Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащихся, обогащает их речь , повышает грамотность и читательскую культуру, воспитывает у подростков вкус и интерес к слову. Умелое сочетание литературоведческого анализа с лингвистическим    ( или его элементами ) открывает перед учителем большие возможности,  потому что знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка, подобная совокупность образовательных компонентов  носит личностно-деятельностный характер.     Креативность такого рода уроков достигается через ряд приёмов:

-привлечение на уроках русского языка текстов изучаемых на уроках литературы произведений;

-использования заданий творческого, исследовательского характера;

-обогащение словарного запаса учащихся в процессе анализа текста;

-словарно-орфографическая работа с литературоведческими и лингвистическими терминами;

-наблюдение за использованием авторами троп и художественно-выразительных средств синтаксиса.

     В качестве  примера креативного урока можно рассмотреть урок по лирике Сергея Есенина  « Морфологические способы образования слов как приёмы художественной выразительности».

    В процессе урока интегрируются темы по литературе в 11-м классе

    « Особенности языка лирики С.Есенина»       и     русскому языку                    « Морфологические способы словообразования»,

    Цели урока:

1.Выявить особенности языковой стихии лирики С.Есенина.

2.Повторить знания о морфологических  способах словообразования и закрепить их на новом уровне.

3.Развивать устную и письменную речь учащихся.

5.Воспитывать интерес к искусству слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

    В процессе урока интегрируются темы по литературе в 11-м классе

    « Особенности языка лирики С.Есенина»       и     русскому языку                    « Морфологические способы словообразования слов как средство выразительности»

    Цели урока:

1.Выявить особенности языковой стихии лирики С.Есенина.

2.Повторить знания о морфологических  способах словообразования и закрепить их на новом уровне.

3.Развивать устную и письменную речь учащихся.

4.Воспитывать интерес к искусству слова.

 Техническое оборудование:

1.Тексты стихов С.Есенина.

2.Мультимедийная установка.

Ход урока.

1.Мобилизущий этап урока.

  (на доске  проекция   отрывков стихотворений С.Есенина)

Тёмная ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

На бугре берёза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи,моё сердечко,

Слушать песни гусляра.

Учитель:  ( несколько слов о художественном мире стихов Есенина) В своих произведениях поэт решает проблему личности и её связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создаёт в стихах собственную образную концепцию человека. Стихи поэта глубоко личностны: в них звучат и радость, и грусть, и надежда и тревога – всё переживаемое автором.

Сегодня мы обсудим ,что можно увидеть, услышать и почувствовать в стихах поэта. В своих стихах раннего периода, когда поэт  мечтал о гармонии в мире и в душе человека, создал многокрасочные образы природы, она одухотворена, она живёт: радуется , печалится, дышит.

Вопрос классу: прочитайте стихотворение на доске, как морфемный состав помогает понять отношение поэта к природе?

Ответ учащихся: уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньк-,-очк-,-ок- показывают нежное отношение С.Есенина к окружающему миру.

  Учитель: Особая роль здесь   уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые придавали  лирике  особую экспрессивность,

напевность.

Задание классу: Найдите  в предложенных стихах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сближающими их со стихией народного творчества

 ( в ответах выделяются такие морфемы , как –ушк-…,  -ышк- …. Они используются в словах:

   

       воробышки, головушка, лебёдушка,

        тропинкой, кривенькой, солнышко,

        кленёночек, лебедёночек, ягнёночек  - отмечаем  создание поэтом  особой метафоричности   при образовании слова « кленёночек» через использование идентичных суффиксов при образовании слов, со значением детёнышей животных .

    Ученики отмечают приёмы образования прилагательных  от существительных  при помощи суффикса  -… ов-. ..со значением …..

       ромашковый  луг, васильковое поле, липовая ветвь).

Задание  классу: прочитайте отрывки стихотворений С.Есенина.За счёт чего поэт обогащает лексический состав?

Повенчаюсь в непогоду с перезвонною волной

…………………………………………………..

Троицыно утро, утренний конон,

В роще по берёзкам белый перезвон.

…………………………………………………

Прозвенит девичий смех.

…………………………………………………

Под звон надломленой осоки

…………………………………………………

Весенний день звенит над конским ухом.

Ответ: Мы здесь видим удивительное словотворчество поэта, виртуозно использующего однокоренные слова.

Учитель: Найдите в стихах ещё однокоренные слова с корнем звон.

Ученики приводят примеры: (« перезвонная волна», «весення звень», «день звенит», «под звон ветвей», «белый перезвон по берёзкам», «звонко чахнут тополя», «молча ухает звездная звонница»)и делают вывод: удивительно, как часто  можно встретить в ткани стихов такие слова.

      Учитель:  Есенин активно использовал в своих произведениях различные способы словообразования, порой совершенно неожиданные, создавая картины  опоэтизированной деревенской жизни.  Активно используя суффиксальный способ образования существительных и прилагательных, автор добивался того, что слова нейтрального употребления превращались в  эмоционально окрашенную лексику. С. Есенин, широко употребляя  такой вид тропа, как олицетворение, использовал приставочно-суффиксальный способ, создавая природные образы, атмосферу деревенского быта, зачастую это одновременное присоединение приставки и возвратного суффикса –ся- (-сь).  

Задание классу: Привести примеры  таких использований.

   ( Ребята называют: принакрыться сереньким ситцем, принакрылась снежным серебром,  пригорюнились, избоченились избы).

   Учитель: В стихах позднего периода на смену восхищению окружающим миром пришло разочарование и ощущение трагизма бытия. В стихах можно наблюдать частое употребление глаголов с приставками   про- и от- ,  которые придают значения отстранённости от жизни.

   Задание классу:  (вовлечение учащихся  через актуализацию знаний).

     -Приведите примеры подобных случаев и укажите значение приставок (на основе домашнего  литературно-лингвистического задания).

   Ответы учащихся (используя мультимедийную установку для наглядности):

   Ученик №1 обращает на  внимание слова с приставками от- и в глаголах:

от -  глагольная приставка, означающая 1) конец, прекращение, окончательное выполнение действия; 2)удаление, устранение чего-либо, движение в сторону ( по словарю Ожегова).

    В стихах  С. Есенина  позднего периода …    находим: отговорила роща, отшумела жизнь, отцвела черёмуха, отзвенело лето.

Ученик №2 обращает внимание на слова с приставкой про-

про…-  глагольная приставка, означающая полную завершённость, исчерпанность действия, а также значение действия, совершаемого в один приём ( по словарю Ожегова)

    У С. Есенина: проплясал, проплакал дождь осенний;

                            пришлось процвесть, проскакал на розовом коне;

                            прозвенеть бронзой, пролетела юность;

                            промчится ветер, журавли, печально пролетая,не жалеют …ни о чём.

         Вывод учителя:Таким  образом,    слова с приставками   от-… и  про… придают особую окраску стихам, усиливая мотивы тоски, грусти, даже безысходности.

             Следует отметить  словотворчество поэта  в индивидуально-авторских словах-неологизмах:

   При помощи  традиционного суффикса –ист- ..  со значением признака  поэт  нетрадиционным способом от глагола «рыдать » ( при помощи  этого суффикса прилагательные образуются от существительных) образовал слово-неологизм   рыдалистая рожь ( рожь, которая рыдает).

 Приставочно-суффиксальным способом от существительного «песня» поэт создал глагол « выпеснил» (избе), т.е.- высказал в песне сокровенное.

 

   Вопрос классу: Какие ещё способы словообразования можно наблюдать в лирике С.Есенина?

Ученик: Можно встретить своеобразное, неожиданное образование сложных слов, порой с одновременным присоединением суффиксов, которые придают особую метафоричность, неповторимость лирическим образам:

   нежнопенная волна, на легкокрылых облаках, тонкогубый ветер, молитвословный ковыль, чисточетверговая свечка (свечка, зажжённая в чистый четверг перед Пасхой).

Учитель. Особое место в словотворчестве поэта занимает безаффиксный способ образования существительных со значением отвлечённого признака или собирательности.

Обращение к классу: Назовите примеры такого способа образования, отметьте, есть ли среди них неологизмы ( индивидуально-авторские слова)?

Ответы учеников:

зелень в цвету и росе

…вечер, как синь, затуманится

…снится полей малиновая ширь

…глухо болокают хлюпь камыши

…О лесная, дремучая муть

…вешняя звень поутру

Индивидуально-авторские слова: хлюпь, морщь, бредь,темь, березь,цветь

Задание классу: Используя таблицу (на доске выведена таблица способов словообразования), обобщите информацию и сделайте вывод о роли словообразования в  художественной выразительности стихов С.Есенина.

( ответы заносятся в таблицу, обобщая всё ,о чём говорилось на уроке)

Итоговое задание: Написать сочинение - миниатюру по предложенному тексту

 1.Вариант.« Способы словообразование как художественно-выразительное средство создания лирического произведения»(по одному из произведений С.Есенина)….(«Хороша была Танюша… (1911)

           

   

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Курсовой проект «Применение теории развития критического мышления на уроках литературы/русского языка»

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она ...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...

"Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)

Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть ...