Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ткаченко Светлана Павловна

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской конференции "Классика и современность на уроках литературы и во внеклассной работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_28.04.2017.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ткаченко Светлана Павловна – учитель МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы в VI классе

Тема: «Послевоенное детство в творчестве русских писателей»

(по рассказу А. Приставкина «Фотографии»)

Цели урока:

Обучающая

​ Научить вдумываться в текст, постигать его смысл, идею.

Развивающие

​ Отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру.

​ Развитие умений и навыков анализа художественного текста.

​ Развитие умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера.

​ Развитие творческих способностей учащихся.

​ Развитие монологической речи.

Воспитательные

​ Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война – «страшное дело».

​ Обсудить проблему ответственности человека за ту линию, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.

1.​ Дети сидят в группах по 5–6 человек. На партах текст рассказа А.Приставкина «Фотографии», цветная бумага, карандаши.

2.​ В начале урока используется видеоролик «Старинный альбом» (под музыку «Рио Рита» демонстрируются фотографии А.Приставкина в разные годы жизни: детство, родители, сестра, детский дом, писатель с женой и дочерью)

3.​ При работе в группах используются четыре фотографии формата А4 (первая фотография – брат и сестра рассматривают фотографии своей семьи, вторая фотография – тот же кадр, но без фото мамы, третья фотография – то же, но без фото с папой, четвёртая фотография – дети смотрят фото, где они вдвоём).

4.​ Инсценировка рассказа А.Приставкина «Фотографии».

5.​ Индивидуальное задание по линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина».

6.​ Учитель и ученики приносят на урок фотографии своих родных для «Бессмертного полка».

7.​ В конце урока используется звук метронома.

Ход урока.

1.​ Организационный этап. Приветствие гостей.

2.​ Определение темы, цели, задач урока.

– Начинаем наш урок! Внимание на экран! (Видеоролик «Старинный альбом»)

Рассмотрите предложенные фотографии. Предположите, какое время в истории нашей страны отражено на фотографиях и кто эти люди. (Ученики говорят о том, что это довоенные, послевоенные и современные фотографии, на которых запечатлена одна семья)

– Ребята, благодаря этим фотографиям перед вами выстроилась линия жизни одного человека. И он будет сегодня героем нашего урока.  (Это лента времени– тоже текст «новой природы»)

– Предположите, о ком идёт речь. (Анатолий Приставкин)

– Какие факты из биографии писателя вам известны? (Дети кратко рассказывают о жизни А.Приставкина)

– Можем ли мы утверждать, что факты биографии А.Приставкина легли в основу его произведений?

– И если наш урок начался с фотографий из старинного альбома, предположите, о каком произведении Приставкина идёт речь. (Рассказ «Фотографии»)

– Содержание этого произведения вам знакомо. Сформулируйте тему урока. (Военное и послевоенное детство в творчестве русских писателей)

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке? Какие задачи планируете решить?

3.​ Инсценировка рассказа.

– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ).

– Давайте вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц и имеющее одну сюжетную линию.)

– О каком эпизоде из жизни героя пойдёт речь в произведении? (О военном и послевоенном детстве, о жизни в детском доме).

– Вспомните произведения, где показана тема войны в жизни детей. (Е.Дубровин «В ожидании козы», В.Гоби «Детская комната», М.Пришвин «Козочка» и др.)

– Для того чтобы вспомнить содержание рассказа А.Приставкина, предлагаю посмотреть инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками.

–Удалось ли вашим одноклассникам передать внутреннее состояние и чувства героев рассказа А.Приставкина?

4. Работа с текстом произведения.

А) Работа в парах.

– Итак, рассказ А. Приставкина перед вами. Обратимся к содержанию. И для того, чтобы ответить на первый вопрос по тексту произведения, объединитесь в пары.

– Какое время описывает Приставкин в рассказе, и аргументируйте свою точку зрения словами из текста. («Мы жили далеко от дома», «Папа на фронте фашистов бьёт»)

– Сделайте вывод о том, что означает война в жизни брата и сестры. (Война – разлучница, она разлучила их и с домом, и с родными)

Б) Работа в группах, индивидуальное задание.

– Весь ужас войны описан А.Приставкиным в рассказе «Фотографии». И для того, чтобы понять смысл произведения, давайте представим, что каждый из вас – фотограф. Сколько фотоснимков рассказа вы бы сделали? Аргументируйте свой ответ. (Получается четыре кадра – дети рассматривают фотографии всей семьи, брат показывает сестре фотографии, где нет мамы, ребята смотрят фотографии, на которых нет папы, заключительный кадр – дети глядят на свои собственные фотографии).

– Предлагаю поработать в группах. Представители групп, получите задания. А индивидуальное задание по линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина» выполнит…(вызывается один ученик).

Задания 1 группе

1)​ Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для первого отрывка рассказа «Фотографии»?

2)​ Расскажите о брате, его отношении к сестре. Как писатель раскрывает образ мальчика?

3)​ Почему брат показывает сестрёнке семейные фотографии?

4)​ Что война значит в жизни героев?

5)​ Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 1 отрывка рассказа?

Задания 2 группе

1.​ Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для второго отрывка рассказа «Фотографии»?

2.​ Опишите состояние мальчика, когда он узнал о смерти мамы.

3.​ Почему брат не убежал из детского дома? Как этот поступок характеризует мальчика?

4.​ Как мальчик рассказывает сестрёнке о родных?

5.​ Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 2 отрывка рассказа?

Задания 3 группе

1.​ Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для третьего отрывка рассказа «Фотографии»?

2.​ Опишите состояние мальчика, когда он узнал о смерти папы. Что значит война в жизни героя?

3.​ Как мальчик рассказывает сестре о тёте и смерти папы?

4.​ Как в отрывке описывается отношение брата к сестре?

5.​ Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 3 отрывка рассказа?

Задания 4 группе

1. Какое цветовое настроение, по вашему мнению, характерно для четвёртого отрывка рассказа «Фотографии»?

2. Почему завуч сообщает мальчику новость о тёте, «глядя в бумаги»?

3. Показывает ли автор состояние ребёнка после того, как тот слышит новости о тёте? Почему?

4. Как вы понимаете смысл последнего предложения рассказа «Фотографии»?

5. Какое (–ие) ключевое (–ые) слово (–а) можно использовать для передачи смысла 4 отрывка рассказа?

Индивидуальное задание

Ответьте на вопрос: «Как раскрывается тема военного детства в линогравюре «Безотцовщина» Станислава Степановича Косенкова?»

(Даётся время для выполнения заданий)

5. Проверка выполненных работ в группах

Учитель крепит на доску первую фотографию (первый кадр) формата А4, представляющую первую часть рассказа А.Приставкина – отвечает первая группа или представители.

Учитель крепит на доску вторую фотографию формата А4, представляющую вторую часть рассказа А.Приставкина – отвечает вторая группа или представители.

Учитель крепит на доску третью фотографию формата А4, раскрывающую смысл ещё одной части рассказа А.Приставкина – отвечает третья группа или представители.

Учитель крепит на доску четвёртую фотографию формата А4, представляющую смысл финала рассказа – отвечает четвёртая группа или представители.

Подведение итога промежуточного этапа работы групп  учителем:

– Обратите внимание на то, как меняется цветовая гамма рассказа! Финал – то оптимистичен!

– А как раскрывается тема военного детства в линогравюре С.С.Косенкова «Безотцовщина»? (Проверка индивидуального задания).

–Кого называли безотцовщиной?

 –Почему этих детей художник тоже так называет?

–Чем стала война в жизни этих ребятишек?

5. Подведение итогов урока.

– Итак, какова была тема нашего урока? Реализована ли тема урока?

– Какова тема рассказа А.Приставкина «Фотографии»? (Тема детей войны, сиротства).

– Почему А.Приставкин назвал свой рассказ именно так? (Фотографии – это память и связь поколений).

6. Домашнее задание.

1. Обязательный уровень

Подготовить иллюстрацию понравившегося эпизода из рассказа А.Приставкина «Фотографии»

2. Тренировочный уровень

Прочитать рассказ М.Пришвина «Козочка». Какая тема объединяет рассказы А.Приставкина и М.Пришвина? Аргументировать свой ответ

3. Творческий уровень

Как сложилась судьба героев рассказа А.Приставкина «Фотографии»? Написать сочинение–продолжение рассказа.

7. Завершение урока.

– В преддверии великого праздника – Дня Победы – я хочу, чтобы память о том страшном времени оставалась в наших сердцах фотографиями родных, защитивших наш мир.

– Слово им, ветеранам Бессмертного полка!

(Учитель выходит в центр класса и поднимает фотографию ветерана)

– Это фотография моего дедушки Лупандина Александра Михайловича. Он вернулся с войны инвалидом. Награждён орденом Великой Отечественной войны I степени.

(За учителем ученики выходят с фотографиями ветеранов – своих родных– и представляют их).

– Уважаемые гости! Посмотрите! (Учитель показывает на себя и учеников) – Это мы!

(Учитель показывает на фотографии ветеранов Бессмертного полка) – И здесь тоже мы! Ведь нас очень много, правда? (это последняя фраза рассказа А.Приставкина «Фотографии»)

Звук метронома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

Конспект урока по литературе в 8 классе  Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»   Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...