Главные вкладки

    Урок литературы в 11 классе на тему "Образ Воланда и его свиты в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Кузнецова Ольга Анатольевна

    Урок из серии "Добро и Зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Универсален в использовании. Может быть проведен в по любому учебному пособию по литературе. Урок разработан по требованиям ФГОС-2004 (тип - урок освоения новых знаний).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobro_i_zlo_v_romane_m.a.bulgakova_.docx27.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы  в 11 классе на тему

    «Образ Воланда и его свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Ф.И.О педагога __Кузнецова Ольга Анатольевна_Должность учитель русского языка  и литературы МОУ Водзимонская СОШ Вавожского района Удмуртской Республики_________________________________

    Полное название ОО (с указанием муниципального образования)_муниципальное общеобразовательное учреждение Водзимонская средняя общеобразовательная школа

    Предмет литература____________________

    Класс: _11__ Учебник (УМК, программа): «Литература. 11 класс» по программе Курдюмовой Т.Ф._________________________________________

            Тема урока: «Образ Воланда и его свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Тип урока:_ комбинированный______________________

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник, доска,кейсы с дополнительной литературой

    Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: уровень учебных возможностей класса – высокий, дети читают программный материал, владеют терминологией по предмету.

    Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

    Вид планируемых учебных действий

    Учебные действия

    Планируемый уровень достижения результатов обучения

    Предметные

    Работа по получению новых знаний

    Учащиеся узнают особенности образа Воланда в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Учащиеся получат возможность понять философский смысл изучаемого произведения

    Регулятивные

    Принятие учебных задач на урок;

    Организованность и дисциплина;

    Контроль учебного труда;

    Самооценивание

    Учащиеся поставят учебные задачи на уроке, оценят свои знания

    Учащиеся получат возможность научиться планировать и направлять свою деятельность 

    Познавательные

    Работа  с материалом учебника; с кейсом;

    Взаимообучение в парах и группах;

    Фронтальная беседа;

    Исследование

    Учащиеся узнают о разных  источниках информации

    Учащиеся получат возможность узнать особенности первого этапа исследовательской деятельности 

    Коммуникативные

    Формирование компетентности в общении со сверстниками, с учителем;

    Смысловое чтение;

    Участие в диалоге с учителем, со сверстником

    Учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    Учащиеся получат возможность научиться правильно строить публичные выступления.

    Личностные

    Обсуждение поступков героев через призму личностных составляющих учащихся

    Учащиеся узнают, что Добро и Зло, как в литературе, так и в жизни, всегда находятся в равновесии.

    Учащиеся получат возможность воспитать в себе устойчивый познавательный интерес к чтению, к совершенствованию собственной речи.

    Цель урока (для детей)

    Выяснить роль образа сатаны в романе «Мастер и Маргарита».

    Задачи урока

    1. Выяснить причины появления Воланда в Москве 30-х годов, какие поступки совершает герой.
    2. Выяснить, философскую теорию Воланда по отношению к Добру и Злу в вечности.
    3. Выяснить философскую теорию М.А.Булгакова по отношению к Добру и Злу.

    Мотивационный-целевой этап урока

    1. (на доске написана фраза «Добро побеждает зло.»)

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на запись на доске. Найдите в этом предложении подлежащее. Докажите.

    (Добро, т.к. никаких дополнительных сведений не предлагается – значит, прямой порядок слов).

    Учитель: Правильно. А если это предложение написано на вот такой странице:

    Михаил Афанасьевич Булгаков

    «Мастер и Маргарита».

    Добро побеждает зло

    (Мы не сможем с уверенностью сказать, какое из этих слов важнее, т.к. недостаточно изучен роман. Каждый читающий может прочитать по-своему)

    Учитель: можете предположить, какая тема сегодняшнего урока?

    (предлагать будут и то, и другое).

    Учитель: у меня есть еще одна подсказка.(На доске появляется эпиграф к роману).

    …так кто же ты, наконец?

    - Я – часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

    Гете «Фауст»

    Дети: Тема урока «Образ Воланда и его свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Учитель: Почему образ Воланда выведен в эпиграф ко всему роману? (Он – ключевая фигура романа, связующая разные временные пространства)

    Учитель: Скажите, что мы должны сегодня выяснить (т.е. какие задачи стоят перед нами)?

    (предполагают. В процессе беседы появляются задачи):

    1. Выяснить цель появления Воланда в Москве 30-х годов, какие поступки совершает герой.
    2. Выяснить, как относится Воланд к добру и злу.
    3. Выяснить, как относится М.А.Булгаков к добру и злу.

    Ориетировочный этап урока

    Учитель: Что необходимо сделать, чтобы решить задачи? (Найти информацию и ответить на вопросы)

    Где мы можем найти информацию?

    В каких формах работы легче будет найти нужную информацию и делать выводы?

    («Повторение домашнего задания»)

    Учитель: Я просила вас подготовить сообщение по учебнику.  Итак, есть ли в учебнике ответ на вопрос, с какой целью Воланд появляется в Москве 30-х годов?» (ответа нет или информация недостаточна).

    Поисково-исследовательский этап урока

    (Работа в парах)

    Значит, надо выяснить! Возьмите кейсы с дополнительным материалом и найдите ответ на поставленный вопрос. Работаем в парах. Время на данную работу – 3 минуты.

     (Социализация) Итак, с какой же целью, все-таки, Воланд появляется в Москве?

    (Ответы учащихся).

    Учитель: Вариантов много, все они справедливы, т.к. Воланд сам разным людям дает разный ответ на данный вопрос. Но нам необходимо выбрать доминирующую цель. (если не ответят – подсказка (судьба самого писателя).

    Вывод (Воланд появляется в Москве, чтобы спасти Мастера).

    Мы нашли ответ на первый из поставленных нами вопросов.

    Учитель: Сегодня в Интернет-просторах находятся читатели, которые считают, что Воланд бездействует, что он  ничего не делает. Всю деятельность причисляют только членам его свиты. Что можно сказать по этому поводу? Давайте вспомним, кто составляет его свиту.

    (Работа в группах)

    Учитель: Поделимся на группы. На столах у каждого из вас есть стикеры разных цветов. На них написаны ваши роли в группе. Поделитесь таким образом, чтобы ни в одной группе не было два стикера одинакового цвета. (Роли: лидер, секретарь, хранитель времени, оратор).

    Задание: Заполнить таблицу, предложенную учителем. Время - … минут

    Где происходит дейстие?

    Что происходит?

    Что говорит Воланд?

    Оценка поведения Воланда

    (+;  -; +/-)

    При встрече с М.Берлиозом и Иваном Бездомным (глава 1,3)

    В сценах с квартирой №50 в доме 302-бис на Садовой

    При встрече с Маргаритой

    (глава 22)

    На Великом балу полнолуния

    В сцене с Левием Матвеем (глава 29)

    Конец квартиры №50 (глава 27

    )

    В сцене после бала (глава 24)

    Учитель: Какие же выводы можно сделать по данной таблице? (пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившее Москву. Сатана наказывает людей за нарушение законов добра!!!)

    Учитель: мало того, Воланд – первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за нарушение законов Иисуса Христа.

    (беседа)

    Учитель:  теперь возникает вопрос – если и Иешуа, и Воланд творят добрые дела, то кто же они тогда в романе: образы-двойники? (нет. Они все-таки образы-антитезы. Воланд считает всех людей злыми и создает такие условия, при которых как бы обнажаются в людях плохие качества. А Иешуа считает всех людей добрыми!)

    (фрагмент художественного фильма)

    - Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, как относится к добру и злу М.А.Булгаков? (В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы Добра и Зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Это похоже на то, что мы не знали бы, что такое белый цвет, если б не было черного, что такое день, если б не существовало ночи)

    -Почему вы так решили?

    Домашнее задание

    На выбор:

    1. Пересказ статьи учебника про Иешуа.
    2. Для тех, кто любит исследовательскую деятельность: узнать, есть ли в вашем селе/деревне люди (не менее 2-х человек), которые не разделяют точку зрения М.Булгакова о Добре и Зле. Какова их точка зрения?
    3. Для IT-любителей: сделать буклет об образе Иешуа.
    4. Для будущих писателей: написать рассказ о похождениях Воланда в наши дни.
    5. Для Вовы: узнать, почему кот – Бегемот? и почему у Воланда набалдашник трости в форме головы пуделя?

    Рефлексивно-оценочный этап

    Учитель: Нам осталось поставить оценки за урок. Возьмите лист оценивания и поставьте сами себе оценку. Заполните второй столбик листа и сдайте его. Спасибо.

    Самооценка

    Оценка одноклассников

    Учитель: Чтобы подвести итог, давайте вернемся к предложению с начала урока. Скажите, так какое слово является главным в предложении Добро побеждает зло?

    (Они равноправны).

    Учитель: Хорошо. Тогда я просто поставлю здесь вопросительный знак. Очень даже может быть, что в конце следующего урока вы скажете совершенно другое, потому что роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» уникален не только в плане художественного пространства, но и философского смысла тоже. В этом романе нет ничего лишнего и ничего случайного тоже.

    Учитель (методика «Углы»). Вот у Воланда на портсигаре червонного золота был бриллиантовый треугольник. Мы знаем, что он символизирует Святую Троицу. Возьмем символ треугольника. Вам надо встать в угол, один из трех. На стене написаны предложения, которое из них наиболее близко вам – туда и идите. «Я разделяю мнению М.Булгакова», - «Я не согласен с автором романа», 3 – «Я не до конца понял роман М.Булгакова». Объясните ваш выбор.

    Учитель: Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»

    Урок  литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации,  мультимедиа  проводится  на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина....

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

    урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

    Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

    Урок литературы в 7 классе с презентацией "Нравственные и социальные проблемы в романе Пушкина Дубровский"

    План-конспект урока литературы в 7 классе по теме«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»Цели урока:Обучающие:•        обучать умению с...

    Урок литературы в 11 классе. М.А. Булгаков "Люди как люди" в романе "Мастер и Маргарита".

    Работа напечатана в сборнике Московского городского педагогического университета. Инновационное движение "Наша новая школа". 2013г....

    Урок литературы в 11 классе на тему "Образ Воланда и его свиты в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

    Урок из серии "Добро и Зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Универсален в использовании. Может быть проведен в по любому учебному пособию по литературе. Урок разработан по требованиям ФГОС...