Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шаронова Ольга Витальевна

 

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина.

 

Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;

           показать динамику развития любовной лирики С.Есенина.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatura_11_klass_esenin.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина.

Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;

           показать динамику развития любовной лирики С.Есенина.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

-На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А. Есенина, которому в этом году исполнилось 155 лет со дня рождения .Мы проследили основные направления его творчества.

Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта.

«Пел не голосом , кровью сердца», -скажут о нём современники.

Есенин подтвердит это:

Быть поэтом – это значит то же

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

- Кровь чувств и нежность души, только любовь способна внушить человеку такие противоречивые чувства.

-Как же зазвучит тема нашего урока?

-о чём можно с любовью писать?

-Как вы думаете, на что мы сегодня на уроке обратим особое внимание?

Цели:

-Мы посмотрим на примерах разных его стихов, как это чувство нашло отражение в разных темах творчества поэта и постараемся проследить динамику развития любовной лирики Есенина.

Работа 1- ой группы.

Уч-к:   - Любовь к природе в творчестве С.Есенина проявляется в огромном количестве его стихов:

«Сыплет черёмуха снегом» ;

«Закружилась листва золотая»;

«Отговорила роща золотая»…

Эти стихи можно перечислять бесконечно. Но самое первое , как помнит сам поэт, звучит так:

Там ,где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

Уч- к: - На наш взгляд- это изумительная миниатюра , здесь и метафористичность, пронизывающая всё и красота природы, и бережное, любовное к ней отношение.

Это отношение нашло  яркое отражение в сихотворении «Сыплет черёмуха снегом».

Уч- к: (наизусть)

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе…

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями: «Сыпь ты.черёмуха, снегом,

                                                                 Пойте вы, птахи, в лесу…»  

Такие обращения присутствуют и в других стихах:

«Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь», или «Чёрная потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать не любить?»,

Или вот такие строки:

Уч –к: (наизусть)

«Край любимый , сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных»

Уч-к: - Есенин описывает природу. Словно живое существо, это происходит за счёт употребления метафор и олицетворений. Каждая строчка,каждое слово проникнуты любовью к природе. В олицетворении «В зеленях твоих стозвонных» присутствует звуковой образ. Прочитав множество стихов о природе С.Есенина , мы пришли к выводу, что звуковое изображение часто присутствует в его стихах. Есенин даже использует неологизм . усиливающий звуковое впечатление – это «стозвонный» .звуковое изображение присутствует в таких строках:

«Звонкой позолотой взвенивает лес»;

«Поёт зима аукает,мохнатый лес баюкает

Сто- звоном сосняка»;

«В роще по берёзкам

Белый перезвон»;

«А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя»;

«я хотел бы затеряться

 в зеленях твоих стозвонных»;»

«Мне навстречу,как серёжки

Прозвенит девичий смех.»

Уч-ль:

- Молодцы. Этот ряд,конечно, можно продолжить. А вот еслть ли в поэзии Есенина тихие звуки?

Уч-к:

- В поэзии Есенина есть и тихие звуки.: «шелест тростника»; «шёпот сосняка»; «говор кроткий»; «слабый крик»; «тягучий вздох»; «нежно охает ячменная солома».

Таким образом, мы видим, что стихи Есенина пронизаны звуковыми образами. И в этом тоже выражена любовь к природе, она для него ,как живое существо.

Уч-ль:

- Да, природу поэт ощущал в движении: одно явление природы мог передать через другое:

«И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес»

Одна строчка,а посмотрите сколько в ней красок. Такой приём называется цветопись.

Задание:  Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

             3 варианта.

(Тексты на партах. Один на двоих. Работа в парах).

1.«Прячет месяц за овинами                                                                      

Жёлтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево».

2.«За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

А степь под пологом зелёным

Кадит черёмуховый дым

И за долинами по склонам

Свивает полымя над ним».

3. «Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос».

Уч-ль: - Мы увидели, что в стихах есть, звуки,краски.

               А что ещё присутствует?

Уч-к: - Запахи.

Уч-ль назовите примеры.

Вывод: В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого: золотой,медный; много зелёного, синего и голубого. Есть и белый и чёрный, и серый цвета,нов целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные. То нежные. То яркие цвета и оттенки. Ив этом выражается его любовь,так как он наделяет природу самыми красивыми цветами, звуками и запахами.

Уч-ль: - Говоря о любви к природе, нельзя не затронуть мотив «кровного родства» с животным миром:

Счастлив я, что целовал я женщин,

Мял цветы ,валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

- Есенин называет животных «братьями меньшими». И свою любовь и боль за них выплёскивает в стихотворении «Песнь о собаке».

Действительно, пел не голосом , а кровью сердца.

Работа 2-ой группы.

Любовь к родному краю – любовь к родине.

Уч-ль:

- Вы, наверное, заметили, что для поэта природа и родина – это не просто однокоренные слова с ообщим корнем род. Для него это неразрывные понятия.

Давайте проследим, как любовь к родному краю, к родине отразилась в стихах поэта, посвящённых этой теме.

Уч-к:

Есенинская Русь- страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озёр, бескрайних полей, неба с журавлями, которых «относит ветер вдаль», страна белых берёз, душистых черёмух, золотых рощ, опавшего клёна. Любовь к родине – это любовь ко всему. что дышит, движется, растёт- живёт на родной земле.

Уч-к: (наизусть).

Слайды. Фоторепродукции пейзажей русских художников.

             «Спит ковыль, равнина дорогая

             И свинцовой свежести полынь».

Уч-к:

- Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживёт в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, синим,  золотым цветами – цветами неба, зари, снега, озёр, колосящегося поля.

Слайд. ( Грабарь. «Февральская лазурь»).

 - Необычное берёзовое зимнее утро в «Февральской лазури» Грабаря, когда природа, по словам художника, казалось, праздновала какой- то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток. И есенинское:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом.

Точно серебром.

Слайд. (Нестеров. «Осенний пейзаж»).

«Осенний пейзаж» Нестерова может проиллюстрировать есенинские строки:

 

Морозный дым качает сёла,

Но ветра нет, есть только лёгкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей весёлой,

Вцепивши руки, в жёлтый крутосклон.

Слайд. Васнецов. «Сельский пейзаж».

Уч-к:

- О любви к России в некоторых стихах поэт говорит прямо:

(наизусть)

«Го ты , Русь моя родная».

- Какое чувство выразил поэт в стихотворении?

- Любовь к России. И это чувство он передаёт через особую интонацию любования тем, что он описывает.

Уч-к:

- В стихах Есенина звучат признания в любви к России. Мир Руси для поэта – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный,»деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна.

 (наизусть).

«Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать , не любить.»

Уч-к:

Уже традиционно употребляет здесь Есенин метафоры, эпитеты, сравнения. Он рисует Россию сочными, определёнными красками , например:

«О Русь- малиновое поле

И синь упавшая в реку».

В есенинских цветах – религиозная, иконописная точность. Русский пейзаж становится храмом, а крестьянский быт – богослужением в нём:

«Земля молитвенником красным

Пророчит благостную весть»;

 или

«Когда звенят родные степи

Молитвославным ковылём»

Уч-к:

- Таким образом, прочитав и проанализировав стихи, посвящённые родному краю, родине, мы пришли к выводу, что для Есенина привязанность к родине означает, прежде всего, привязанность к её природе. Малой родине, народной жизни. Наш вывод мы подтверждаем словами самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью- любовью к Родине».

Работа 3-ей группы.

Любовь к матери.

Уч-ль:

- Любовь матери поддерживала Есенина на протяжении всего его творчества. Давайте посмотрим, как любовь к матери нашла отражение в его стихах.

Уч-к:

- Стихов, посвящённых матери у Есенина не так уж и много:

«Молитва матери»,

«Письмо матери»,

«Письмо от матери»,

«Ответ».

«Разбуди меня завтра рано,

О, моя терпеливая мать».

Но в этих стихах сквозит бесконечная сыновья любовь к матери.

На кавказе в минуты грусти Есенин написал одно из лучших своих стихотворений «Письмо матери». В разлуке сней Есенин всегда скучал, страдал, жил ожиданием встречи с ней.

Уч-к:

(наизусть) «Письмо матери» под музыку.

-Есенин выражает свою любовь и нежность через обращения: «матушка родимая, кормилица, старушка милая».и опять же образ матери неразрывно связан с образом природы:

«В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть».

Он с трепетом говорит о ней:

«Старушка милая ,

Живи , как ты живёшь,

Я нежно чувствую

Твою любовь и ласку»;

«Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет».

-каждая строчка этих стихов пронизана любовью к матери, и в каждой строчке чувствуется грусть от вынужденной разлуки с ней.

Работа 4- ой группы.

Любовь к женщине.

Слайд.

И золотеющая осень

В берёзах убавляет сок.

За тех кого любил и бросил

Листвою плачет на песок.

Уч-ль:

- Любовь к женщине лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы.

Уч-к:

(наизусть).

«Выткался на озере алый цвет зари».

- Здесь любимая представляется в образе природы.»Зацелую допьяна изомну . как цвет», а природа олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари».

Уч-к:

- Этой теме посвящено стихотворение

«Зелёная причёска».

(читают наизусть 2 человека).

- это стихотворение написано в память о лете 1917 г. и посвящено молодой помещице Лидии Кашиной . ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с ней от насмешек домашних. Замужняя женщина мать двоих детей, на10 лет старше Есенина. Кульминацией этого таинтвенног оромана стало это стихотворение. В нём угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта.

Уч-к:

- Настроение любовной лирики меняется в «городских стихах поэта. Город оторвал Есенина от «родины – рая», и ощущение счастья стало ностальгическим преживанием, а земная девушка – природа стала мечтой – воспоминанием:

«Где- то за садом несмело,

 Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт».

Уч-к:

- Резко меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая».

(наизусть) «Сыпь, гармоника . Скука… Скука…»

- Поэтичность , нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние. И любовь здесь – зараза , любовь – чума.но в конце стихотворения мы видим  жалобное раскаяние:

«Дорогая, я плачу,

Прости …прости».

Уч-к:

- (наизусть)

«Заметался пожар голубой».

Уч-к:

- Мы видим , что трагический пафос , надрыв сменяются задушевностью, лиризмом, откровенностью:

«Дорогая, сядем рядом.

Поглядим в глаза дуг другу.

Яхочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу».

Уч-к:

- в 1924-1925г.г Есенин пишет цикл стихов «Персидские мотивы». Через чувство любви пытается обрести согласие с самиа собой и с миром.

Уч-к:

(наизусть).

«Шаганэ, ты моя ,Шаганэ!»

Уч-у:

- Ещё раз хочется отметиь, что поэт через чувство любви пытается обрести согласие с самим собой и с миром. И именно в этом цикле , посвящённом любви, пророчески звучат его строки:

«Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души».

-Через чувство любви к поэту приходит мысль о го предназначении.

Подведение итогов урока.

- 155 лет исполнилось в этом году со дня рождения поэта. Полтора века назад зазвучали его стихи. И продолжают нас радовать  по сей день.

Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"

В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей:  поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина

Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...

Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....

Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...