Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы. 9 класс (Урок-исследование с элементами учебной дискуссии). Тема: "Мир сентиментализма. Любовь, зачем ты мучаешь меня..."
    методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

    Тихвинская Наталья Борисовна

    В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

    Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

    ·         постановка проблемы, выдвижение гипотезы;

    ·         повторение теории, посвящённой данной проблематике;

    ·         подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

    ·         обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 9 классе

    Пояснительная записка

    В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

    Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

    • постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
    • повторение теории, посвящённой данной проблематике;
    • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
    • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

    Тема: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня…

    Технология: урок-исследование с эл. учебной дискуссии

    Класс: 9

    Автор урока: Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы

    Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 261

    Цель: определить проблематику повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» посредством учебной дискуссии, создать текст- рассуждение по выбранной проблеме, сформулировать главный проблемный вопрос.

    Задачи: 1. Расширение понятия «философия жизни», формирование философской картины мира в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

    2. Совершенствование умений соотносить литературные направления с соответствующими художественными произведениями.

    3. Обучение формулированию проблемных вопросов с помощью учебной дискуссии.

    Опережающее задание к уроку семерым учащимся:

    1. Подготовить короткую обзорную историческую справку о Н.М.Карамзине.

    ДЗ к уроку:

    1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

    2. Составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

    Ход урока

    1 Орг. момент.

    2. Историческая справка про Н.К.Карамзина

    Мини-выступления учащихся

    -1 ученик – короткая биогр. справка

    - 2 ученик – Карамзин – поэт

    - 3 ученик – Карамзин – историк

    - 4 ученик – Карамзин – журналист

    - 5 ученик – Карамзин – общ. деятель

    - 6 ученик – Карамзин – реформатор русского языка

    - 7 ученик – Карамзин – прозаик – сентименталист – повесть «Бедная Лиза»

    3.  Анализ повести Н.К. Карамзина «Бедная Лиза»

    А.

    - Что бы вы хотели от сегодняшнего урока? На какие  вопросы хотели бы получить ответы? (частичная реализация ДЗ)

    Анализ эпиграфа:

    И нежная улыбка пробежала

    Красавицы на пламенных устах,

    И вот она с томлением в глазах

    К любезному в объятия упала...

    «Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,

    Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

    А. С. Пушкин «Рассудок и любовь».

    - Прочитайте эпиграф

    -  Этот эпиграф имеет отношение к повести? (Какое?)

    - Придумайте вопрос, ответ на который показал бы связь эпиграфа с повестью?

    (Как связан с повестью?)

    Б. Давайте обозначим некоторый теоретический аспект:

    - род литер.? – эпос (аргументация)

    - жанр произведения? – повесть (аргументация)

    - композиция? – «рассказ в рассказе» (аргументация)

    В. Сюжет.

     - Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.

    - Почему Карамзин написал не несколько предложений, а 18 страниц?

     - Какой герой является главным?  (Лиза) Аргумент.

    - Какую характеристику дают ей другие герои? А вы?  (письменно в раб. листе)

     - К какому литературному направлению относится  произведение Н.М.Карамзина?   Докажите.

     - Какова роль пейзажа?  (Примеры из текста) Природа осуждает Лизу?

    Работа с текстом:

    «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко­торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») и др.

    Обсуждение в дискуссии

    Выводы

    Высшие силы представлены в образе природы:

    ОНА 1. Воплощение красоты.

             2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

    ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

    Г. Определение проблематики повести.

     - Как вы думаете, в этой повести автором поставлен 1 пробл. вопрос или несколько? Ответ + аргумент

    Обсуждение

    Работа экспертной группы (2 чел. реализация ДЗ)

    Учащиеся сдают составленные вопросы экс. группе, которая садится отдельно, анализирует поступивший пакет вопросов и выявляет на их основе круг  проблем:

    • Проблема любви (сердца и разума)                           слайд  13
    • Проблема рока и обстоятельств
    • Проблема природы и человека

    Остальная часть класса в это время ведет обсуждение по поводу выделенного круга проблем:

    - Любовь для героев мучение или награда? (а если по Карамзину?)

    - Повесть Карамзина совсем безнадежна? (при затруднении – с. 78 учебника)

    - Рок и обстоятельства – это одно и то же?

    Обстоятельства – сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.

    Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.

    РОК - ?

    НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

    - Природа осуждает Лизу? (аргументация – по тексту)

    Обсуждение в дискуссии

    Класс делится на 3 группы в соответствии с выбором 1 из проблем

    Эксперты расходятся по группам  (по интересам)

    Д.  Рождение текста

    Задание: одну из проблем сформулировать  в виде вопроса, затем ответить на него письменно.

    Можно тихо переговариваться.

     Е. Представление результата.

    Выступают представители от  каждой группы

    Обсуждение с классом (попытка формулирования 1 главного проблемного вопроса). Выводы.

    Например: Что важнее: любовь или обстоятельства жизни, препятствующие любви?

    Пример текста, составленного учащимися:

    «Важнее любовь, но в душе Эраста есть как хорошие чувства и побуждения: встретив Лизу, он искренно влюбляется и надеется найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условности светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может приспособиться к жизни простых людей. Он вынужден подчиняться законам светского общества, расплачиваясь за свои шалости, и поэтому губит Лизу, губит любовь».

    Заключительные выводы

    В этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

    В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье.  

    ДЗ Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) Тема урока: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня… Повесть «Бедная Лиза»

    Слайд 2

    Хотел писать я много О том, как человеку Себя счастливым сделать И мудрым быть в сей жизни. Н.М. Карамзин

    Слайд 3

    Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня… Наследие Н.М.Карамзина как поэта, историка, журналиста, общественного деятеля, реформатора русского языка, прозаика в современную эпоху

    Слайд 5

    Проза и поэзия Карамзина оказали значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов (благотворительность, влюблённость, вольнодумство, достопримечательность, промышленность, трогательный, человечный), так и заимствований (тротуар, кучер). Карамзин одним из первых начал использовать букву Ё. Реформа русского языка

    Слайд 6

    Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

    Слайд 7

    Тема урока: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня… Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза.

    Слайд 8

    Тема урока: мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня… Н.М.Карамзин «Бедная лиза » И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

    Слайд 9

    Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция «Рассказ в рассказе» * Наличие рассказчика. Для чего?

    Слайд 10

    СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста. Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. К какому литературному направлению относится произведение Н.М.Карамзина? Докажите.

    Слайд 11

    Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

    Слайд 12

    Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

    Слайд 13

    Какую характеристику герою дает автор? ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

    Слайд 14

    Проблематика повести Проблема любви (сердца и разума) Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

    Слайд 15

    Главный проблемный вопрос

    Слайд 16

    Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

    Слайд 17

    Тема разума, рассудка и любви ЭРАСТ . Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

    Слайд 18

    Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

    Слайд 19

    Каков Эраст? Как его характеризует автор? Эраст Эгоизм, легкомыслие Жизнь из удовольствий Доброе сердце Богатый дворянин Доброе лицо Слабый и ветреный Ищет счастье в забавах

    Слайд 20

    Тема разума, рассудка и любви Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

    Слайд 21

    Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

    Слайд 22

    Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.

    Слайд 23

    Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

    Слайд 24

    Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств Смущение Грусть Безумная радость Печальное раздумье Восторг Страх Величайшее беспокойство Отчаяние Потрясение САМОУБИЙСТВО

    Слайд 25

    Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

    Слайд 26

    Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

    Слайд 27

    Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор . 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

    Слайд 28

    Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством : обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ). «….тут образ Богоматери обращает неприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

    Слайд 29

    Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

    Слайд 30

    ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?

    Слайд 31

    Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

    Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

    Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

    Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

    Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

    Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

    методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

    Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

    Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

    Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"

    Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...