Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".
статья по литературе на тему

Давидян Евгения Сергеевна

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы должны помнить, что долг учителя – хранить духовный огонь. Много и многих сегодня от духовной нищеты уже не спасём, но стараться должны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

Воспитание патриота и

гражданина Отечества

на уроках литературы,

русского языка,

на факультативных занятиях

«Основы Православной

Культуры».

(Из опыта работы МБОУСОШ №64

Давидян Е.С.)

       В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы должны помнить, что долг учителя – хранить духовный огонь. Много и многих сегодня от духовной нищеты уже не спасём, но стараться должны.

       У всех, кто сегодня учит, возникают вопросы: «Как учить? Чему учить?» Я думаю, что насущной задачей моей и моих коллег является возрождение русской национальной школы, где достойное место должна занимать христианская мораль, Православная культура. Мы должны помочь учащимся восстановить утраченные духовные ценности, воспитывать чувство любви к России, Отечеству, помочь ощутить чувство духовной близости со своими предками.

       Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 25 января 2004г на открытии Международных Рождественских образовательных чтений сказал, что «педагогам, призванным воспитывать нравственную личность, любящую свой народ, весьма полезен огромный духовный опыт, который бережно сберегла Русская Православная Церковь. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой – целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла, светлой и искренней.» Выступление Патриарха помогло утвердится мне в сознании того, что я на правильном пути. Именно сегодня мы «закладываем будущее страны, и без обращения к живым образам святости нам не со2храниться».

       Патриот, гражданин Отечества…  Хочу видеть своих учеников такими. И воспитывать их на приобщении к Православию, потому что Православие и патриотизм - духовно и исторически сопряженные понятия. Для русских людей защита Православия и Отечество всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

       Патриотизм- это обращение к национальной традиции, в которой отобрано все лучшее и животворное.  Мне кажется, что Православие и есть опора, духовно- нравственный стержень, который позволяет нам почувствовать себя достойными людьми. И в школьном воспитании, мне кажется, определяющим должно быть понятие Отечества, которое неотделимо от понятия Православия, христианских ценностей. Идея Отечества – это осознание того что я гражданин страны, она моя Родина.

       Учителя должны давать молодому поколению не только знания, но и правильно его воспитывать. Уроки литературы и русского языка мне в этом помогают. Начинала с того, что на своих уроках знакомила учащихся, а через них и их родителей, с дорогими сердцу христианина праздниками, заповедями, и связанными с ним обычаями.

       В 6-7 классе провожу накануне Крещения изложение с элементами сочинения «Освящается вод естество». После написания текста о том, как в России издавна отмечали этот день, учащиеся должны ответить на вопрос: «Что в твоей семье знают о празднике Богоявления?» Накануне праздника Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) провожу устное изложение событий этого дня, с учащимися 8 класса пишу объяснительный диктант с тематикой праздника. В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» записываю с учениками несколько заповедей, перед их записью провожу лексическую работу со словом «Завет». На уроке приходим к мысли, что 10 заповедей, нравственные законы, которые лежат в основе сохранения человеческой личности и общества. Делается вывод о том, что без сохранения этих норм гибнет человечество. Приводя примеры из Библии (Садом и Гоморра, Вавилонская башня). Проводятся параллели с состоянием современного общества (забвение заповедей «Не убий», «Не укради» - привело к разгулу преступности). «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца и мать своих» - без этих заповедей гибнет личность, теряются моральные ориентиры.

       Во время Страстной недели Великого поста с учащимися 5-6 класса пишу изложение «Как яичко стало красным».

       На уроках литературы при изучении библии ввожу понятие греха – не в строго библейском смысле, что грех – зло, поступок приносящий боль и тому, кто его совершил, и окружающим. Разбираем конкретные ситуации, приходим к выводу, что нравственные формы связаны с понятием Совесть. А совесть – с покаянием. Пытаюсь учить ребят анализировать свои поступки, уметь признать свою неправоту, покаяться, добрым делом искупить зло.

      Книгой – помощницей в моей работе, конечно, является «Лето Господне» И.С. Шмелёва. Главная тема «Лета Господня»- тема исторической и родовой памяти – заявлена уже в эпиграфе – строка А.С. Пушкина:

                                                Два чувства дивно близки нам-

                                                В них обретает сердце пищу-

                                                 Любовь к родному пепелищу.

                                                  Любовь к отеческим гробам.

       В этой книге все: священное, древнее, вечное. В ней нахожу я описание и Рождества, и Святок, и Крещения, и Масленицы, и Пасхи. Писатель воскрешает в памяти ушедший мир патриархальной, православной Руси. Превосходно передана духовная сущность русского народа: вера, обряда, быт. Накануне праздников провожу текстуальный анализ глав «Пасха», «Великий пост», «Рождество», «Масленица». После чтения и анализа этих глав делается вывод, что человек беспамятный – не только неблагодарный, но и обезболенный, опустошенный. Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом основа незыблемости мира. Книга «Лето Господня» понятна ребятам, потому что Шмелёв «показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка». (И.И. Ильин).

       На рождественских чтениях Патриарх Алексий  II говорил о том, что «наш народ нуждается ныне, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу». «На Руси, - сказал он, - жития святых всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания.  Сегодня нам также не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру. Пришло время возродить и традицию изучения жития святых».

        И как хорошо, что в содержание литературы включено изучение «Жития Бориса и Глеба», «Сказания о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» и других.

        Урок посвящаю разговору о литературе Древней Руси, которая является сосредоточением русской духовности и патриотизма. Древнерусские произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской. Говорим о том, что возникла древнерусская литература в связи с принятием Христианства, её источником была библия. На этом же уроке читаем «Сказание и страсть и похвале святую мученика Бориса и Глеба». Провожу беседу по вопросам:

  1. «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?»
  2. «Какие нравственные уроки мы выносим из «Сказания…»?»  

      На уроках изучения текста Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» обязательно проводится работа по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которая помогает учащимся понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия. Задаю вопросы:

  1. Какой момент из «Жития…» изображен на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?
  2. В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события?        

Читая «Жumue...», пытались понять, чем они были важны и интересны нашим пре входили в мир русской святости. Эmom мир muшuны, смuрения, уединения, самоуглубления, кроmосmu u mрудолюбия. Эми черты характера Сергия Радонежского удивили сегодняшних восьми- классиков. Они отмечают в нем боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем. И задается главный вопрос: «Какое значение имеем преподобный Сергии для русского народа и государства?» Игумен – отец земли русской. Он был послан русским людям в дни тяжелейших испытаний для укрепления духовного, как посылались в древности великие пророки. Обязательно говорим, что преподобный любил родную землю, страдал от того, что стонem она о бесконечных набегов и разорений татарских. Именно он благословил на битву Дмитрия Донского и предсказал победу. Весть быстро разнеслась по всей земле русской. И люди верили, что его устами говорит сам Бог, уже не сомневались в том, что одолеют татарское войско. В укрепление войску Преподобный дал своих иноков-схuмников, прежде бывших воинами,- Александра Пересвета и Андрея Оcяблю. Говоря об этом, вспоминаем поездку на Куликово поле.

          Ученики 8 класса были подготовлены к восприятию Жития Сергия Радонежского». В конце 7 класса мы совершили паломническую поездку ко свяmыне в Троице - Сергиеву Лавру. Ребята увидели, что поток людей, входящих в ворота Лавры, не иссякает. Здесь миллионы людей получают отраду u уmeшение. Хотелось бы верить, что и мои ребята смогли получumь здесь благодаmь. Они подали поминальные записки за живых и усопших. А самое главное приложились к святым мощам Преподобного Сергия Радонежского.

          Итогом работы было написание сочинения «Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала». Отрадно было читать, что многие отметили, что святость героев в устремлённости к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской Земле.

          «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях. Я буду рада видеть, и слышать, и помогать вам». Такими словами начала я разговор о блаженной старице Матроне, подвижнице XX века, прославленной в лике месночтимых святых Московской епархии. «Особым светом сияет блаженная Угодница Христова среди великого сонма русских святых» (Патриарх Алексий II). Ученики узнают о том, что родилась Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (Ныне Кимовского района) Тульской области, узнают о детстве, праведных делах Матронушки – так ласково называют ее многие.

          Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком традиционном понимании этого слова. Сострадание к людям, молитвы, крестное знамение, верность святым уставам Православной церкви – все это было средоточием ее духовной жизни. Матрону знают десятки тысяч православных людей. И сегодня не иссякает поток людей, пришедших в Покровскую обитель. Узнав о Матроне Московской и мои ученики побывали в Покровском монастыре, поклонились ее святым мощам, увидели благодатную икону Царицы небесной «Взыскание погибших», которая написана по благословению блаженной Матроны.

        На факультативных занятиях «Основы православной культуры» мы говорим о том, что во все столетия нашей суровой, но славной истории Церковь несла свет в жизнь народа, оберегала от нравственного разложения.

        После темы «Таинства крещения» провела урок «Что в имени моем...» Эпиграфом были взяты слова Гомера:

                     Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных:  

                     В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный,  
                    Имя, как сладостный дар, от родимых своих получаем...  

          Учащиеся узнали историю происхождения своего имени, им было интересно узнать о значении, которое раскрывает сущность имени. Говорили об именинах, что именины православные отмечают как личный праздник, день памяти святого, имя которого носит тот или иной человек. Хорошо, что многие ребята знают день памяти своего святого, знают, что личные имена, помещающиеся в церковных календарях, были собраны христианской религией еще в начале нашей эры, что они являются именами погибших мученической смерmью за христианскую религию и причисленных к лику святых. Я рассказала историю мученицы Евгении, и ребятам было дано задание узнать о жизни святого, чье имя они носят. Так что начатый разговор будет продолжен.

           На факультативном заняmuu говорили о молитвах, что молитвой называют обращение к Богу, ангелам. Богородице и святым. А на уроке литературы звучали удивительные, чистые и трогательные слова русских писателей о молитвенном слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Курсовой проект «Применение теории развития критического мышления на уроках литературы/русского языка»

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она ...

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".

В данной статье автор рассуждает о метапредметных связях на уроках русского языка и литературы. Автор утверждает, что академический урок, имея научный потенциал и важность, будет неполноценным, если л...

Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...