Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Л. Толстого "После бала"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Новожилова Ольга Романовна

Презентация помогает проанализировать идею рассказа Толстого "После бала", понять, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tolstoy_posle_bala.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы. 8 класс

Слайд 2

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

Слайд 3

Цели урока Понять авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора Продолжать учиться анализу эпизодов текста, делать выводы из своих наблюдений Развивать речь, учиться строить свои высказывания

Слайд 4

Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий; На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству; Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»; Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.

Слайд 5

Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете? Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году; Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом; Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса); Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал; Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле; У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.

Слайд 6

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя Ясная Поляна в наши дни Ясная Поляна при жизни писателя

Слайд 10

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Слайд 11

Какие события описаны в рассказе?

Слайд 12

Работа в группах Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.

Слайд 13

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Слайд 14

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу? Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Слайд 15

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал». О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ? Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Слайд 16

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе «После Бала»? Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Слайд 17

Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Слайд 18

Домашнее задание: Творческая работа «Утро, изменившее жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...