Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок внеклассного чтения

по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Тема:  «Дорога к добру и милосердию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pl-konsp.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок внеклассного чтения

по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Тема:  «Дорога к добру и милосердию».

                                                                           

                                                                                Учитель: Казанцева И. В.

Урок внеклассного чтения

по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Дорога к добру и милосердию.

Цель:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по совершенствованию навыков чтения;

создавать условия для формирования умения анализировать прочитанную повесть;

-развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия,  умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; осуществлять выбор эффективных путей решения проблемы;
-воспитывать способность сопереживать, сострадать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Задачи личностного развития:

 -способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;

-способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

-формировать навыки взаимооценки и самооценки обучающихся при работе.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, выставка рисунков учащихся.

Дидактические материалы к уроку: презентация,карточки.

                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

 Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Прослушивание  записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жить в трущобах городских…»).

 - Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её?
Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне

3.  Актуализация знаний и углубление изученного.

1)Беседа.

    - О чём вас заставила задуматься эта повесть?


- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

2) Рассказ учителя о писателе.

 Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона, но при этом находили, что было бы более «по-людски», если бы он принимал подношения. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.
Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло  много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».

        Г. Короленко, окончив Ровенскую гимназию, стал студентом          Петровской земледельческой и лесной академии, но был исключен из нее за протест против действий начальства. Тюрьма, этапы, ссылка вскоре стали для него своеобразными «университетами». Он овладевает сапожным ремеслом, работает на железной дороге и везде пишет. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).

2)Работа с произведениями изобразительного искусства.

- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека:

 В. Г. Перов «Тройка», «Спящие дети»;

 К. В. Лемох «Нищенка»;

 П. П. Чистяков «Нищие дети»;

 Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»;

 В. П. Якоби «Осень»)


4. Работа с текстом повести.


Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».
1) «Тёмные личности»
- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему?
- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?
- Найдите описание старого замка и часовни.
- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?

2)Драма в семье судьи.

Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?
- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий?

-Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?
- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»?
- Каким видится сын отцу?
- А каким видится отец сыну?

3)Дружба с Валеком и Марусей.
- Почему же Вася «начал бродяжничать»?
- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе?
- А есть ли что-то, сближающее их?

-  Что разделяет Васю и детей подземелья?
- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу?

 - Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?
- Докажите, что Вася – настоящий друг.

4) История с куклой.


- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?

- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой.

5) Разговор Валека и Васи о булках.

- Почему Вася, твердо знающий, что "воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их "дурными”?

- А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова "Тыбурций с детьми” . Что в центре иллюстрации?

(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка "темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

5. Закрепление.

 Работа в группах.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

- Какими качествами, добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

- Мне в толковании этих слов помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

- А Вася наделён этими добродетелями?

 Сейчас я предлагаю каждой группе отыскать у главного героя Васи эти качества. (Каждой группе раздаются карточки с одним словом. Ответы учащихся строятся на рассуждении.)

 1 группа

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Без любви добра не бывает.

Настоящую любовь можно узнать по  тому, насколько от неё человек становится лучше... Л.Андреев

2 группа

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. Д.С.Лихачёв

3 группа

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)

Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие – ключ к сердцу. Философ Буаст.

4 группа

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.

Истинное сострадание – это любовь в действии.  Сэмюэл Джонсон.

Милосердие и сострадание к ближнему есть свет душевный.

5 группа

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед    окружающими людьми, обществом.

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

 Защита работ каждой группы.

 Выводы.

 Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о   сострадании, и милосердии, и доброте, и любви… Одно невозможно без другого.

Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим?

- Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

6.Итог урока. Рефлексия.

 

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  2. Сумел ли ты получить новые знания?
  3. Ты был активен на уроке?
  4. Ты сумел показать свои знания?

 7. Домашнее задание.

     Три варианта письменных заданий (по выбору):

      1. Какую дорогу в жизни выберет Вася?

      2. Что рассказал Тыбурций отцу Васи?

      3. Рассказ старых стен часовни.

     Литература для внеклассного чтения.

   1. А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется».

   2. Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под   землёй».

       3. А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр».

       4. М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота».

       5. Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».

       6. Г.Мало. «Без семьи».

       7. Ч.Диккенс. «Оливер Твист».

       8. А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....