Главные вкладки

    Методическая разработка урока - игры по теме: «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Алфутова Инесса Викторовна

    Работа состоит из разноуровневых заданий, направленных на проверку знаний содержания романа, его системы образов, а также позволяет проверить владение литературоведческими понятиями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл interaktivnaya_igra_chto_gde_kogda.docx25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План открытого урока по дисциплине «Литература»

    Урок №

    Дата проведения «__» января 2017 г.

    Время проведения

    Место проведения: 4 кабинет

    Группа 14 «Оператор связи», 1 курс

    Вид учебного занятия: практическое

    Тип урока: проверка знаний

    Тема 1.2. Особенности развития русской литературы

    во второй половине XIX века.    

    Тема урока: Контрольная работа по теме: «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».        

    Форма урока: интерактивной игры «Что? Где? Когда?»

             Слайд 1-2

    Цели и задачи: 

    Образовательные:

    • проверка знания содержания романа;
    • проверка владения литературоведческими понятиями.

    Развивающие:

    • развивать мышление обучающихся (логичность, абстрактность, гибкость);
    • способствовать развитию воссоздающего воображения, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию;
    • развивать устную и письменную речь.

    Воспитательные:

    • способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.);
    • расширять кругозор обучающихся, привить любовь к художественному слову.

    Межпредметные связи – русский язык, история.

    Методическая цель – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке в процессе работы с наглядным материалом (презентация).

    Методы и приемы: слово преподавателя, аналитическая беседа, метод творческого чтения (театральная постановка), исследовательский метод.

    Материально-техническое оснащение – проектор мультимедийный, экран, компьютер, монитор.

    Ход урока:

    Эпиграф:

    Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с

    родителями, жадно глотают еду и изводят учителя.

                                                  Сократ (470-399гг. до н.э.)

    Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости.

    В.Г.Белинский

    1. Оргмомент.
    2. Сообщение темы и целей урока.
    3. Основная часть

    Вступительное слово преподавателя:

    - Сегодня у нас контрольная работа в виде интерактивной игры «Что? Где? Когда?», она позволит проверить ваши знания романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Работа состоит из разноуровневых заданий, направленных на проверку знаний  содержания романа, его системы образов, а также позволяет проверить владение литературоведческими понятиями.

    Роман прочитан, на все вопросы получены ответы.

    - Сегодня мы попытаемся провести урок так, чтобы нам стало ясно, как вы знаете этот роман.

    События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства и демократической интеллигенции.

    Философские раздумья о смене поколений, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

    В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова.

    Вся группа делится на 2 команды во главе с капитанами. Ведет урок и оценивает выполнение заданий преподаватель.

    1 команда «ОТЦЫ» , 2 команда – «ДЕТИ».

    - Давайте познакомимся с наиболее яркими представителями непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

    (1-й конкурс. Представление капитанов (до 5 баллов).

    Слово капитанам команд.

    - Разрешите представиться:  Павел Петрович Кирсанов, 45 лет. Бывший военный  – капитан запаса.

    В молодости очень любил балы и общение с женщинами. Меня называли светским львом и денди. О  личной жизни не люблю рассказывать, скажу лишь, что испытал долгую и несчастную  любовь. Возможно  и женился бы, но одна встреча не дала мне такой возможности. Княгиня Р, которая стала предметом моего обожания . Это была безумная любовь,  роман с замужней женщиной, с репутацией довольно скверной. Я знал, что могу себя преодолеть, но не стал бороться. У неё с мужем не было детей, а по законам того времени церковь могла спокойно дать разрешение на развод, чего конечно она не желала. Хотя она и была княгине, не могу думать, что у неё имелись достаточные капиталы. Она уже привыкла к красивой жизни и расставаться с ней не имела никакого желания.

    Я переживал разлуку с ней. Что-то во мне сломалось. Вскоре пришло известие о её смерти.

    И тогда я решил уехать в глухую деревню к брату.

    Но и там я следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как  привык жить. Всегда брился, ходил в строгом английском костюме с накрахмаленнным воротничком  рубашки. Меня называют «аристократ до мозга костей» за  привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пить в назначенный час «свой какао».

    Каковы же мои «принсипы»?

    Во-первых, я придерживаюсь тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян, не переношу инакомыслия.

    Я люблю порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними мне приходится нюхать носовой платок, смоченный одеколоном.

    Я люблю потолковать о России, об общественном благе, о служении отечеству, но  сытая и спокойная жизнь меня устраивает и я ничего не хочу менять.

    Второй капитан

    - Евгений Базаров, можно просто Евгений Васильев, к вашим услугам. Отношу себя к демократам. Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем. Тут говорят, что я - нигилист, так это правда. Нигилист -  это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Я трезво сужу о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные пороки людей от безобразного состояния общества. Исправьте общество, и болезней не будет.

    Поэзия, на мой взгляд, пустая трата времени, «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

    Команда «ОТЦЫ» против команды «ДЕТИ»__________________слайд 5

    2-й конкурс!

    Разминка -   1 балл__за правильный ответ_____________________слайд 6                            

    1. Дайте определение термина КОМПОЗИЦИЯ.

    2. Назовите разновидности композиции.

    3. Какой элемент художественного пространства объединяет части композиции романа?

    4. Вспомните, как назывались имения Кирсановых, Одинцовой, Базаровых.

    Марьино, Никольское, Базаровка--------------------------------------------слайд 7

    Инструкция                                                                                                 слайд 8              

    1) Чтобы вращать волчок, щелкните по нему.

    2) Чтобы прочитать вопрос, щелкните по конверту или по сектору «13» (если выпал именно он).

    3) На обдумывание вопроса дается 2 минуты (1 минута – для ознакомления с вопросом + 1 минута – на обсуждение). Об окончании времени оповестит звуковой сигнал. О ходе времени можно узнать по ленте времени в правой части окна с вопросом.

    4) Чтобы узнать ответ, щелкните по полю «Правильный ответ».

    5) Чтобы вернуться к игровому столу, щелкните по красной кнопке со стрелкой в правой верхней части окна с вопросом.

    6) Чтобы покинуть игру, щелкните по красной кнопке с крестиком в правой верхней части окна с игровым столом или окна с инструкцией.

    3-й конкурс!

     По 1 вопросу каждой команде по очереди. За  правильный ответ- 1 балл.

    ______________________________________________________слайды 10-21

    1.Назовите полное имя главного героя романа «Отцы и дети».

    2. Какой персонаж перед нами? «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами…выражало самоуверенность и ум».

    3.Уважаемые знатоки ! Вопрос прислал критик Виссарион Белинский: « Вы все читали произведение «Отцы и дети». Скажите какая композиция в данном произведении?»

    4. Какой герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» произносит приведенные ниже слова: «нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит преданья – он патриархальный, он не может жить без веры...»

    5. На каком инструменте играет Николай Петрович Кирсанов?

    6. Какое  событие послужило основой для написания романа « Отцы и дети»?

    7. Кому принадлежат слова: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»?

    8. Кто такие нигилисты?

    9. Хобби Госпожи Кукшиной. Чем она занималась в свободное время?

    10. Куда был ранен Павел Петрович?

    11. Вставь пропущенные слова: «Время летит иногда…, иногда ползёт….; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит».

    12. К кому обращены слова Базарова: « Я нужен России…Нет, видно , не нужен. Да и кто нужен?»

    Театральная  пауза. Инсценировка «Спор между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым».

    4-й конкурс!

    Жюри подводит итоги домашнего задания - творческих работ от каждой команды на тему: «Мое окончание романа» (до 5 баллов).

    Лучшее эссе будет прочитано.

    Рефлексия. Составить синквейн на тему  «Я на уроке»

    Правила написания синквейна

    1-я строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

    2-я строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

    3-я строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    4-я строка - фраза обычно из четырёх слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или  фраза учащегося.

    5-я строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее личное отношение пищущего к теме.

    Подведём итоги!!!

    Домашнее задание.

    1. Прочитать статью Д. И. Писарева «Базаров».

    2. После прочтения статьи ответить на  вопросы:

    1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

    2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

    Заключительное слово учителя:

    - Мы убедились, что в романе “Отцы и дети” поднята одна из важных и актуальных на сегодняшний день тем. Это социальный конфликт поколений, отношения людей близких и далёких по духу. Я думаю, что этот роман не оставил равнодушным никого из вас, и каждый из вас придёт к своим выводам, которые он вынес из этого произведения, нельзя всем думать одинаково, но одно непререкаемо: надо наслаждаться каждым моментом жизни. Не спешить разрушать то, что сделано до тебя и, возможно, для тебя и во имя тебя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

    Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

    Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

    Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

    1. Методическая разработка урока-игры по теме "Общие основания прекращения трудового договора"

    Методическая разработка урока-игры  составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников данных специальностей  и предназначена для студентов средн...

    Методическая разработка урока-игры по теме Древнегреческая культура

    Разработка урока-игры по теме "Культура Древней Греции"...

    Методическая разработка урока-игры по теме "Квадратные корни", 8 класс, коррекционная школа

    Методическая разработка урока - игры по теме "Квадратные корни" для 8 класса коррекционной школы VII вида....

    Урок по литературе в 10 классе по теме "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Конфликт поколений"

    Кто из героев романа так остро переживает конфликт поколений и оставляет за собой право на вечность?Е. Базаров и Н.П. Кирсанов - характер отношений между героями, различие их взглядов на вечные пробле...