И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Смолина Евгения Андреевна

Конспект урока по литературе И.С. Тургенев "Муму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mumu_turgenev.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности.

«Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

Глава 1: Герасим в деревне и в городе

I.Оргмомент.

II. Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III. Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

  Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ».

 Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

 Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

 Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.  

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва  (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

IV. Чтение 1 главы

V. Беседа

  — Что мы узнали о барыне?      В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
      — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?      Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость — совсем мрачной.

 – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.                                                                                                                      

- Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889)      — Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
      
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
      Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
      Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
      Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (
хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

- Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.   Найдите портрет Герасима.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Что  главное отмечает в портрете Герасима автор? ( «… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

- Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь.)

- Как автор называет его работу? (неистомной) Как вы понимаете значение этого слов ( не знает усталости, хотя работает с утра до вечера)

- Почему автор говорит: «…весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, взрезывал упругую грудь земли...»? (труд для Герасима-радость)

- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? ( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

- Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? ( «Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался  едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)

-  Чем занимался Герасим  городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили  его дворником.)

- Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
      
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
    - С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? (
«Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

- Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает.  Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

- Каморка Герасима. ( Зачитываем описание жилища Герасима).

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Делаем вывод, что всё прочное и крепкое, с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный, основательный).

   - Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

- Как относился он к дворне?       «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

VI. Выводы

- Почему же  Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок,  все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

- Каково авторское отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

VII. Домашнее задание.

читать гл.2,

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе по теме "Максим Горький и Самара. Начало литературного пути".

Профессиональная литературная деятельность А.М.Горького началась в Самаре. Именно здесь, работая в редакции "Самарской газеты", молодой литератор приучался к кропотливому труду. Именно здесь был...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

     Конспект урока для учителей русского языка и литературы ведущих в 5-х классах. Тема урока: И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. "Муму". Истори...

Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией...

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности.

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Глава 1: Герасим в деревне и в городе...