей, он одинок.

(«После этого Дрэп боролся с жизнью один».)

2-ю часть читает учитель. Завязка действия, развитие его.

Что нового мы узнали о Дрэпе? Он ждет с нетерпением встречи с дочерью, он любит ее. Разве об этом не было сказано в 1-й части? Можно ли поверить при чтении 1-й части, что Дрэп способен улыбаться? Во 2-й части мы увидели смеющегося Дрэпа. Когда он смеется?

При чтении 2-й части я пропустила один абзац. В нем встречаются необычные для этого рассказа слова. Они употреблены в сравнительных оборотах. Выпишем их.

Радуга

Золотая цепь

Гром

Вихрь

Что похоже на радугу, золотую цепь, гром, вихрь? Запишите свои сравнения.

А теперь послушайте, в какой контекст включил эти слова А. Грин. Что для Дрэпа похоже на радугу, золотую цепь, гром, вихрь, на растущего ребенка?

Для Дрэпа его научный труд – живое существо, а не набор самых разных по форме, оборванных, исписанных неразборчивым почеркомбумаг, хранящихся на полке в шкафу.

Дрэп не просто ученый, он поэт.

Включите этот абзац в ткань повествования 2-й части рассказа.

3-ю часть рассказа читаем по ролям.

Автор

Щвейцар

Тави

Дрэп

Каждый чтец после чтения всей 3-й части характеризует своего героя. Тот, кто читал за автора, отвечает на вопрос: «Как автор относится к своим героям?»

Что понял Дрэп? Какой момент действия является кульминацией?

Вспомните сцену скандала с женой щвейцара и попытайтесь представить, какой будет развязка.

4-ю часть читает учитель.

Ждали вы такого финала? Что стало неожиданностью? Не кажется ли вам лишней последняя фраза рассказа:

— Ну вот мы и дома!

Кто произнес эти слова, по вашему мнению?

О каких движениях сердца говорит Дрэп?

Что он потерял? Что обрел?

Последняя фраза ничего не добавляет к сюжету, но она самая значимая. У Дрэпа появился дом. Дрэп понял, что он не одинок, что его любят. Он понял, что стремление защитить дочь от беды может победить любую потерю.

Величайшее несчастье он смог победить, потому что понял: все поправимо, если человек любит и если любят его.

Вернемся к названию рассказа. Вы заметили, что теперь оно наполнилось другим смыслом?

Названия почти всех названий рассказов у Грина состоят из 1-2 слов. А у этого рассказа почему такое длинное название? Попробуем сократить.

Новогодний праздник.

Праздник.

Праздник отца и дочери. 

Новогодний праздник отца и дочери.

Новогодний праздник отца и маленькой дочери.

Объясним важность, необходимость каждого слова в этом названии.

Новогодний праздник — торжество в ожидании счастливых перемен.

Счастливая перемена — обретение дома.

Тави 14 лет, она маленькая? Да, потому что всю тяжесть решения отец взял на себя. Он ее уберег от горя — от переживания непоправимой вины, защитил, спрятал. Мы, читатели, понимаем, что произошло, а Тави остается в неведении.

Как выдумаете, узнает ли когда-нибудь Тави о случившемся в этот предновогодний вечер?

Можно ли считать, что этот рассказ продолжает традиции рождественских (святочных) рассказов?

Самостоятельная работа.

I. Какие элементы композиции представлены в 4 частях этого рассказа?

II. Перечитайте и озаглавьте части рассказа.

III. Заполните таблицу.

Название Цвет Мелодия

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

 В вашем восприятии, какой цвет ассоциируется с содержанием каждой части. Какой мелодией могло бы сопровождаться чтение каждой части рассказа?

IV. Закончите предложение:

Рассказ Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери — это рассказ о … (любви, одиночестве, об обретении счастья, о смысле жизни, о том, что помогает осилить беду).

Каждый высказывается, потом записывает свой вариант продолжения предложения в тетрадь.

В рассказе «Вокруг света» Грин знакомит нас с человеком, в чем-то очень похожем на Дрэпа, и называет его «сокрушителем судьбы». Согласны ли вы с тем, что Дрэп — «сокрушитель судьбы»?

К следующему уроку прочитайте рассказ А. Грина «Вокруг света».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

О рассказе А.С.Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»

Это литературно-критическое эссе, или прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Его можно использовать на уроках развития речи в старших классах....

Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе

Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Грина "Победитель"

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина "Победитель"...