Подготовка к ОГЭ по литературе 9 класс
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Данный материал поможет в подготовке к итоговой аттестации в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_po_literature.pptx | 76.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков, объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
План написания развернутого ответа Тщательно проанализировать вопрос; Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями; Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; Определить авторскую позицию; Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; Все тезисы обязательно аргументировать; Избегать общих слов. Только конкретика.
План сопоставительного анализа текста Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в таблице; Выделить значимые элементы текста комментарий Выделение значимых элементов текста комментарий
Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис. Образец: Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.
Сочинение Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями; Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; Подтверждать суждения текстом; Внимательно читать тему. Расшифровать смысл. Заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным. Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Проблемы К числу недостаточно освоенных выпускниками умений относятся следующие: умение адекватно воспринимать задание, понимать его; умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ ; умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом; умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль, значение ТЛП в анализе произведения.
Рекомендации Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала; проводить специальные уроки обучения сочинению; широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос; глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать; сформированность умения логически мыслить .
Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов; При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника4 Обязательно повторить цитирование
В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо: знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой оценивания заданий разных типов; следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор; Читать , читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать , писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать , доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Список использованных Интернет - ресурсов http://uchitel-slovesnosti.ru / http://lanasvet1991.blogspot.ru / http:// hallenna.narod.ru/GIA.html