Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской конференции "Классика и современность на уроках литературы и во внеклассной работе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_28.04.2017.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткаченко Светлана Павловна – учитель МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода
Конспект урока литературы
Конспект урока литературы в VI классе
Тема: «Послевоенное детство в творчестве русских писателей»
(по рассказу А. Приставкина «Фотографии»)
Цели урока:
Обучающая
∙ Научить вдумываться в текст, постигать его смысл, идею.
Развивающие
∙ Отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру.
∙ Развитие умений и навыков анализа художественного текста.
∙ Развитие умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера.
∙ Развитие творческих способностей учащихся.
∙ Развитие монологической речи.
Воспитательные
∙ Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война – «страшное дело».
∙ Обсудить проблему ответственности человека за ту линию, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.
1. Дети сидят в группах по 5–6 человек. На партах текст рассказа А.Приставкина «Фотографии», цветная бумага, карандаши.
2. В начале урока используется видеоролик «Старинный альбом» (под музыку «Рио Рита» демонстрируются фотографии А.Приставкина в разные годы жизни: детство, родители, сестра, детский дом, писатель с женой и дочерью)
3. При работе в группах используются четыре фотографии формата А4 (первая фотография – брат и сестра рассматривают фотографии своей семьи, вторая фотография – тот же кадр, но без фото мамы, третья фотография – то же, но без фото с папой, четвёртая фотография – дети смотрят фото, где они вдвоём).
4. Инсценировка рассказа А.Приставкина «Фотографии».
5. Индивидуальное задание по линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина».
6. Учитель и ученики приносят на урок фотографии своих родных для «Бессмертного полка».
7. В конце урока используется звук метронома.
Ход урока.
1. Организационный этап. Приветствие гостей.
2. Определение темы, цели, задач урока.
– Начинаем наш урок! Внимание на экран! (Видеоролик «Старинный альбом»)
Рассмотрите предложенные фотографии. Предположите, какое время в истории нашей страны отражено на фотографиях и кто эти люди. (Ученики говорят о том, что это довоенные, послевоенные и современные фотографии, на которых запечатлена одна семья)
– Ребята, благодаря этим фотографиям перед вами выстроилась линия жизни одного человека. И он будет сегодня героем нашего урока. (Это лента времени– тоже текст «новой природы»)
– Предположите, о ком идёт речь. (Анатолий Приставкин)
– Какие факты из биографии писателя вам известны? (Дети кратко рассказывают о жизни А.Приставкина)
– Можем ли мы утверждать, что факты биографии А.Приставкина легли в основу его произведений?
– И если наш урок начался с фотографий из старинного альбома, предположите, о каком произведении Приставкина идёт речь. (Рассказ «Фотографии»)
– Содержание этого произведения вам знакомо. Сформулируйте тему урока. (Военное и послевоенное детство в творчестве русских писателей)
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке? Какие задачи планируете решить?
3. Инсценировка рассказа.
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ).
– Давайте вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц и имеющее одну сюжетную линию.)
– О каком эпизоде из жизни героя пойдёт речь в произведении? (О военном и послевоенном детстве, о жизни в детском доме).
– Вспомните произведения, где показана тема войны в жизни детей. (Е.Дубровин «В ожидании козы», В.Гоби «Детская комната», М.Пришвин «Козочка» и др.)
– Для того чтобы вспомнить содержание рассказа А.Приставкина, предлагаю посмотреть инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками.
–Удалось ли вашим одноклассникам передать внутреннее состояние и чувства героев рассказа А.Приставкина?
4. Работа с текстом произведения.
А) Работа в парах.
– Итак, рассказ А. Приставкина перед вами. Обратимся к содержанию. И для того, чтобы ответить на первый вопрос по тексту произведения, объединитесь в пары.
– Какое время описывает Приставкин в рассказе, и аргументируйте свою точку зрения словами из текста. («Мы жили далеко от дома», «Папа на фронте фашистов бьёт»)
– Сделайте вывод о том, что означает война в жизни брата и сестры. (Война – разлучница, она разлучила их и с домом, и с родными)
Б) Работа в группах, индивидуальное задание.
– Весь ужас войны описан А.Приставкиным в рассказе «Фотографии». И для того, чтобы понять смысл произведения, давайте представим, что каждый из вас – фотограф. Сколько фотоснимков рассказа вы бы сделали? Аргументируйте свой ответ. (Получается четыре кадра – дети рассматривают фотографии всей семьи, брат показывает сестре фотографии, где нет мамы, ребята смотрят фотографии, на которых нет папы, заключительный кадр – дети глядят на свои собственные фотографии).
– Предлагаю поработать в группах. Представители групп, получите задания. А индивидуальное задание по линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина» выполнит…(вызывается один ученик).
Задания 1 группе
1) Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для первого отрывка рассказа «Фотографии»?
2) Расскажите о брате, его отношении к сестре. Как писатель раскрывает образ мальчика?
3) Почему брат показывает сестрёнке семейные фотографии?
4) Что война значит в жизни героев?
5) Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 1 отрывка рассказа?
Задания 2 группе
1. Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для второго отрывка рассказа «Фотографии»?
2. Опишите состояние мальчика, когда он узнал о смерти мамы.
3. Почему брат не убежал из детского дома? Как этот поступок характеризует мальчика?
4. Как мальчик рассказывает сестрёнке о родных?
5. Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 2 отрывка рассказа?
Задания 3 группе
1. Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для третьего отрывка рассказа «Фотографии»?
2. Опишите состояние мальчика, когда он узнал о смерти папы. Что значит война в жизни героя?
3. Как мальчик рассказывает сестре о тёте и смерти папы?
4. Как в отрывке описывается отношение брата к сестре?
5. Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 3 отрывка рассказа?
Задания 4 группе
1. Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для четвёртого отрывка рассказа «Фотографии»?
2. Почему завуч сообщает мальчику новость о тёте, «глядя в бумаги»?
3. Показывает ли автор состояние ребёнка после того, как тот слышит новости о тёте? Почему?
4. Как вы понимаете смысл последнего предложения рассказа «Фотографии»?
5. Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 4 отрывка рассказа?
Индивидуальное задание
Ответьте на вопрос: «Как раскрывается тема военного детства в линогравюре «Безотцовщина» Станислава Степановича Косенкова?»
(Даётся время для выполнения заданий)
5. Проверка выполненных работ в группах
Учитель крепит на доску первую фотографию (первый кадр) формата А4, представляющую первую часть рассказа А.Приставкина – отвечает первая группа или представители.
Учитель крепит на доску вторую фотографию формата А4, представляющую вторую часть рассказа А.Приставкина – отвечает вторая группа или представители.
Учитель крепит на доску третью фотографию формата А4, раскрывающую смысл ещё одной части рассказа А.Приставкина – отвечает третья группа или представители.
Учитель крепит на доску четвёртую фотографию формата А4, представляющую смысл финала рассказа – отвечает четвёртая группа или представители.
Подведение итога промежуточного этапа работы групп учителем:
– Обратите внимание на то, как меняется цветовая гамма рассказа! Финал – то оптимистичен!
– А как раскрывается тема военного детства в линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина»? (Проверка индивидуального задания).
–Кого называли безотцовщиной?
–Почему этих детей художник тоже так называет?
–Чем стала война в жизни этих ребятишек?
5. Подведение итогов урока.
– Итак, какова была тема нашего урока? Реализована ли тема урока?
– Какова тема рассказа А.Приставкина «Фотографии»? (Тема детей войны, сиротства).
– Почему А.Приставкин назвал свой рассказ именно так? (Фотографии – это память и связь поколений).
6. Домашнее задание.
1. Обязательный уровень
Подготовить иллюстрацию понравившегося эпизода из рассказа А.Приставкина «Фотографии»
2. Тренировочный уровень
Прочитать рассказ М.Пришвина «Козочка». Какая тема объединяет рассказы А.Приставкина и М.Пришвина? Аргументировать свой ответ
3. Творческий уровень
Как сложилась судьба героев рассказа А.Приставкина «Фотографии»? Написать сочинение–продолжение рассказа.
7. Завершение урока.
– В преддверии великого праздника – Дня Победы – я хочу, чтобы память о том страшном времени оставалась в наших сердцах фотографиями родных, защитивших наш мир.
– Слово им, ветеранам Бессмертного полка!
(Учитель выходит в центр класса и поднимает фотографию ветерана)
– Это фотография моего дедушки Лупандина Александра Михайловича. Он вернулся с войны инвалидом. Награждён орденом Великой Отечественной войны I степени.
(За учителем ученики выходят с фотографиями ветеранов – своих родных– и представляют их).
– Уважаемые гости! Посмотрите! (Учитель показывает на себя и учеников) – Это мы!
(Учитель показывает на фотографии ветеранов Бессмертного полка) – И здесь тоже мы! Ведь нас очень много, правда? (это последняя фраза рассказа А.Приставкина «Фотографии»)
Звук метронома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: "А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты."
Конспект урока по программе Меркина Г. С....
Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.» Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...